«Побочным» эффектом современных хирургических методов лечения этого заболевания оказалось то, что вместе с избыточным весом полные люди избавляются от гипертонии и сахарного диабета второго типа
Еще лет пятнадцать назад американские врачи забили тревогу: ожирение приобретает форму эпидемии. Мы тогда посмеивались: вот проблемы у людей. А теперь оглядитесь по сторонам на улице или в метро — и обязательно увидите несколько человек не то что полных, а тучных, которые еле идут, задыхаются. Зачастую это молодые люди
20-30 лет. Большинство из них хотят избавиться от лишних килограммов, но не знают, каким образом. Многие, даже решившись сесть на диету, вскоре срываются и набирают еще больший вес. В таком случае помочь могут хирурги. За последние годы специалисты разработали множество методик, позволяющих избавиться от избыточного веса. О них во время традиционной прямой линии «ФАКТОВ» нашим читателям подробно рассказал заведующий отделом хирургии пищеварительного канала и трансплантации кишечника Национального института хирурги и трансплантологии имени А. А. Шалимова Иван Тодуров.
* — Добрый день, Иван Михайлович! Беспокоит Родион. Мне 51 год. При росте 180 сантиметров мой вес составляет около 160 килограммов. Я слышал об операциях, которые делают, чтобы человек смог похудеть, но не понимаю: ее проводят лапароскопически или делают большой разрез на животе?
— Вмешательства, которые мы предлагаем, — большие, технически достаточно сложные и, скажем прямо, не совсем безопасные. Мы применяем методику, которая в мире считается золотым стандартом лечения ожирения. В ее ходе сначала удаляем часть желудка, а затем полностью перекраиваем тонкий кишечник — реконструируем его, чтобы уменьшить всасывающую поверхность. Благодаря этому усваивается столько питательных веществ (белков, жиров и углеводов), сколько организму необходимо для поддержания оптимального веса. Сейчас ваш кишечник впитывает все это с избытком, поэтому накапливается жировая ткань и увеличивается вес.
— Сколько вы уже сделали таких операций?
— Более 25 за последние полтора года.
* — Здравствуйте! Звонит Вален-тина Павловна из Одессы, 53 го-да. При росте 172 сантиметра у меня вес — 120 килограммов.
— А какой вес хотели бы иметь?
— Восемьдесят. Из-за избыточного веса у меня сильная одышка, болят и отекают ноги.
— Хирургия ожирения имеет много разных направлений. В вашем случае, считаю, можно применить упрощенный вариант нашей сложной операции. Он состоит в том, что проводится вертикальное удаление части желудка. После этого человек перестает много есть (у него пропадает такая потребность), потому что в ходе вмешательства убираются те зоны желудка, в которых вырабатываются гормоны, отвечающие за аппетит. При ваших весе и росте можно сделать именно такое вмешательство без реконструкции тонкого кишечника. Тогда гарантированно потеряете 35-40 килограммов. Но вы должны помнить: мы делаем операции, которые не позволяют снова набрать избыточный вес, даже если человек захочет поправиться.
— А что, есть желающие вернуться к большому весу?
— Представьте себе, иногда мужья недовольны, что их жены решили стать худышками, — улыбается хирург. — У меня есть несколько объяснений этому. Главное — боязнь за близкого человека, с которым во время операции может произойти что-то непоправимое. Кроме того, некоторые мужья таким образом страхуются: мол, полная жена не будет представлять интереса для других мужчин. Поэтому накануне операции этот вопрос мы обязательно обсуждаем не только с пациентом, но и с его супругом или супругой.
— Сколько длятся подготовительный и восстановительный периоды?
— Мы тщательно обследуем больных, потому что должны быть уверены: у пациента нет проблем с желудком и желудочно-кишечным трактом. Проверяем также работу сердца, легких, назначаем все анализы, особенно на наличие сахарного диабета. Такое комплексное обследование занимает около недели. Сама операция длится четыре-пять часов. На восстановление потребуется месяц, но мы выписываем раньше — через неделю после вмешательства.
* - «Прямая линия»? Беспокоит Виктор из Энергодара, 60 лет. Мой вес не очень уж и большой — 110 килограммов. Несколько лет назад я изменил свой стиль питания, благодаря чему удалось сбросить 20 килограммов. Но у меня сахарный диабет второго типа. Читал, что операции, которые вы проводите, позволяют нормализовать уровень сахара в крови. Это так?
— На сайте нашего отделения hirurgia.com.ua есть информация о методах, которые мы применяем. Чтобы определить, можно ли вам сделать такую операцию, мне нужно вас увидеть. 60 лет считается пограничным возрастом для проведения вмешательств по снижению веса. Однако нужно учитывать: есть 40-летние люди, которые не следят за своим здоровьем, поэтому выглядят гораздо старше своих лет, и наоборот, много 60-летних, занимающихся собой. Несколько недель назад мы провели операцию мужчине, у которого диабет второго типа был настолько тяжелым, что он вводил себе инсулин. Причем в огромных дозах. Уже на следующий день после нашей операции у пациента нормализовался уровень сахара в крови. Признаюсь, мы сами не ожидали такого молниеносного эффекта. Ведь обычно организм реагирует на изменения спустя месяц после хирургического вмешательства.
