Происшествия

«За несколько сгнивших стеблей конопли, найденных в куче огородного мусора, меня хотят посадить на 12 лет!»

4:00 — 19 января 2012 eye 4275

Пенсионерам из села Неслухов Каменка-Бугского района на Львовщине Анне и Ивану Зубавленко «светит» суровая статья: «Изготовление, хранение и сбыт наркотиков в особо крупных размерах», которая предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией всего имущества. Старики, успевшие с начала следствия и побывать в больнице, и отсидеть в следственном изоляторе, до сих пор никак не могут прийти в себя от шокирующих обвинений.

Бабушка Анна, встретившая корреспондента «ФАКТОВ» во дворе своего дома, даже отдаленно не напоминает процветающего наркоторговца: старый платок на голове, стоптанные сапоги, на потертый халат надет по случаю приезда гостей «праздничный» теплый свитер, да и тот не «первой молодости».

«Какие из нас наркодельцы, мы всю жизнь тяжело работали!»

— Вы не представляете, что нам с дедом пришлось пережить, — всхлипывая, говорит Анна Зубавленко. — Какие из нас наркодельцы, мы всю жизнь тяжело работали! До 1994 года жили во Львове, вместе с мужем трудились в одной строительной организации, от нее и квартиру получили. Но потом мне пришлось стать дворником. Дочка очень болела — инвалид с детства, за ней требовался постоянный уход. Сколько операций бедняжке пришлось перенести! А когда тяжело заболела моя мама, нужно было и за ней ухаживать. Вот и перебрались в село — в родительский дом. После маминой смерти остались в селе, оставив дочке городскую квартиру…

Эта криминальная история началась в сентябре прошлого года с банального происшествия: в соседнем селе Дедилив у кого-то украли культиватор. В поисках похищенного правоохранители начали обходить дом за домом.

— Сейчас мы уже знаем, что для проведения обысков нужна соответствующая санкция, присутствие понятых, а тогда были юридически безграмотными, — огорченно разводит руками бабушка Анна. — Зашедшим к нам троим милиционерам из Каменка-Бугского райотдела милиции сказала: «Ищите, если надо!» Они начали ходить по двору, и тут один радостно закричал: «Мы нашли у вас наркотики! Коноплю!» Я остолбенела: «Какие наркотики?!»

*»Мы коноплю специально не садили — семена ветром занесло: весной можно убедиться — почти в каждом дворе она растет сама по себе», — говорит бабушка Анна

Нас с мужем подвели к выкопанной в земле яме, в которой мы храним зимой картошку, и показали на лежащую рядом огромную кучу растительного мусора. Мы все никак не могли понять, о чем идет речь. Куча как куча. Когда пололи огород, а он у нас немаленький — почти два гектара, да и набросали ботвы от картофеля и свеклы, веток и травы, сорняков порядочно. И все это уже почти сгнило!

А милиционеры, выбрав среди мусора какие-то веточки, поясняли: «Вот это конопля. Дорогой наркотик. Сейчас стакан его стоит 400 гривен, а потом будет 800. Вы выращивали его для продажи!» Я поразилась, что за глупости! Подумайте сами: если это такая дорогая вещь, то почему ж она валяется просто на огороде, да еще гниет? Наверное, я бы спрятала все на чердаке, а потом продавала. Мы коноплю специально не садили. Семена ветром занесло. Приезжайте к нам весной и убедитесь — тут чуть ли не в каждом дворе она будет расти сама по себе…

— Мы даже при желании не смогли бы выращивать эту гадость, — вступает в разговор подошедший к нам Иван Зубавленко. — Просто физически не хватило бы ни сил, ни времени. На огороде выращиваем картошку, смородину, свеклу, крыжовник; у нас три коровы, свиноматка, много кур. С хозяйства и живем!

Объяснений старичков милиционеры не стали слушать. Дружно пристроившись возле кучи мусора, принялись выбирать из нее полусгнившие веточки и корешки. Потом составили акт об «изъятии наркотиков — 50 кустов конопли»(!). Хозяевам пересчитать и проверить цифру не дали. Отказали им и в просьбе пригласить в качестве свидетелей на «изъятие» соседей или главу сельсовета. Мол, «это лица заинтересованные».

Кусты правоохранители загрузили в свои «Жигули» и уехали. А потом для пенсионеров наступило страшное время: вызовы в райцентр на допросы следовали одним за другим.

Ивана Зубавленко в предынфарктном состоянии забрала скорая, во Львовском кардиологическом центре он пролежал почти три недели. Еще хуже сложилась ситуация у Анны. Две почтовые повестки пришли с опозданием на день, и пенсионерка вовремя не являлась на допрос. В связи с этим судья Каменка-Бугского районного суда Львовской области без колебаний принял решение: поместить старушку в… следственный изолятор (СИЗО).

