70-летний юбилей народная артистка России отметила на сцене родного театра имени Пушкина
Жизнь Веры Алентовой во многом перекликается с судьбой самой известной киногероини актрисы — Кати Тихомировой из культового фильма «Москва слезам не верит». Провинциалка, приехавшая покорять столицу, познала все «прелести» жизни в общежитии, горечь разлуки и радость любви. Вера Валентиновна, слывущая в киношной тусовке дамой с непростым характером, практически не дает интервью, но мы не могли обойти стороной 70-летний юбилей актрисы, поэтому решили рассказать читателям о самых ярких моментах ее жизни.
1. «Я мечтала о сцене с детства, но поскольку мой дед был доктором, тоже собиралась стать врачом,- признается Алентова. — Не поступила». Втайне от мамы, с подачи отчима, Вера была принята актрисой вспомогательного состава в театр в Барнауле. Узнав об этом, мама, работавшая в ТЮЗе, устроила дочке разнос: «Хочешь быть артисткой, на следующий год поступай в Москве. А сейчас иди работать». Вера пыталась устроиться в аптеку, на почту, но никто не хотел связываться с несовершеннолетней. Тогда она пошла на меланжевый комбинат чернорабочей. В следующем году, уехав в Москву, поступила в Школу-студию МХАТа.
2. В вузе Вера познакомилась с будущим мужем Володей Меньшовым — неперспективным, по мнению некоторых педагогов, студентом. «Стипендию мы получали крохотную, — вспоминает актриса. — Ухаживая за мной, Володя вечно что-то придумывал: дарил полевые цветы, веточки вербы да букеты из листьев». Когда Алентова была на втором курсе, отгуляли свадьбу. Пир с шампанским и колбасой обошелся в 30 рублей. «Нашу свадьбу праздновали всем курсом, — рассказывает Алентова. — Пока ребята готовили стол, мы поехали в загс. Все время, пока находились там, нас фотографировали, а потом еще и шампанское открыли. Я ужасно перепугалась: чем платить? Мы ведь выгребли все до копейки еще в общежитии. Вдруг все закричали, что шампанское горькое, а я, занятая мыслью, чем заплатить за эту бутылку, начала всех уверять, что шампанское замечательное, не понимая, что нам нужно просто поцеловаться… Только когда Володин свидетель шепнул мне, что у него есть три рубля, я обрела способность мыслить логически. Затем нам стали предлагать фотографии. Поначалу Володя гордо заявил, что мы возьмем все. Но, увы, денег хватило только на две…» С тех пор в квартире Алентовой и Меньшова на самом почетном месте красуются две фотографии с их свадьбы.
3. По окончании училища Меньшова распределили в Ставрополь, где он проработал около года. Вернувшись в Москву, где уже начинала блистать супруга, поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Каждый обитал в своем общежитии, побыть вместе удавалось лишь, когда соседка Алентовой уезжала к родным. И то приходилось скрываться от бдительного коменданта, ведь общежитие не было семейным. Позже некоторые моменты их быта Меньшов воплотит в картине «Москва слезам не верит». Денег катастрофически не хватало, хотя Владимир устроился подрабатывать в булочную. Нищая и кочевая жизнь настолько измотала нервы супругам, что они приняли решение расстаться. Родившаяся в 1969 году дочь и полученная Алентовой двухкомнатная квартира не помогли — Меньшов и Алентова подали на развод. Отец мог видеться с дочерью Юлей только по выходным. Расставшись, супруги писали друг другу письма, причем каждый день. «Когда вели Юлю в первый класс, я понял, что мы семья. И снова поженились», — рассказывал актер и режиссер.
4. Долгое время Алентова носила фамилию Быкова. Но она ей не нравилась. Когда родилась Юля и пошли регистрировать дочь, в загсе Вера узнала, что, оказывается, фамилию можно поменять: «Папа умер, когда мне было четыре года, я его почти не помню. И я подумала, что не обижу его, если возьму мамину фамилию».
6. В 1990 году Владимир Меньшов снял супругу в фарсовой комедии «Ширли-мырли», а еще через десять лет вышел фильм «Зависть богов». Партнером Алентовой по съемочной площадке был Жерар Депардье. Впрочем, его роль эпизодическая. А вот с Анатолием Лобоцким, играющим французского переводчика Андре, супруга Меньшова пообщалась очень тесно. Сцена, где они предаются страсти в грузовике, получилась настолько натуральной, что когда Анатолий развелся с женой, многие были уверены — из-за Алентовой. «В фильме «Зависть богов» мне пришлось чрезвычайно тяжело, — говорит актриса. — Стеснение в нас было вбито, к тому же было мне уже не 20 и даже не 40 лет… Меньшов, правда, сказал: «Не переживай — все, что нехорошо, я уберу, а что здорово — сумею выгодно показать. На самом деле поцелуй в кадре ровным счетом ничего для меня не значит. Это как пожать кому-то руку на прощание. Но если бы режиссером был не муж, может, вообще не согласилась бы на столь откровенные сцены».
7. Накануне 2010 года после подтяжки лица актриса выглядела, мягко говоря, не очень. «С пластической хирургией нужно быть очень осторожным, — предупреждает Вера Валентиновна.- По себе знаю, несколько пластик подряд — это опасно». Пару лет назад, после очередного омоложения, она старалась не появляться на людях и даже собиралась подать в суд на одного из московских пластических хирургов.
8. 70-летний юбилей Вера Алентова встретила на сцене Театра имени Пушкина, куда пришла на работу еще в 1965 году. В день рождения сыграла в премьерном спектакле по пьесе Альберта Гурнея «Любовь. Письма», который поставила ее дочь — актриса, телеведущая и режиссер Юлия Меньшова. Компанию Алентовой на подмостках составил супруг Владимир Валентинович. Когда шли репетиции, члены семейства ругались так, что окружающие были уверены: постановки не будет. Но благодаря Вере Валентиновне каждый спор заканчивался примирением.