Интервью

Николай Добрынин: «Чтобы понравиться Аркадию Райкину, я так ухватил его за руку, что на ней остались синяки»

6:30 — 8 февраля 2012 eye 2748

Звезда сериала «Сваты» закончил работу в новом комедийном «мыле» «Байки Митяя»

Роман Виктюк называл Николая Добрынина одним из самых любимых своих актеров. Режиссер делал на артиста ставку в знаменитых спектаклях «Служанки» и «Саломея…» Добрынин боготворил Виктюка, но таки решился «изменить» ему с кино. В итоге — около 100 киноролей и звание одного из самых популярных российских актеров. Впрочем, судьба юноши из Таганрога могла сложиться совершенно иначе. Уже к 16 годам Николай умел шить, мастерить почтовые ящики и даже стал дренажником метрополитена шестого разряда. Если бы не любовь к лицедейству и настойчивое желание стать актером, о нем бы никогда не узнала Москва.

Добрынин поступил в ГИТИС лишь с четвертого раза, но уже на втором курсе стал одним из самых снимаемых студентов. Причем, Николай говорит, что для него совершенно неважно, где играть: в полнометражном кино или безразмерном сериале. И то, и другое он делает, выкладываясь на сто процентов. Иногда даже путает реальную жизнь и кино. Последнее время Николай Добрынин уже стал отзываться на имя одного из своих героев — Митяй. Подвыпивший мужичок из сериала «Сваты» плавно перекочевал в новую киноэпопею — «Байки Митяя». Кстати, оба фильма снимались в Украине, а право первого показа принадлежало каналу «Интер»…

«Когда, согласно сценарию, хожу в трусах и резиновых сапогах на босу ногу, аж мурашки по телу бегут — кажется, вернулся в свое детство»

— Говорят, вы недавно обзавелись домом под Киевом.

 — Его еще построить надо! Я купил 10 соток земли в селе Мостыще. Очень уж там красиво, как в мультфильме «Жил-был пес» — холмы, леса. Намерен на этом участке свой дом возводить — настоящую мазанку, с колодцем-журавлем, со ставнями, с рушниками, как в моем детстве. Правда, времени нет. Все снимаюсь, снимаюсь. Часто, кстати, в Украине. Недавно одновременно был задействован в «Сватах-5» и «Байках Митяя».

— Митяй — это известный всем алкаш из «Сватов»?

 — Тот самый. Только, в отличие от «Сватов», в «Байках Митяя» мне пришлось изрядно попотеть над ролью. В «Сватах», чтобы сыграть, нужно было всего-навсего вспомнить свое детство. Мы с Федей Добронравовым родом из замечательного провинциального города Таганрог, где шокают и гакают. После 30 лет жизни в Москве мне пришлось вспомнить до боли знакомое «тю», «шо», «та боже ж ты мой»… Такая мелодичность, растянутость в словах предполагает совершенно особую манеру говорить, мыслить. Мы родились в этом, росли. И когда я, согласно сценарию, по площадке хожу в трусах и резиновых сапогах на босу ногу, у меня аж мурашки по коже бегут — кажется, вернулся в свое детство. Кепочка, цыгарочка, манера курить, смотреть на человека — все из моего детства. В «Байках…» ко всему этому прибавились различные трюки. Чтобы их выполнить, необходимо было иметь хорошую физическую подготовку. В день приходилось пробегать по шесть километров, прыгать с машин, крушить стены, бросаться в стаю страусов…

*Валентина Будько (Татьяна Кравченко) — соседка и кума Митяя (Николай Добрынин). Кадр из сериала «Сваты»

— Ваш коллега по «Сватам» Федор Добронравов признавался, что успех, которого достигли вы, помог ему поверить в себя, в то, что простой парень из Таганрога может стать известным артистом в Москве.

 — Ой, спасибо Федьке! А вот меня подтолкнули, скорее всего, поступки брата Александра. Кстати, брат мой украинец, у него фамилия Науменко, он даже сына Тарасом назвал. Мы родные только по матери, отцы у нас разные. Так вот, брат начал петь в самодеятельности. Затем поступил в Ростовскую консерваторию на вокальный факультет, потом пошел в Московскую консерваторию. Сейчас он заведующий кафедрой Гнесинской академии. К тому же солист Большого театра, ездит с гастролями по всему миру. Выступал в театре Ла Скала, Нью-Йоркской опере. Сводный брат — моя путеводная звезда, гордость. Сейчас, к сожалению, мы с ним редко видимся, хотя живем на одной улице. Что поделаешь, у него работа, у меня — тоже.

«Я был очень толстым мальчиком, поэтому в школе получил прозвище Пакет»

— С голосом у вас, судя по всему, не сложилось.

 — С детства мечтал стать актером. Очень любил папин китель надевать, его награды. Приклею усы и бороду из ваты, стану перед зеркалом, смотрю… Хотелось перевоплощаться, лицедействовать. Вообще, в актеры же не от хорошей жизни идут. Артистами становятся в основном двоешники, троешники — люди, которые не дружат с математикой, физикой, химией. В школе учителя меня терпели, наверное, только из-за того, что был активным участником самодеятельности, на бальные танцы ходил.

— Даже бальными танцами занимались?!

