Украина

Александр Попов: «Все важные для города вопросы киевляне будут решать на референдуме»

17:20 — 1 февраля 2012 eye 705

Глава Киевской горгосадминистрации уверен, что вскоре это станет нормой для столицы

Решения по всем важным вопросам жизнедеятельности столицы теперь будут принимать сами киевляне — прямым голосованием на референдумах. Инициатива значительно расширить участие киевлян в принятии важных для города решений принадлежит главе Киевской горгосадминистрации Александру Попову. Пилотным должен стать референдум по вопросу о Генеральном плане Киева.

Революционное предложение руководителя города вызвало широкое обсуждение в среде экспертов. Одни уверены, что прямое правление граждан — мощный рывок к установлению европейских канонов демократии в Киеве, который, безусловно, будет поддержан горожанами. Другие считают, что инициатива главы горгосадминистрации преждевременна: люди не готовы брать на себя ответственность за принятие решений.

Есть скептики, которые, признавая прогрессивность предложения, сомневаются в конечных результатах, полагая, что киевляне не сумеют или не захотят разбираться в сложных вопросах, а потому не смогут принимать взвешенные и правильные решения. Очевидно, что Александр Попов такого мнения не разделяет. В активе у главы горгосадминистрации как минимум два аргумента в пользу киевлян: активизация органов самоуправления (домкомов) и успех при обсуждении Стратегии развития Киева.

Так, в прошлом году стало ощутимым участие домкомов, уличных и квартальных комитетов в решении благоустройства столицы, наведении порядка в парках, скверах, дворах. Сотрудничество граждан и власти дало результаты в виде новых детских площадок, скверов и даже целого парка на Теремках.

Еще более знаковой для города стала совместная работа жителей столицы и специалистов горгосадминистрации над Стратегией развития Киева. За полгода — пока продолжалось обсуждение проекта — киевляне внесли в документ около семи тысяч предложений, половина из которых попала в итоговый документ. Надо полагать, именно эффективность диалога с гражданами по Стратегии и послужила для Александра Попова окончательным аргументом в пользу того, что киевляне могут и хотят принимать активное участие в жизни столицы.

Не стоит забывать, что глава горгосадминистрации тяготел к демократическим инициативам на протяжении всей своей карьеры. Его коллеги по Ассоциации городов Украины вспоминают: еще будучи мэром Комсомольска, нынешний руководитель Киева широко внедрил практику обсуждений с жителями важных для города вопросов. Практика быстро дала результат: Комсомольск стал образцовым городом, а его руководитель шесть лет подряд представлял Украину в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, где будущий руководитель Киева активно делился своим опытом и перенимал опыт европейский.

Таким образом, можно утверждать, что решение поделиться с киевлянами властью возникло у Александра Павловича не спонтанно. Как и уверенность в эффективности такого шага. Киев имеет все шансы внедрить европейские принципы принятия решений и стать локомотивом демократизации местного самоуправления для всей Украины. Это мнение разделяют и опрошенные нами политологи.

Кость Бондаренко, глава правления Института украинской политики:

 — В Европе именно местные референдумы играют важнейшую роль. Например, в Германии такого понятия, как государственный референдум, нет. А вот местные референдумы проводятся достаточно часто. В Швейцарии важные вопросы на местном уровне также решают с помощью прямого голосования на референдумах. В Европе местные референдумы — один из важнейших признаков демократии. Безусловно, внедрение европейской практики принятия решений в столице Украины — серьезная заявка на «взрослую» европейскость. Мы не только декларируем стремление в Евросоюз, не только обсуждаем перспективы членства в ЕС. Мы уже строим у себя взаимоотношения народа и власти по нормам, признанным в цивилизованном мире.

Есть все предпосылки для того, чтобы референдумы Александра Попова стали для Киева успешной практикой. В столице уровень активности, гражданского самосознания горожан всегда выше, чем в глубинке. Киевляне всегда проявляют интерес к тому, как решаются социальные, хозяйственные вопросы, всегда имеют свое мнение, причем достаточно аргументированное. То есть ментально давно готовы принимать решения или как минимум принимать участие в процессе.

