Украина

«Штрафы в размере до 10 процентов годового дохода будут платить банки, навязывающие своим заемщикам услуги определенных страховых компаний»

0:00 — 15 июля 2010 eye 419

Антимонопольный комитет намерен принимать более жесткие меры в отношении банков–нарушителей

Каждый, кто брал в банке ипотечный или автомобильный кредит, знает, что приобретенные за счет займов квартиры и машины до полного погашения кредитов числятся залогами и подлежат обязательному страхованию. Причем, как правило, клиент лишен возможности самостоятельно выбрать страховую компанию. Очень часто его обязывают оформить полис в фирме, принадлежащей самому банку. И стоимость страховки нередко превышает рыночную в несколько раз.

Часто бывает, что заемщик находит страховую компанию, предлагающую ему более выгодные условия, а банк не признает приобретенный им полис

Естественно, такая ситуация не устраивает клиентов. Ведь кредит и без того ложится тяжким бременем на семейный бюджет. И зачем платить лишние деньги за страховой полис, люди решительно не понимают. Тем более что закон позволяет заемщику самостоятельно выбирать страховую компанию. Нужно лишь, чтобы она отвечала определенным критериям и прошла проверку в банке.

Между тем часто случаются ситуации, когда заемщик находит страховую компанию, предлагающую ему более выгодные условия, но банк не признает приобретенный им полис. Принудительно застраховав предмет залога в своей компании, банк прибавляет стоимость страховки к сумме задолженности, нередко даже не потрудившись известить об этом заемщика.

В результате подобных действий возникают конфликты, в процессе которых заемщики судятся с банками и жалуются на них в различные государственные органы. Только в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в течение 2008-2009 годов поступило более 100 заявлений от граждан и страховых компаний.

Специалисты АМКУ проверили жалобы и выявили, что пять крупных банков — «ПриватБанк», «Райффайзен Банк Аваль», «Укрсоцбанк», «ОТП Банк» и «УкрСиббанк» — устанавливали для заемщиков в кредитных договорах обязательство приобрести страховку только в указанных банками страховых компаниях. Кроме того, выявлено, что банки проводят аккредитацию страховых компаний в соответствии со своими внутренними распорядительными документами. Однако ни у потребителей, ни у страховых компаний не было возможности бесплатно ознакомиться с этим документом, например, через официальный веб-сайт банка или в его помещении.

По результатам расследования Антимонопольный комитет еще 29 апреля нынешнего года рекомендовал пяти упомянутым банкам проводить прозрачный отбор компаний, которые будут страховать заемщиков при заключении кредитных договоров.

В частности, по требованию комитета каждый из пяти банков должен обеспечить на своем сайте, а также в помещениях банковских учреждений и филиалах свободный доступ для заемщиков и страховых компаний к такой информации: список страховых компаний, проверенных банком; исчерпывающий перечень требований банка к страховой компании и максимальные сроки, необходимые банку для ее проверки.

Кроме того, если заемщик самостоятельно выбрал страховую компанию, банк должен проверить ее на предмет соответствия публичным требованиям. А отказывая страховой фирме, обязан предоставить ей мотивированный письменный ответ о причинах, по которым она не включена в список проверенных.

Если Антимонопольному комитету удастся добиться своего, заемщики смогут сэкономить значительные суммы денег

Все банки, получившие рекомендации Антимонопольного комитета, официально сообщили о готовности их выполнить. Однако, по информации пресс-службы АМКУ, до сих пор в комитет продолжают поступать тревожные сигналы от потребителей. Это свидетельствует о том, что нарушения законодательства о добросовестной конкуренции и правах потребителя пока полностью не устранены.

Поэтому председатель Антимонопольного комитета Алексей Костусев направил в банки письмо, в котором еще раз призвал их выполнить все рекомендации АМКУ и привести свою деятельность в соответствие с законом.

«Считаю необходимым предупредить, — говорится в письме, — что в случае поступления в Антимонопольный комитет хотя бы одной письменной жалобы, которая будет свидетельствовать о продолжении практики навязывания потребителям определенных страховых компаний, против данного банка будет возбуждено дело.

Если порочная практика не будет прекращена, то по результатам рассмотрения комитетом дела о нарушении конкурентного законодательства на банки могут быть наложены штрафы в размере до 10 процентов их годового дохода. А кому, как не руководителям банков, известно, что речь идет о миллионах гривен. Настало время положить конец навязыванию страховщиков заемщикам, и это наша принципиальная позиция», — подчеркнул Алексей Костусев.

В том случае, если Антимонопольному комитету удастся добиться своего, заемщики смогут сэкономить значительные суммы денег. Ведь стоимость страховки в навязываемых банками фирмах часто в два-три раза превышает рыночную.

Поддерживают действия Антимонопольного комитета, направленные на защиту свободной конкуренции, и представители рынка страхования. Так, например, уполномоченный представитель Украинской федерации страхования Александр Нагорный заявил:

- Важность действий АМКУ для банковского и страхового рынка тяжело переоценить. Мы уверены, что решение комитета станет существенным катализатором на пути формирования правил поведения, а потом и честных традиций в сфере страхования кредитов.