В Киеве задержали членов группировки, похитивших и пытавших предпринимателя. Как выяснилось, нападение организовал его бывший друг, которого правоохранители почему-то отпустили
Собираясь уезжать с семьей на отдых, Александр Попов вышел ночью во двор, решив перед поездкой помыть окна в машине. Когда он подошел к припаркованному у подъезда автомобилю, его ослепили фары приближающейся машины. Из нее вышли двое незнакомцев и вплотную приблизились к Попову. «Что вы » — не успел закончить фразу мужчина, как вдруг его начали избивать. Через пару секунд нападающим пришли на помощь еще двое бандитов. Избив бизнесмена так, что он не мог пошевелиться, преступники затолкали Попова в салон своей машины и увезли в неизвестном направлении.
Сейчас это похищение обсуждают даже не столько в столице, сколько в райцентре Александрия Кировоградской области. История началась там. В Александрии в свое время жили и Александр Попов, и организатор его похищения.
— Крупными предпринимателями нас с женой назвать нельзя, — объяснил при встрече 54-летний Александр Попов. — Разве что по меркам нашего райцентра. Много лет назад мы открыли в Александрии обувной магазин. Начинать свое дело было очень непросто — какие-то деньги у нас были, но этой суммы оказалось недостаточно. Нам согласились помочь друзья — супружеская пара Олег и Ирина Андреевы (имена и фамилии изменены. — Авт.). Олег был валютным менялой и мог на время одолжить нам денег.
В итоге мы с супругой таки открыли свое дело. Потихоньку отдавали долг. Когда бизнес уже приносил реальную прибыль, стали доступны кредиты в банках — это был 2006 год. Чтобы окончательно рассчитаться с долгами, мы с Татьяной Геннадиевной (Александр Витальевич называет супругу только по имени- отчеству. — Авт.) взяли кредит, отдали Андреевым их деньги и открыли второй магазин. Одновременно обзавелись недвижимостью. С Андреевыми мы по-прежнему дружили. До поры до времени.
Сначала Александр этого не замечал, но постепенно Андреевы стали отдаляться. И в гости приходили реже, и по телефону отвечали коротко. По словам Александра Попова, в разговоре Андреев все чаще напоминал ему, что все магазины и недвижимость появились с его помощью. «Помните, я тогда дал вам денег? — словно упрекал друзей Андреев. — Теперь видите, как у вас все хорошо сложилось »
— И так постоянно, — качает головой Александр. — Со временем я понял, что эти люди нам завидуют. Нашим бизнесом в основном руководила жена — Татьяна Геннадиевна была директором предприятия и сама вела всю работу. У жены были к этому способности. Она раньше работала в торговле на руководящих должностях. И в бизнесе у нее все получалось. Вскоре в городе стали распространять о нас нелицеприятные слухи. Причем это касалось не только бизнеса, но и личной жизни. Кто-то распустил грязные сплетни о жизни жены. Почему-то первыми эти вещи узнавали именно наши общие с Андреевыми друзья. Слухи быстро распространялись, ведь Александрия маленький город, жену знали многие. Вскоре мы поняли, что все это исходит от наших бывших друзей. Татьяна Геннадиевна несколько раз пыталась с ними поговорить. В итоге Андреевы заявили, что хотят денег: поскольку они нам помогли и мы так раскрутились, должны отдать им больше, чем занимали. Естественно, жена была не согласна.
Получив твердый отказ, Андреевы, по словам Александра Попова, продолжили травлю. Кто-то рассказывал деловым партнерам Татьяны Геннадиевны, какой она неблагонадежный бизнесмен, подруги вдруг узнавали, как подло она с ними поступила Поповы начали получать письма с угрозами: дескать, не дадите денег — будет хуже.
— Мама старалась не показывать, что это ее волнует, — вступает в разговор дочка Александра Попова Женя. — Но мы видели, как она нервничала. Мама осунулась, очень переживала, что друзья с ней так поступили. Андреевы не унимались. Казалось, они решили довести маму до нервного срыва. Дать им денег — тоже не выход. Чтобы потом до конца жизни они нас шантажировали?
— Однажды мы с женой и дочкой были в гостях, а после этого собирались заехать на работу, — вспоминает Александр Попов. — «Отвезите меня домой, — устало попросила Татьяна Геннадиевна. — Что-то я неважно себя чувствую». Отвезя ее домой, мы с Женей уехали в офис. Когда вернулись, в квартире было очень тихо — свет нигде не горел, телевизор был выключен. Жену мы нашли в другой комнате. Она повесилась.