«В сырой камере холод был такой, что зуб на зуб не попадал. А одеяло, которое, наверное, старше меня, тепла не давало»

— Сначала меня бросили в клетку дежурной части прямо в райотделе, — вспоминает пенсионерка. — От страха и волнения у меня резко подскочило давление, и милиционерам пришлось вызывать скорую, которая отвезла меня в больницу. Положили в палату — капельницы, уколы, таблетки. А перед входом в палату дежурили два вооруженных милиционера. Даже врачи поражались: «Неужели это такая опасная преступница?»

Правоохранителям надоели эти вопросы, и меня перевезли в СИЗО Каменки-Бугской. Вы не представляете, что значит туда попасть! В сырой камере холод такой, что зуб на зуб не попадал, хотя печку иногда и топили. Тоненькое одеяло, которое, наверное, старше меня, тепла не давало. Застоявшимся и смрадным воздухом невозможно было дышать.

Первую ночь я умоляла дежурных: «Ребята, там в дверях маленькое окошко для передачи пищи, откройте его, чтобы немножко воздух шел из коридора». Сначала они отмахивались: «Ничем помочь не можем». Но потом все же приоткрыли окошечко, через него же передавали лекарства, которые мне приносила дочка.

Ночами не спала от переживаний, плакала. На допросы вызывали всего пару раз. Знакомили меня с двумя понятыми, которые якобы лично присутствовали во время изъятия у нас дома конопли. Один из соседнего села, второй из Каменки-Бугской. Я этих людей никогда не видела!

Еды почти не давали, только на обед — похлебку, да такую вонючую, что ее проглотить было невозможно. На прогулку за всю мою «отсидку» выводили лишь один раз, да и то минут на 15-20.

Зато — наверное, из-за моего преклонного возраста — не били. Лишь вынули резинку из штанов, чтобы не повесилась от безысходности. Когда «хватало» сердце, врачей приводить отказывались. Продуктовых передач, которые приносили дети, не передавали. Так и отсидела девять дней.

Наш адвокат подал апелляционную жалобу, и Львовский областной суд принял решение освободить меня из-под стражи. Но… не освободили. Утром посадили в машину для перевозки заключенных и привезли во Львовское СИЗО. Но львовяне отказывались меня принимать — в райотделе неправильно и не полностью оформили документы.

Семь часов я просидела в клетке холодной машины, пока они спорили. Потом «нашим» милиционерам пришлось отвезти меня обратно в Каменку-Бугскую и… отпустить под подписку о невыезде. В отношении меня и мужа возбуждено уголовное дело. За найденные милицией в куче огородного мусора несколько сгнивших стеблей конопли меня, 65-летнюю женщину, и моего 71-летнего мужа хотят посадить на 12 лет. Из колонии мы, старики, уже не выйдем — пропадем!

«Как трое оперативников и 50 кустов конопли, указанных в протоколе, могли поместиться в салоне «Жигулей»?»

Жители села Неслухов тоже в шоке от случившегося, тем более что наркотики тут никто никогда не выращивал.

— Все просто поражены происходящим, — горячится сосед «наркодельцов» Николай. — На что только не идет милиция ради «показателей», чтобы убедить начальство в своей необходимости и профессионализме. Да каждый год ветер разносит семена конопли, и она растет практически на каждом огороде. Так что при большом желании милиция может пересажать всех наших селян…

— Это уголовное дело явно сфальсифицировано, — отметил в своих комментариях «ФАКТАМ» адвокат обвиняемых Олег Мыцык. — И любой пункт обвинения весьма сомнителен. Специально выращивали коноплю? Но почему же ее нашли не расфасованной и сохнувшей где-нибудь в укромном месте подвала или чердака, как это делают настоящие наркодельцы, а обнаружили давно сгнившей в куче мусора?

Старики торговали наркотиками? Чтобы такое утверждать, оперативникам необходимо было, как положено, провести контрольную закупку. А этого сделано не было! Утверждается, что изъято более 50 кустов конопли, и каждое из этих растений от трех до пяти сантиметров в диаметре. Возникает анекдотический вопрос: как трое приехавших оперативников вместе с таким количеством изъятых кустов поместились в салоне «Жигулей»? И таких нестыковок в следствии множество…

Тем не менее правоохранители продолжают придерживаться своей позиции.

— Уголовное дело в отношении данных лиц было возбуждено на основании проведенной экспертизы, которая подтвердила, что изъятые 50 кустов являются высококачественной коноплей, и речь идет о партии в особо крупном размере, — сообщила «ФАКТАМ» сотрудница Центра общественных связей Львовской областной милиции Галина Лемишко. — Следствие ведется в рамках действующего законодательства без каких либо нарушений.

Анна Зубавленко действительно содержалась в следственном изоляторе. Туда ее поместили на основании решения суда после того, как она месяц не являлась к следователю. Причем перед этим пенсионерку возили на обследование к медикам. Степень вины подозреваемых определит суд…