Оставлять малыша без присмотра перед телевизором нельзя: злые герои, такие как мутанты и чудовища, опасны для детской психики — они могут напугать или вызвать стресс
«Моей дочке два года. Обычно я сама подбираю ей мультфильмы, но недавно у друзей она посмотрела фильм «Смурфики». Там есть сцены, где злой волшебник поймал гномов и хотел из них сделать волшебный эликсир. Когда дочка увидела злодея, убежала от телевизора, стала звать меня, плакать, закрывать глаза руками и кричать: «Там злой кусачий дядя!» У нее никогда не было такой бурной реакции. С тех пор ребенок смотрит передачи и мультики только со мной, а если я ненадолго отлучаюсь, бежит следом. Как быть в такой ситуации? Стоит ли волноваться? Может, у дочки стресс? Нужно ли нам обратиться к врачу?»
Тамара Богуславенко, город Харьков
— Как-то ко мне на прием пришла мама с трехлетним сыном, — рассказывает психолог высшей категории Киевского городского психоневрологического диспансера № 5 Людмила Калинина. — У мальчика трудности с засыпанием, ночные кошмары, в садике он начал агрессивно себя вести, не слушает воспитательницу. После беседы выяснилось, что ребенок часто смотрит перед сном мультфильмы о злобных киборгах и других фантастических персонажах. Мальчик просто копировал у этих героев не лучшие качества и модель поведения, а потом использовал их в общении со сверстниками и даже с родителями. И этот случай не единичный.
Сейчас большинство детей едва ли не с пеленок начинают свое знакомство с телепередачами, фильмами и мультфильмами. Чтобы чем-то увлечь чадо и освободить себе время, мамы усаживают годовалых малышей перед экраном. Если для взрослых телевизор — это информация, отдых, развлечение, то для малыша — сказка с яркой картинкой и громким звуком, которую рассказывают в очень быстром темпе. Каждые несколько секунд меняются место действия и количество персонажей на экране. Дети воспринимают все увиденное чувствами и эмоциями, но их мозг не успевает обрабатывать информацию и получает большую нагрузку. В дальнейшем это негативно влияет на психику. Одни становятся жестокими и агрессивными, другие — замыкаются в себе и боятся оставаться в комнате, где есть телевизор.
— Телепрограммы переполнены зарубежными мультфильмами, где главные персонажи — несимпатичные инопланетяне или чудища — побеждают своих врагов с помощью насилия. Насколько они опасны для психики ребенка?
— Дети до пяти лет еще не умеют самостоятельно отличать правду от вымысла. Все, что происходит на экране, — для них правда. После просмотра таких мультфильмов малыши могут вести себя неадекватно, у них размывается граница между добром и злом. Например, мы воспитывались на отечественных сказках, где положительные герои были красивые, добрые и благородные. Сейчас же зачастую злодеи внешне весьма привлекательны и их внешний образ не соответствует внутреннему содержанию. Дети подсознательно тянутся к красоте, поэтому такие передачи их дезориентируют, провоцируют странные фантазии, приводят к ночным кошмарам, агрессивному поведению.
— Дети общаются в садике, на площадке, при этом обсуждают сказочных персонажей. Тот, кто не будет знать, о чем разговаривают его друзья, почувствует себя белой вороной. Как правильно поступить родителям?
— Важно научить малыша отличать хороших персонажей от плохих: после просмотра сказки обсудить с ним увиденное, объяснить, что происходит с героями, проанализировать их поведение. Возможно, ребенок что-то понял неправильно или чего-то испугался. Желательно вовремя это выяснить. Визуальные образы воздействуют на психику детей гораздо сильнее, чем звуковые, поэтому нужно выбирать те мультфильмы, где главный герой борется за правду, защищает слабых.
Полуторагодовалым малышам смотреть телевизор вообще нежелательно, ребенку с двух до трех лет достаточно 10-15 минут в день. Когда ваше чадо подрастет, это время можно увеличить до 20-30 минут. Лучше выбирать короткометражные фильмы, а длинные или многосерийные смотреть в несколько заходов.
Также родители должны контролировать качество передач, которые смотрит малыш, показывать ему отечественные и советские мультфильмы, сказки, где нет отрицательных персонажей. К примеру, «Кот Леопольд» научит кроху доброте и дружбе, «Гуси-лебеди» объяснит, почему нельзя убегать от мамы. Очень важно не забывать о личном общении, время от времени играть в «любимые мультики». Ведь с помощью знакомых героев можно в игровой форме объяснить ребенку, как себя вести в той или иной ситуации. Малыши с удовольствием перевоплощаются в любимых персонажей и нередко выплескивают в подобной игре накопившуюся агрессию, преодолевают свои страхи.