— Рядом лежало вот это, — Александр Витальевич показывает пожелтевший от времени листок, на котором размашистым почерком написано: «Андреевы, вы испортили мне жизнь. Вы уничтожили мой бизнес, мою семью и меня. Вы нас уничтожили » — Мы видели, что жена сильно переживает, но чтобы сотворить такое После трагедии мы с дочкой долго не могли прийти в себя. Андреевы затихли — их не было на похоронах, они даже не позвонили. О том, что Татьяна Геннадиевна повесилась, мы никому не говорили. Сказали всем, что она умерла от сердечного приступа. В последнее время в городе о ней и так ходили нехорошие слухи. Не хотелось, чтобы вся Александрия обсуждала еще одну горячую новость. Похоронив жену, я собрался и уехал к дочке в Киев. Женя уже несколько лет жила там. Находиться в Александрии я больше не мог.
— А что с магазинами? Вы их продали?
— Нет. Я начал вести бизнес жены сам, руководил делами на расстоянии. А когда через несколько месяцев приехал в Александрию, узнал, что в родном городе обо мне ходят чудовищные слухи — будто я то ли убил, то ли довел до самоубийства жену! Малознакомые люди с опаской и любопытством смотрели мне вслед, а друзья и коллеги мялись и говорили, мол, мы, конечно, в это не верим, но, дескать, почему вдруг она сама решила повеситься. «С чего вы взяли, что она повесилась?» — поражался я. «Да это Андреевы рассказали, — признавались некоторые. — Говорят, у них есть доказательства». Я понял, что наши бывшие друзья не собираются останавливаться, а решили уничтожить не только жену, но и нас с дочкой. Я не понимал только, как Андреев узнал, что супруга повесилась.
— Андреев не звонил вам?
— Нет. Зато то он, то его жена постоянно звонили моим друзьям и знакомым и делились с ними «своими страшными предположениями». Например, что я убил жену, что я криминальный авторитет. А немного позже начались звонки. Звонил незнакомый мужчина (он говорил с акцентом) и спрашивал: «Александр Витальевич, можно поставить автомобиль на ваше место на паркинге?» Вскоре он опять позвонил: «Александр Витальевич, а вы не хотите купить у нас обувь? В Александрии есть магазин » Почему-то все это меня насторожило. «Откуда у вас мой телефон?» — спросил я. Незнакомец повесил трубку.
Когда в марте прошлого года Александр набирал воду в бювете недалеко от дома в Киеве, к нему подошли двое крупных мужчин кавказской национальности. Став за ним в очередь, они неожиданно попытались ударить предпринимателя по голове. Он инстинктивно увернулся. А поняв, что на него нападают, начал обороняться. Воспользовавшись замешательством незнакомцев, Александр Витальевич вырвался и убежал.
— Я сразу же позвонил в милицию, — продолжает Александр Витальевич. — Начал понимать, что те звонки были неспроста. Но правоохранители только развели руками — дескать, поскольку вы плохо запомнили нападавших, а телесных повреждений вам не нанесли, возбудить дело не можем
Какое-то время после этого случая бандиты молчали. А потом опять начались звонки. Вопросы стали конкретнее: интересовались, когда я собираюсь приехать в Александрию. «Что вам нужно?! — не выдержал я. — Кому я перешел дорогу?» «Да ты многим перешел дорогу, — последовал ответ. — Так когда тебя ждать?» «Зачем я вам?» — «Как это зачем? Перепишешь на нас свой бизнес. Не перепишешь — сожжем твою квартиру и убьем всю семью».
— Звонки продолжались, — говорит Александр Попов. — Но на бандитов не было управы — они постоянно угрожали мне и настойчиво просили приехать в Александрию.
— Вы по-прежнему не знали, что это за люди?
— Нет, — говорит бизнесмен. — Недоброжелатель у меня был только один — Олег Андреев. Я догадывался, что это он разыскивает меня. Все выяснилось летом, уже после моего похищения. Вернее, даже во время Однажды в августе около часа ночи я вышел из дому, чтобы помыть окна в машине — мы с дочкой и зятем через пару часов должны были ехать на отдых, и это были последние приготовления. Внезапно во двор заехала машина, из нее вышли двое кавказцев. Были ли это те люди, которые пытались на меня напасть возле бювета, не успел рассмотреть. Бежать было некуда — они были слишком близко. Хотел спросить, что им нужно, но они начали меня избивать. Я сопротивлялся, как вдруг из машины выбежали еще двое. Бандиты затащили меня в свою машину и куда-то повезли. Ехали мы, как мне показалось, чуть больше получаса. В машине меня еще несколько раз ударили и сказали: «Сейчас ты сделаешь все, что мы тебе скажем. Будешь сопротивляться — сожжем твое имущество, а тебя и твою семью расстреляем». Я узнал голос — именно этот человек последние несколько месяцев терроризировал меня по телефону.