 — В танцевальную студию меня привел брат. Дело в том, что в детстве я был очень толстым мальчиком. В школе у меня было прозвище Пакет, потому что представлял собой эдакий квадратик — попа и плечи одинаковые. Из-за этого, конечно, очень комплексовал, даже на море стеснялся раздеться. Заходил в воду в рубашке, застегнутой на все пуговицы, под водой ее снимал, бросал кому-то из друзей на берег. Купался, потом мне рубашку обратно кидали, я одевался и только тогда выходил из воды. Брату смотреть на это, видимо, надоело, и он отвел меня на бальные танцы, чтобы я и похудел немного и от комплексов избавился.

— Правда, что вы трижды в ГИТИС поступали?

 — Первую попытку попасть туда я предпринял еще в 9-м классе. Меня не брали из-за «гаканья». На экзаменах первым делом спрашивали: «Откуда вы приехали?» Я говорил: «Из города Таганрог». Два слова с буквой «г» были для меня роковыми, я тут же слышал в ответ: «Все, спасибо, до свидания». Поэтому сначала я поступил в Ростовское училище искусств, где научился правильно говорить, переборол свой страх. В 1981 году меня уже в три московских института брали. В результате поступил в ГИТИС. Правда, очень быстро разочаровался в учебе. Понял, что это потерянные годы. Считаю, нужно учить актеров не четыре года, а два, по европейской системе.

— Зато в знаменитый московский «Сатирикон» вы попали с первого раза…

 — Действительно, в те времена в театр было нереально поступить! Константин Аркадьевич Райкин пришел на студенческий спектакль, посмотрел меня и через 40 минут буквально за руку отвел в «Сатирикон». Помню момент, когда впервые оказался на сцене с самим Аркадием Райкиным. Заболел кто-то из актеров, и меня попросили вместо него выйти на минутку на сцену к Аркадию Исааковичу. По сюжету, два санитара должны были персонажа Райкина забрать в сумасшедший дом. Одним из санитаров был я. Текста у меня было немного. Герой Аркадия Исааковича, увидев медперсонал, спрашивает: «Вы куда меня везете?» Мой партнер отвечает: «В сумасшедший дом». «Я никуда не поеду!» — упрямится Райкин. А я заявляю: «У нас план!» и беру Аркадия Исааковича за руку. Мне выпала замечательная возможность в прямом смысле слова прикоснулся к великому артисту. Так старался понравиться Райкину, что слишком сильно схватил его за руку. Костя Райкин после спектакля забегает ко мне в гримерку и кричит: «Ты синяки отцу понаставлял!» Это был мой первый и последний выход с великим, потому что после этого случая Аркадий Исаакович боялся такого шибанутого артиста, как я.

«На мои «уходы» в кино Роман Виктюк реагировал однозначно: «На халтуру идешь? Халтурщик!»

— Но настоящей славой, надо признать, вы обязаны Роману Виктюку и его «Служанкам»…

 — Знаете, когда мы репетировали спектакль, прекрасно понимали, что это будет либо полный провал, либо невероятный успех. Получилось, что спектакль буквально перевернул театральное сознание. С его выходом началась совершенно другая эпоха в театре. После спектакля ко мне в гримерку заходили многие известные актеры, чтобы сделать комплимент. Я прошел великую школу у Романа Виктюка. Мне казалось, что в одной роли в «Служанках» сыграл Чехова, Достоевского, Шекспира. Такие эмоциональные перепады были… Старался играть, как говорится, на разрыв аорты. Роман Григорьевич меня даже просил: «Ты можешь не уходить в зазеркалье, просто технически играть, иначе долго не протянешь». Но я по-другому не могу. Актерская профессия — болезнь. Раз ты выбрал ее, нужно болеть по-настоящему, не симулировать. Из-за этого различные казусы случались. Однажды на спектакль попала Ирина Судакова, у которой я в советское время играл в основном партизан. Увидев меня в юбке с обнаженным торсом, подошла и говорит: «Коля, я не знала, что ты гомосексуалист». Я выпал: «Ирина Ильинична, моя дорогая, что ж такое говорите, вы ведь на моей свадьбе были!»

— И все-таки вы бросили театр и ушли в кино.

 — Ну, во-первых, в театре ты расходуешь свои силы беспощадно. Мне иногда плохо на сцене становилось. Долго я бы так не протянул. А во-вторых, нужно было кормить семью. На мои «уходы» в кино Роман Виктюк реагировал однозначно: «На халтуру идешь? Все своих киллеров играешь? Халтурщик!» А я ему: «У меня семья, как объясню своему сыну и дочке, что папа гений, поэтому вы сегодня будете водичку с хлебушком кушать. Зато я останусь гением». Нет, я все-таки дядька взрослый и практичный.

— Что касается киллеров, это Роман Григорьевич на «Нину» намекал?

 — Да, на роль Сашки Ветра. Но именно тогда меня люди узнали и полюбили. Я говорил своим поклонникам: «Ничего, что я в фильме 40 человек убиваю?» А они отвечали: «Зато как ты жену любишь, сына!» Ведь наш менталитет славянский — «главней всего погода в доме». Не важно, кого ты обидел, убил, главное, что любишь. Правда, последнее время, куда бы не пошел, везде меня Митяем называют. Думают, я такой же, как он. Родная тетушка как-то позвонила и начала ругать, мол, зачем пить начал. Потом разобрались, оказалось, в «Сватах» меня увидела в роли пьяницы Митяя. Даже не знаю, кого бы мне хотелось сыграть больше всего. Люблю сам процесс творчества…