Земельная реформа в Украине длится уже много лет. Миллионы жителей страны стали собственниками земельных паев и приусадебных участков, тем не менее реформа еще не завершилась, государство до сих пор не имеет полной информации о земельных ресурсах, а многие землевладельцы так и не смогли окончательно оформить свое право собственности и получить необходимые документы. Более того, с нынешнего года порядок получения правоустанавливающих документов претерпел изменения.
Традиционно одной из главных проблем на пути земельной реформы остается ее недостаточное финансирование. Во всяком случае об этом неоднократно заявляли правительственные чиновники. Для решения таких проблем с 2004 года в Украине работает проект Всемирного банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра».
Однако и с реализацией данного проекта, который по условиям кредитного договора со Всемирным банком должен быть завершен к 30 июня 2012 года, не все благополучно. Представители Счетной палаты Украины заявили, что за полгода не удастся полностью реализовать проект по выдаче госактов и развитию системы земельного кадастра, так как кредитные средства использованы не в полном объеме. По словам специалистов, из-за неудовлетворительного законодательного и организационного обеспечения проект неоднократно реструктуризировался и в результате объемы заимствования были сокращены более чем вдвое — со 195 до 89 миллионов долларов.
На сегодняшний день уже закончена аэрофотосъемка всех областей Украины общей площадью более 600 тысяч квадратных километров и составлены индексные кадастровые карты 19 областей, на 80 процентов завершена съемка населенных пунктов, выдано 450 тысяч госактов, начало работать программное обеспечение автоматизированной системы Государственного земельного кадастра.
Сотрудники Счетной палаты сообщили, что уже завершается обмен сертификатов на государственные акты. Однако в основном это сделано за счет денег собственников сертификатов и субъектов хозяйствования, арендующих земельные участки. Лишь 7,6 процента госактов были выданы бесплатно.
По словам директора проекта Всемирного банка «Выдача госактов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра» Сергея Кубаха, чтобы автоматизированная система земельного кадастра заработала в полном объеме, необходимо открыть 700 региональных офисов, ознакомить около двух тысяч специалистов с программным обеспечением. Несмотря на принятие Закона «О земельном кадастре», до сих пор не разработано и не утверждено более десяти подзаконных актов, что существенно тормозит реализацию проекта и реформы в целом. Поэтому Кабинет министров Украины обратился ко Всемирному банку с просьбой продлить кредитный договор до конца 2012 года.
Но граждан в первую очередь интересует, как изменился порядок получения госакта на землю после введения в действие автоматизированной системы Государственного земельного кадастра. Ведь с 1 января нынешнего года оформление документов на землю осуществляется именно через эту систему. Однако прежде чем получить госакт, участок необходимо зарегистрировать в Государственном земельном кадастре, где ему присвоят кадастровый номер. Поэтому для начала рассмотрим новую процедуру получения такого номера.
Стоит отметить, что теперь для получения кадастрового номера, госакта или перерегистрации участка человеку не придется носить документы в разные инстанции. С 1 января 2012 года действует так называемый принцип единого окна. Землевладельцу необходимо обратиться к государственному кадастровому регистратору, которого можно найти в территориальном отделении Государственного земельного агентства по месту расположения участка. Именно он отвечает за прием и выдачу документов.
Первым делом человек предоставляет свой паспорт. Если же вместо землевладельца оформлением документов занимается доверенное лицо, то следует предъявить регистратору еще и заверенную нотариусом доверенность, подтверждающую полномочия данного гражданина. Затем нужно написать заявление о необходимости получения кадастрового номера. К заявлению прилагаются:
Регистратор проводит первичную проверку поданной документации, регистрирует заявление, называет его учетный номер и дату следующего визита гражданина, когда ему должны выдать документ с кадастровым номером.
Отметим, что с января 2012 года учетный номер регистрации заявления является также кодом доступа к базе документов на Кадастровом портале. Введя данный номер, человек сможет посмотреть, как продвигается очередь, у кого из чиновников в данный момент находятся документы.