Бандиты привезли меня в лес и достали бейсбольные биты. Я уже плохо понимал, что происходит. Из-за сильных ударов по голове все плыло перед глазами. Почувствовал, что сейчас упаду. Бандиты же, не услышав от меня согласия, продолжали бить Не знаю, сколько раз меня ударили по лицу. До сих пор удивляюсь, как после стольких ударов я не потерял сознание. «Пиши расписку, — приказали бандиты, — о том, что ты должен Андрееву Олегу Анатольевичу миллион двести тысяч гривен » «Знакомая фамилия? — спросил второй, заметив мою реакцию. — Мы долго тебя искали. Ты должен денег Андрееву. Пиши давай!» Сопротивляться не было смысла. Мне дали бумагу и ручку, и я под диктовку написал, что я, Александр Попов, в присутствии свидетелей одалживаю у Андреева миллион двести тысяч гривен и обязуюсь вернуть деньги в ближайшие шесть месяцев. Они диктовали мне текст с листочка. Присмотревшись, я узнал почерк Андреева — это он подготовил расписку. «Вот и хорошо, — сказали бандиты, когда я поставил подпись. — А скажешь ментам хоть слово — и семьи твоей нет».
После этих слов бандиты сели в автомобиль и уехали, оставив в лесу истекающего кровью мужчину. Александр Попов звал на помощь, но поблизости не было ни души. Собрав последние силы, мужчина просто пошел вперед.
— Меня спасло чудо, — качает головой Александр Витальевич. — Если бы пошел в другую сторону, ходил бы там сутки, пока не умер. Увидев пустые бутылки и следы от костра, понял, что на этом месте кто-то устраивал пикник. Значит, трасса недалеко. И вскоре я на нее вышел. Добирался домой на попутках.
— Папа пришел домой около пяти-шести часов утра, — вспоминает дочь Александра Женя. — Вместо лица — одна сплошная гематома. Я ведь наблюдала тот момент, когда его похищали. Услышав шум во дворе, подбежала к окну и увидела, как какие-то мужчины затолкали папу в машину. Номер автомобиля не запомнила, только первые две буквы — BH. Это одесские номера. Я тут же вызвала милицию, но им эта моя подсказка ничего не дала. Потом уже, когда милиционеры, взяв у нас с мужем показания, уехали, в квартиру зашел папа. Узнав, что я позвонила в милицию, он испуганно на меня посмотрел: «Может, не надо » Он действительно боялся угроз бандитов. Я уговорила его не идти у них на поводу.
— Бандитов задержали через два месяца, — рассказала «ФАКТАМ» пресс-офицер Подольского райуправления столичной милиции Юлия Шевчук. — Когда наши сотрудники вышли на людей, совершивших нападение, стало понятно, что к случившемуся может быть причастен 40-летний житель Кировоградской области. Он давно следил за Поповым, собирал информацию о нем и его бизнесе. Наши предположения оказались верными — вскоре мы нашли неоспоримые доказательства его вины. Организовывая преступление, он нанял четверых исполнителей и детально их проинструктировал. Даже подготовил текст расписки, которую потом под пытками написал бизнесмен. Вскоре мы задержали всех пятерых. Исполнители оказались гражданами России, двое из них ранее судимы за квартирные кражи. Одного из них задержали в Киеве, всех остальных, в том числе и организатора, — в Кировоградской области. Отрицать вину было бесполезно, мы собрали слишком много доказательств их вины. Во время обыска у организатора нашли ту самую долговую расписку.
На этом история не закончилась. Когда дошло дело до избрания меры пресечения, организатора преступления отпустили на свободу, даже не взяв с него подписку о невыезде! Следователь подал представление районному прокурору, в котором просил всех обвиняемых взять под стражу. Однако прокурор Юрий Севрук почему-то поддержал все представления, кроме одного — по поводу Андреева, выступающего в деле организатором. Неожиданно для всех Олега Андреева отпустили под залог.
— Ответ на нашу жалобу был следующий: прокурор «нашел основания избрать другую меру пресечения», — цитирует ответ из прокуратуры адвокат пострадавшего бизнесмена Сергей Рогожук. — Никто не объясняет, какие могли быть основания отпускать на свободу человека, обвиняемого в столь тяжком преступлении (Андреева и исполнителей обвиняют по статьям «Незаконное лишение свободы или похищение человека» и «Вымогательство», предусматривающим до десяти лет лишения свободы). Мы обращались во все инстанции, просили помочь народных депутатов. Ничего не помогло — преступник ходит на свободе.
— Более того, Андреев умудрился подать на меня в суд, — говорит Александр Попов. — Дескать, я не возвращаю ему миллион двести тысяч гривен. Только когда в суде попросили оригинал моей расписки (он принес копии) и выяснилось, что она находится в милиции, судебный процесс приостановили. Сейчас дело расследует следственное управление Главного управления МВД Украины.
«ФАКТЫ» попытались получить комментарии у районного прокурора, по решению которого организатор преступления оказался на свободе. Но в Киевской городской прокуратуре нам ответили, что, поскольку идет следствие, «никаких комментариев быть не может». Где сейчас находится Андреев, неизвестно. Поскольку человек не ограничен даже подпиской о невыезде, он может уехать куда угодно. Попытки «ФАКТОВ» связаться с ним успехом не увенчалась