Украина

Почти в половине случаев украинские водители используют европротокол, чтобы… выручить друзей и знакомых

9:00 — 21 января 2012 eye 1387

ДТП уже оформляют без участия ГАИ: в страховых компаниях пока прощают клиентам помарки в бланках, но отказывают в выплатах при подозрении в мошенничестве

Лимит возмещения официально установлен в размере 10 тысяч гривен

Законодательство по европротоколу вступило в силу еще осенью прошлого года. Тогда же водителям начали выдавать страховые полисы нового образца. Но оформлять мелкие аварии без вызова ГАИ в страховых компаниях не советовали, ведь закон приняли, а максимальный лимит выплат по «ДТП без ГАИ» одновременно не утвердили. Кроме того, европротоколом можно пользоваться, когда он есть у всех участников ДТП, но у большинства водителей еще не закончились прежние страховки. А получить протокол к полису старого образца нельзя даже за доплату: единственный вариант — разрывать действующий договор и заключать новый (что довольно невыгодно, потому что вам возвращают не весь остаток стоимости полиса).

Впрочем, в начале этого года новая система наконец заработала. Лимит по «евровыплате» официально установлен в размере 10 тысяч гривен (при оформлении ДТП с вызовом ГАИ — до 50 тысяч гривен), а количество «опротоколенных» автомобилистов заметно выросло (страховку нового образца продают более трех месяцев, то есть ее должны иметь по меньшей мере четверть автовладельцев). Правда, многие водители по-прежнему уверены, что надежнее «оформляться» по старинке. Не спорим. Но чего стоит эта надежность?

Недавний пример: на днях соседи по даче не разминулись на узкой заснеженной дороге. Ущерб пустяковый — поцарапаны крыло и бампер, но пенсионеры ждали гаишников с половины четвертого дня до… часу ночи (мерзли в машинах — боялись пропустить). В итоге у виновника ДТП отобрали водительское удостоверение, и теперь он ищет знакомых, чтобы в суде отделаться штрафом, а не лишением прав. У пострадавшего другая беда — он слег с бронхитом. Вспомни соседи о европротоколе, не пришлось бы мерзнуть, отдавать права, платить штраф. По закону в таком случае виновник аварии освобождается от административной ответственности. Спрашиваю, почему же не заполнили европротокол? Ведь ситуация очевидная, и один из вас с самого начала вину свою признавал. Разводят руками: «Мы боялись что-то сделать не так…»

В самом деле, в прессе звучат мнения, мол, от европротокола лучше держаться подальше еще пару лет. Даже если с виновником ДТП определились, а ремонт явно укладывается в десять тысяч гривен, остается риск сделать в документах помарки: следовательно, у страховщиков сразу появится зацепка, чтобы отказать в выплате.

В страховых компаниях уверяют, что опасения «что-то записать не так» преувеличены. Действительно, в протоколе формально не допускаются исправления. Но страховщики пока стараются закрывать на такие вещи глаза. Мало того, наиболее «проблемные» места документа разрешается заполнить в офисе страховой компании «под присмотром» специалистов. По крайней мере, в этом нас уверили в отделах урегулирования убытков нескольких крупных страховщиков.

«Существенная ошибка, когда оба водителя пишут: «Я прав»

— По протоколу ДТП оформляют пока единицы, — говорит начальник департамента урегулирования страховых событий одной из крупнейших страховых компаний Олег Коваленко-Кужольный. — К европротоколу прибегают в случае мелких повреждений: когда у автомобиля буквально одна-две царапины и совершенно очевидно, кто виноват. Разумеется, ошибки в европротоколах попадаются сплошь и рядом. Заполнить этот документ довольно сложно, даже сидя за столом, а в машине — и подавно. Конечно, хорошо, когда на место ДТП выезжает аварийный комиссар, который может вам помочь. Увы, по законодательству его выезд не является обязательным. Поэтому небольшое количество помарок пока допустимо. Бывает, человек ошибся в описании или поставил крестик не в той графе (в центре бланка европротокола есть столбец «Обстоятельства ДТП», в нем водители должны отметить подходящий пункт: например, «Во время обгона» или «При нарушении знака преимущества в движении». — Авт.). Не все водители понимают, что происшествие может складываться из нескольких событий. Скажем, виновник аварии повернул налево и при этом не пропустил встречный транспорт. В таком случае протокол разрешают дозаполнить. Кроме того, не все могут грамотно нарисовать схему ДТП. Я думаю, на первых порах многие страховые компании будут позволять водителям на месте составлять черновик схемы, чтобы по приезде в офис страховщика «начисто» внести информацию в протокол. В таком случае автомобилистам желательно сфотографировать место ДТП. Данное условие не является обязательным, но все же страхователям рекомендуется иметь фотографии происшествия. То же касается и свидетелей: их наличие не обязательно, но если свидетели есть, не поленитесь указать их данные.

