Житейские истории

«В возрасте почти 6 месяцев ребенок весил 3 килограмма 700 граммов — всего на 100 граммов больше, чем при рождении»

0:00 — 16 июля 2010 eye 1052

У 20-летней матери, которая не пьет, не употребляет наркотики, не страдает психическими заболеваниями, умер от голода(!) малыш, родившийся совершенно здоровым

Прокуратура Енакиево (Донецкая область) возбудила уголовное дело по статье 166 Уголовного кодекса Украины: «Злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком, повлекшее тяжкие последствия» — в отношении 20-летней жительницы города Юнокоммунаровск. Ребенок этой женщины умер от голода. Правоохранители не находят объяснения поведению матери. Пособие на ребенка она получала исправно, женщина не входит в религиозную секту, не страдает психическим заболеванием, не пьет и сейчас вынашивает второго малыша…

«Мы не нашли у мальчика никакой патологии. Но его организм был обезвожен, кишечник абсолютно пуст»

- Ребенок поступил к нам в терминальном состоянии, фактически это была агония, — говорит заведующий детским реанимационным отделением больницы № 2 города Енакиево Михаил Хроменко.  — Малыш был синим, сердцебиение едва прослушивалось, почки практически не работали. Не удалось собрать ни капли мочи для анализа. Бросалась в глаза истощенность малыша. В возрасте пять месяцев и 21 день он весил 3 килограмма 700 граммов, хотя нормальные пятимесячные дети должны весить более 7 килограммов. Мышечная масса у мальчика практически отсутствовала.

Врачи, пытавшиеся вернуть ребенка к жизни, стали искать причины такого истощения. Крошечного пациента осмотрели все профильные специалисты и пришли к выводу, что малыш хронически недоедал…

- Мы не нашли у ребенка никаких анатомических патологий, но его организм был обезвожен, кишечник абсолютно пуст, — продолжает Михаил Хроменко.  — Показатель сахара в крови составлял всего 0,01 процента при норме 5,5 процента. Непонятно, как в малыше еще теплилась жизнь, ведь если этот показатель снижается до 3,5 процента, человек впадает в кому. По данным амбулаторной карты ребенка, он появился на свет здоровым: вес 3 килограмма 600 граммов, рост 52 сантиметра. За 22 года работы в реанимации я такого истощения у детей еще не видел. И никто из моих коллег подобного не припоминает.

Седовласый доктор разводит руками. Он не понимает, как в мирное время ребенок мог умереть от истощения, находясь под присмотром вполне адекватной матери! Правоохранители тоже в недоумении.

- Просмотрев медицинские документы и опросив свидетелей, мы выяснили, что участковый врач указывал этой женщине, что ее сын недобирает в весе, — рассказал старший следователь прокуратуры Енакиево Евгений Буцулаев.  — Но дело в том, что в последний раз участковый врач осматривал этого ребенка в возрасте двух месяцев. В дальнейшем на осмотр мать малыша не приносила, а участковому врачу и медсестре, которые приходили к ней на дом, дверь не открывала. Подследственная, правда, утверждает, что никто из медиков к ней не являлся.

По информации следователя, после проведения внутреннего служебного расследования городским отделом здравоохранения, к дисциплинарной ответственности были привлечены главный врач поликлиники, участковый врач семейной практики и медсестра — за ненадлежащий контроль за ребенком и отсутствие взаимодействия между службами.

Оказывается, у врачей, «потерявших из виду» малыша, был шанс восстановить контроль над ситуацией. Когда женщина (назовем ее Яной) встала на учет по беременности, ее первенец еще был жив. Гинеколог могла бы сообщить участковому врачу о том, что Яна опять беременна. Но, по словам начальника Енакиевского горздрава, по закону гинеколог не обязана была этого делать. Хотя обычно участковые врачи, которым мамы в положенный срок не показывают своих младенцев, сообщают об этом в службу по делам детей или в милицию. Зачастую именно благодаря таким сигналам неравнодушных медработников малышей спасают, вовремя изымая их из неблагополучных семей.

Молодая мать получала три вида пособий

- Материалы проверки законности действий медицинских работников выделены в отдельное производство, — заявил Евгений Буцулаев.  — Есть ли в смерти ребенка их вина, будет решать суд. По закону ответственность за случившееся лежит на матери — она обязана заботиться о своем ребенке, своевременно показывать его врачам. Сожитель подследственной, по ее словам, отцом первенца женщины не является, она якобы забеременела в результате случайной связи.

По информации следователя, молодая женщина, проживающая с гражданским мужем в своей двухкомнатной квартире, вела затворнический, но не асоциальный образ жизни — не пьет, наркотики не употребляет. Окончила профтехучилище, до родов работала. Получала все положенные ей выплаты.

Ставить Яну на учет в милиции или в службе по делам детей как неблагополучную мать оснований не было. Поэтому в ее квартиру сотрудники прокуратуры и милиции наведались уже после смерти ее сына. Женщину и ее гражданского мужа они застали у телевизора, где стояла большая стопка видеокассет. Со стен свисали обрывки обоев, но это пару, похоже, не волновало.

- Не думаю, что здоровым молодым людям требовались большие деньги или помощь социальных служб, чтобы навести элементарный порядок в квартире: вымыть пол, подклеить обои, — говорит начальник сектора криминальной милиции по делам детей Енакиевского горотдела милиции Сергей Бурдуков.