Согласно законодательству на данную процедуру отводится десять рабочих дней. В течение трех дней со дня поступления документов их проверяют в территориальном отделении Госземагентства. Выясняют, соответствуют ли условия предоставления участка его целевому назначению, правильно ли указаны количественные и качественные характеристики, и сверяют данные с кадастровым планом. Результатом проверки становится протокол, подписанный должностным лицом территориального органа Госземагентства и заверенный печатью.
При отсутствии претензий составляется протокол об определении кадастрового номера земельного участка и номер вносится в обменный файл. После этого администратору автоматизированной системы, которым является госпредприятие «Центр государственного земельного кадастра» (ЦГЗК), передаются три документа: протокол проверки, протокол об определении кадастрового номера и обменный файл. Если же были найдены несогласованности или ошибки, то в региональное отделение ЦГЗК направляют два документа — протокол проверки и обменный файл для более глубокого изучения.
В течение следующих пяти дней специалисты ЦГЗК проводят дополнительную проверку обменного файла и вносят его данные в автоматизированную систему кадастра, после чего обменный файл официально принимают. Далее информация через автоматизированную систему возвращается в территориальное отделение Госземагентства.
Если в протоколе проведения проверки нет замечаний к документации по землеустройству, специалист районного отдела Госземагентства не позднее следующего рабочего дня делает отметки на титульном листе документации, а также на материалах по землеустройству с графическим изображением участка и прочими техническими сведениями. Эти отметки содержат кадастровый номер, дату его определения и внесения сведений в автоматизированную систему, а также фамилию, инициалы и личную подпись должностного лица, поставившего отметки. Учтите, что исправления в данных отметках не допускаются.
В случае если в протоколе есть замечания к документации по землеустройству и обменному файлу, отметка о присвоении кадастрового номера не делается. После устранения недостатков повторное рассмотрение документации осуществляется по той же схеме. Обратите внимание на то, что в этом случае новый учетный номер документам по землеустройству не присваивается — он остается от предыдущей подачи. Однако если в течение года человек не предоставил документы для повторного рассмотрения, первоначально определенный кадастровый номер аннулируется.
Результатом успешного прохождения процедуры становится присвоение участку кадастрового номера и заведение поземельной книги. Она создается как в бумажном, так и электронном виде и фактически становится паспортом земельного участка на все время его существования в заданных границах.
А теперь, когда земля имеет кадастровый номер, можно переходить к получению государственного акта на право собственности. Процедура во многом похожа на вышеописанную. Человеку вновь придется обратиться к государственному кадастровому регистратору. Теперь, помимо заявления о регистрации земельного участка и регистрации госакта, ему нужно подать следующие документы:
Как и в предыдущем случае, после принятия у гражданина документов заявлению дают учетный номер, который является кодом доступа к информационной базе на Кадастровом портале и дает возможность следить за процессом оформления госакта. Согласно новым правилам на оформление госакта отводится 14 календарных дней с момента подачи документов.
За это время специалисты территориального отделения Госземагентства проверят соответствие предоставленных документов информации, уже имеющейся в автоматизированной системе. Далее данные поступают в областной филиал ЦГЗК, вновь проверяются. Если все нормально, то сотрудники районного отделения Госземагентства делают запись в поземельной книге и печатают госакт, который и выдается землевладельцу.
Но даже получив на руки госакт, человек еще не становится полноправным владельцем участка. Теперь ему следует обратиться с этим документом в территориальное отделение Министерства юстиции для регистрации права собственности. Результатом всей цепочки различных регистраций станет получение свидетельства на право собственности на земельный участок.
Кстати, приведенная выше информация о порядке получения госакта будет актуальна только до конца нынешнего года. Дело в том, что, согласно недавно внесенным в законодательство изменениям, с 1 января 2013 года госакты выдаваться не будут. Вместо них люди начнут получать только свидетельства на право собственности, а документом, подтверждающим госрегистрацию земельного участка, станет выписка из Государственного земельного кадастра. Этот документ будет содержать все сведения об участке, внесенные в поземельную книгу, и кадастровый план участка. Но о грядущих со следующего года изменениях мы расскажем позже, когда будет окончательно утвержден порядок хождения по кабинетам и перечень необходимых справок и документов.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»