Существенной ошибкой при составлении европротокола является определение виновного в ДТП. Не придя к согласию, оба водителя пишут: «Я прав», не понимая, что европротокол и протокол ГАИ (где каждый из участников дает свои пояснения) — это разные вещи. Использовать европротокол можно лишь в случае, когда у водителей нет разногласий.

Тем, кто решился заполнить европротокол, я бы также рекомендовал узнать хотя бы приблизительную стоимость ремонта. Она может отличаться на порядок и зависеть не только от класса, но и от марки машины. Скажем, фара на «Дэу Ланос» стоит около 400 гривен, а на некоторые модели Subaru ее цена может достигать и 15 тысяч гривен. В среднем же для автомобилей класса Skoda Octavia, Volkswagen Passat пара царапин — это порядка четырех тысяч гривен. Небольшая рихтовка — пять-пять с половиной тысяч гривен. Но помните, бывают еще и скрытые повреждения: например, бампер смялся, а потом «распрямился». С виду он цел, но на станции дефекты обнаружатся.

Что делать, если вы ошиблись и сумма ущерба заметно превышает десять тысяч гривен или неправильно установлен виновник аварии? Перед введением европротокола проходила пресс-конференция в Департаменте ГАИ, на которой руководство ведомства заявило, что в спорной ситуации водители имеют право написать заявление в ГАИ, предоставить европротокол и тогда сотрудники милиции будут сами решать, кто прав, а кто виноват. Теоретически такая возможность есть. На практике мы это пока не проверяли.

По правде говоря, другие эксперты настроены менее оптимистично. По их словам, в ГАИ сделают все, чтобы избежать оформления таких случаев. А значит, разницу между максимальной суммой выплаты по европротоколу (10 тысяч гривен) и фактической стоимостью восстановления машины хочешь не хочешь придется оплачивать из своего кармана. Либо через суд требовать компенсацию разницы с виновника ДТП.

«Страховщик может потребовать для осмотра оба автомобиля, побывавших в аварии»

В России введение системы европротокола было связано с волной мошенничества. В самом деле, страховым компаниям впервые приходилось верить участникам ДТП на слово. Как же этим не воспользоваться! Но украинские страховщики, похоже, учли опыт соседей и не советуют водителям жульничать.

— На сегодняшний день у нас зарегистрировано 12 событий, которые оформлены по европротоколу, — говорит начальник управления экономической безопасности одной из ведущих страховых компаний Владислав Тимошенко. — Основные ситуации: был невнимательным и не успел затормозить либо сдавал назад и кого-то зацепил. Увы, пять событий связаны с недобросовестными людьми, которые пытались инсценировать страховой случай. Как правило, «виновники» ДТП хотели выручить своих знакомых, чтобы те за счет страховой компании отремонтировали старые царапины или вмятины. Подлог мы выявляем с помощью экспресс-проверки. После введения европротокола закон дал страховым компаниям более широкие полномочия. Скажем, сейчас мы можем требовать предоставить нам для осмотра оба автомобиля — и пострадавшего, и виновника ДТП. Наши эксперты сравнивают повреждения, выясняя, контактировали ли эти автомобили вообще? Часто оказывается, что повреждения находятся на разном уровне или имеют большой срок давности. А в случае предоставления заведомо недостоверных сведений о страховом событии закон позволяет нам отказывать в возмещении ущерба. Добросовестным водителям, чтобы ускорить проверку, мы рекомендуем фотографировать место происшествия. На наш взгляд, сейчас это не проблема, практически у всех есть мобильные телефоны с фотокамерами. Когда мы видим фотографии, у нас меньше поводов в чем-то сомневаться.

В остальном добиться выплаты по европротоколу даже проще, чем при обычном оформлении ДТП. Ведь страховой компании уже нет необходимости ждать решения суда. Вдобавок, если пострадавший согласен с расчетом ущерба, проведенным специалистом страховщика, новое законодательство позволяет выплачивать возмещение без экспертизы. А это, по словам специалистов, ускоряет весь процесс минимум на неделю. Впрочем, у страховой компании так или иначе остается право потянуть время: по закону на выплату ей дается три месяца с момента подачи вами заявления.