* — Добрый день! Звонит Татьяна Ивановна, Днепродзержинск. У моего мужа (ему 53 года) сахарный диабет второго типа. Муж не тучный, весит примерно 80 килограммов. Поможет ли ему операция?
— На данный момент у нас уже есть опыт лечения диабетиков с избыточной массой тела. Сейчас начинаем делать подобные операции тем, кто не страдает ожирением. В ходе такого вмешательства часть тонкого кишечника, в которой усваиваются углеводы, переносится в нижний отдел тонкой кишки и таким образом уменьшается количество всасываемых из пищи углеводов (то есть сахаров) до того уровня, который может переработать вырабатывающийся организмом инсулин. То есть избыточное количество сахаров уже не накапливается, а значит, не развивается сахарный диабет.
* — Беспокоит Ирина из Луганска. Моему сыну 30 лет. Он страдает ожирением, ему даже дали группу инвалидности. Сейчас его вес составляет 220 килограммов при росте 178 сантиметров. Сын начал поправляться в 16 лет. У него повышено давление, есть боли в поджелудочной железе, печени, ему тяжело ходить — болят ноги, суставы, спина. Во время сна он храпит, иногда у него бывают остановки дыхания.
— Это наш пациент. Мы готовы и можем ему помочь. Приезжайте на консультацию в Национальный институт хирургии и трансплантологии имени А. А. Шалимова по адресу: город Киев, ул. Героев Севастополя, 30. Договориться о консультации можно по телефону: (044) 408-19-09 (до 11.00 каждого рабочего дня). Я принимаю в кабинете № 333.
* — Здравствуйте! Звонит Елена из Скадовска, 25 лет. Мой вес — 125 килограммов при росте 187 сантиметров. После родов я резко похудела, а потом снова поправилась. У меня много отложений на бедрах, руках. Пробовала самостоятельно худеть, но не хватает силы воли. Держусь-держусь, а потом вдруг как захочется сладенького…
— Мы не назначаем операцию тем людям, которые не пытались своими силами справиться с избыточным весом и у которых масса тела еще не сверхбольшая. Часто человеку просто достаточно уменьшить порции пищи, снизить количество потребляемых углеводов, увеличить физическую нагрузку, чтобы килограммы начали уходить. Правда, все это нужно делать в комплексе. Если активно заниматься физическими нагрузками, а после них заходить в ресторан фастфуда, вряд ли будет результат. Такой же итог ждет людей, которые отказываются от углеводистой пищи, но продолжают отлеживаться на диване. Только в том случае, когда человек активно собой занимается, а результата нет, имеет смысл рассматривать возможность оперативного лечения. Ну и, конечно, без помощи врачей не обойтись, если вес уже перевалил за отметку 130, 140, а тем более — за 150-170 килограммов.
— Почему людям с лишним весом, которые пытаются похудеть, не рекомендуют бегать и прыгать? Им же, наоборот, нужны нагрузки.
— Потому что можно навредить сердцу. Оно, как и другие органы (печень, почки, суставы), обросло жиром, работает с перегрузкой. И если его еще дополнительно нагрузить — недалеко до инфаркта.
* — Иван Михайлович? Звонит Вера Ивановна из Киева. Существуют противопоказания для операций толстым людям?
— Главный фактор — возраст. После 60 лет, как правило, уже не рекомендуем делать вмешательство. Не оперируем тех, у кого есть ишемическая болезнь сердца, кто перенес инфаркт, инсульт, кто страдает тяжелыми хроническими заболеваниями, имеет проблемы с печенью (цирроз, асцит), почками (пиелонефрит, гломерулонефрит).
— Как быстро после операции человек теряет лишние килограммы?
— В течение полутора лет избыточный вес сбрасывается и стабилизируется. У тех, кто настроен активно, это может произойти быстрее. Но встречаются и пассивные пациенты. У меня такой есть. К сожалению, он и после операции ни в чем себе не отказывает: ест жирную и углеводистую пищу, практически не двигается. При этом за год все равно потерял 60 килограммов, но хочет сбросить еще сорок. Думаю, это произойдет в течение еще одного года.
— То есть ждать результата операции нужно годами?
— Мы всем объясняем: смысл нашего вмешательства — в постепенной нормализации веса. Быстрая его потеря отрицательно сказывается на организме. Жировые отложения должны перераспределиться, переработаться в продукты распада и вывестись из организма. На это нужно время. Иначе на почки, печень, сердце ложится слишком большая интоксикационная нагрузка, что очень вредно.
— Почему люди после успешной диеты быстро набирают прежний вес или даже еще больший?
— Человек вводит себя в стрессовую ситуацию из-за того, что от многого вынужден отказаться. Кроме того, он устанавливает определенную дату, до которой будет длиться его диета, и, естественно, ждет, когда все это кончится. То есть худеющий психологически не настроен, что диета у него должна длиться всю оставшуюся жизнь. Получив определенный результат, человек расслабляется и позволяет себе все то же, что и до ограничения. И в этот период организм в четыре раза активнее впитывает в себя все питательные вещества.
Наша операция хороша именно тем, что мы сразу объясняем пациентам: никаких запретов не будет. Разве что в первые месяцы после вмешательства травмированным желудку и кишечнику требуется относительный покой. Затем наш пациент может есть все, что хочет.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»