Не готова к этому была власть, поскольку ее задачи, мягко говоря, несколько отличались от задач граждан. Сегодня ситуация кардинально изменилась: власть сама инициировала процессы более активного участия горожан в принятии решений. Причем, замечу, произошло это не вчера, то есть не с объявлением инициативы по референдуму. Весь прошлый год привлечение киевлян к управлению медленно и вроде незаметно, но усиливалось. Глава горгосадминистрации тихой сапой проводил свою политику, и референдум — просто очередной этап демократизации столицы.

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций:

 — Социальный диалог между властью и гражданами — необходимое условие демократии. Инициатива в эту логику абсолютно вписывается. В Европе, например, в любом случае очень трудно сделать что-то без одобрения общины. У нас, к сожалению, практика референдумов не применяется. Возможно, потому, что законодательство по этому вопросу не выписано должным образом.

Кстати, Киев мог бы стать не только законодателем моды в вопросах расширения прав граждан на управление, но и инициатором усовершенствования законодательного поля в данном вопросе.

Второй момент: одними референдумами социальный диалог власти с гражданами ограничиваться не должен. Необходима постоянная работа, ежедневный диалог с киевлянами. Это тоже европейская практика, и если уж власть задекларировала желание работать по-европейски, то обязана «европеизироваться» в полном понимании этого слова.

Кстати, прежде чем инициировать референдум по Генплану, я бы провел социологические опросы среди киевлян. Важна ли для них эта тема, готовы ли они обсуждать ее и принимать решение? Или сегодня есть другие вопросы, которые волнуют киевлян больше?

Игорь Жданов, президент Аналитического центра «Открытая политика»:

 — То, что предлагает Александр Попов, с одной стороны, выглядит привлекательно, с другой — может быть опасным. Привлекательно, потому что участие народа в принятии решений — европейская практика. И нам, разумеется, необходимо ее внедрять. Кстати, киевляне всегда четко высказывали стремление принимать участие в важных для города решениях. Другое дело, что они могут не прийти на референдум. Но когда вы спросите народ, все скажут: да, мы хотим, чтобы был референдум. Хотим, чтобы наше мнение учитывалось.

Опасность же в том, что есть вероятность принятия сомнительных решений. Когда на местный референдум небольшой общины выносится простой практический вопрос, строить школу или потратить деньги на строительство моста, можно быть уверенным в том, что решение будет принято взвешенное. Но когда мегаполису предлагают принять решение по Генеральному плану — есть сомнения. Ведь Генплан — очень сложный документ. В нем, параллельно с очень привлекательными вещами, как метро на Троещину, фигурируют вещи не очень привлекательные, к примеру, развитие города в существующих границах. Не нужно забывать, что у власти информационных ресурсов больше, чем у оппозиции, то есть больше возможностей донести свою точку зрения. В этом случае есть опасность, что киевляне просто дополнительно легитимизируют действия властей.

То есть инициативу главы горгосадминистрации проводить референдумы, расширить участие киевлян в принятии решений можно только приветствовать. Но я за референдумы, которые касаются абсолютно простых вещей. Сложными вопросами должны заниматься все же специалисты.

Анатолий Луценко, директор GMTgroup:

 — Для постсоциалистических стран характерно потребительское отношение к власти. Народ рассуждает так: мы наделили вас полномочиями — вот и решайте наши проблемы, а нас не трогайте. Сегодня эта тенденция понемногу, но преломляется: выросло новое поколение украинцев, которому патернализм чужд. И очень важно именно сейчас провести качественную реформу местного самоуправления. В том числе внедрить все демократические инструменты, а также практику референдумов как формы непосредственной демократии.

Механизм местного референдума апробирован и доказал эффективность во всех демократических странах Европы. Референдум — хороший инструмент коммуникации гражданского общества с властью. Потому инициатива Александра Попова — очень полезный для общества месседж. Причем не только для киевлян, но и для жителей других городов. Столица может в этом вопросе выступить локомотивом, примером для всех регионов.

Очень важно, чтобы первый киевский референдум был проведен строго по процедуре, чтобы документ был качественно подготовлен, чтобы общественные обсуждения прошли на должном уровне. Критики, конечно, всегда будут, это понятно. Но если подготовить качественный проект Генплана — понятный и выгодный каждому киевлянину, и через механизм референдума утвердить его, получим очень хороший прецедент.