Оказывается, после смерти своих родителей Яна вместе с сестрой попала в детский дом семейного типа. Но не пробыла там и года. По словам главы семьи, взявшей опеку над сестрами, как только Яна поступила в педучилище, решила стать самостоятельной. Девушка узнала, что в учебном заведении она будет на полном государственном обеспечении — это трехразовое питание и бесплатное проживание в общежитии. А главное, сама сможет распоряжаться положенным ей пособием — 2 тысячи 600 гривен в месяц. Педагогом Яна так и не стала — ее отчислили из училища за прогулы. Правда, девушке удалось получить другую профессию, выучилась на повара.

- Я думаю, если бы Яна не ушла от нас, такого бы с ней не случилось, — говорит глава семейного детского дома, имеющая большой педагогический стаж.  — Я слежу за своими детьми, хотя многие уже сами стали родителями. Вот 15-летняя Людмила, младшая сестра Яны, не жалеет о том, что осталась в приемной семье. Девушка заканчивает общеобразовательную и музыкальную школы, готовится поступать в техникум.

Рассказать Люде о том, что ее племянник умер, пока не решаюсь. После того как она в последний раз навещала свою сестру, принесла фото малыша. Показывая мне снимок, девочка спрашивала, нормально ли то, что ее слишком маленький и худенький племянник не похож на своих ровесников. Я ушла от ответа, чтоб не расстраивать девушку — мальчик действительно выглядел замученным. А спустя три дня узнала, что ребенок умер.

- Я знала еще бабушку и дедушку Яны, — поделилась Мирра Ивановна, соседка Яны.  — Они были работягами. Страшно пили, не уделяя ребенку должного внимания. Их дочь рано выскочила замуж, наверное, мечтала найти в муже родительскую заботу, которой ей так не хватало. Но когда у нее появились свои дети, и она, и муж тоже стали прикладываться к рюмке. Яна и Люда остались без внимания, а вскоре — и без родителей.

Яна ежемесячно получала три вида выплат: пособие на ребенка, пособие, предусмотренное для одиноких матерей, и как сирота пособие по утрате кормильцев — это полторы тысячи гривен. Не считая единовременной выплаты при рождении ребенка — около шести тысяч гривен. Зарплата медсестры, да и врача в Украине, намного ниже — 700-900 гривен.

- Да ей еще и тетя, проживающая Германии, деньги присылала, — рассказала соседка непутевой мамаши.  — К тому же, когда Яна и ее гражданский муж просили денег в долг, никто из соседей им не отказывал. Вот за советом молодая женщина ни к кому не обращалась. Но к ним постоянно наведывались мать и сестра ее гражданского мужа. Они живут в соседнем доме. Это успокаивало — значит, есть рядом опытный человек, который подскажет молоденькой маме, как обращаться с ребенком.

«О том, что должна приносить ребенка врачу, мне не говорили»

Как выяснилось, соседи помогали молодой семье не только деньгами. Их сыну Мишутке принесли гору выстиранной и выглаженной одежды, современную коляску. Правда, Мишеньку никто так и не увидел. Дальше двери Яна никого не пускала и с ребенком на улице почти не показывалась. Говорила, что свежим воздухом кроха дышит на лоджии.

Однако незадолго до трагедии Мирра Ивановна заподозрила неладное, столкнувшись на лестничной клетке с младшей сестрой Яны. Люда возвращалась от сестры в слезах: «Все малыши-крепыши, а мой племянник какой-то уж очень маленький и худенький».

- А спустя несколько дней после этого Яна сама прибежала ко мне: «Тетя Мирра, у меня ребенок не дышит! Вызовите «скорую», — говорит соседка.  — Врачи приехали мгновенно. Но когда Яна выносила Мишу к «неотложке», я поразилась: малюсенький, как пупс, малыш был завернут в старое полотенце! Куда смотрели Яна и ее мужчина вместе со своей мамой?! Я не знала, что и думать.

Честно говоря, я тоже не знала, что и думать, стоя перед массивной новой дверью, в которой торчала квитанция на оплату долга за газ. Аналогичная ситуация была и с другими коммунальными услугами. Хотя, когда социальные службы вселяли достигшую совершеннолетия Яну в квартиру ее покойных родителей, позаботились о том, чтобы все долги были погашены.

- Я любила своего Мишутку, я его не убивала, — убеждает меня опрятно и совсем не бедно(!) одетая худенькая женщина с выпирающим животиком.  — И кормила его — он не мог умереть от голода.

Яна уже на шестом месяце беременности и знает, что у нее снова будет мальчик. По словам мамы, кушал ее первенец хорошо.

- Давала ему рыбий жир, детскую смесь, манку, кормила и грудью, правда, недолго, — говорит она.  — Но Миша наберет 100 граммов и сбросит их.

В результате почти за полгода своей жизни ребенок прибавил в весе всего 100 граммов. Согласно выводам судебно-медицинского исследования, причиной смерти малыша стало истощение. Попутный диагноз — рахит. Женщина признается, что врачи обращали ее внимание на слишком медленную прибавку в весе ребенка. «Так и я сама не полная», — возражала им Яна. По словам собеседницы, она надеялась на врачей, но они обделили ее вниманием.

- Участковый врач пришла ко мне только один раз, после того, как нас с Мишей выписали из роддома, — говорит Яна.  — И мы в поликлинику два раза приходили. О том, что я должна постоянно приносить Мишу врачу, мне не говорили. А когда сын умер, на меня накричали в больнице: «Мы же вам как одинокой матери предлагали бесплатное детское питание». Но об этом я тоже ничего не знала.

Женщина, которой грозит до пяти лет лишения свободы, явно лукавит: медики не могли не уведомить ее о том, что ребенка нужно регулярно приносить на осмотр. Ведь в течение первых шести месяцев жизни малыш должен получить массу прививок.

- Не знаю, что произошло, — плачет Яна.  — Еще утром в тот день, когда сыну стало плохо, я возила его в колясочке по квартире. Он держался за мой палец и смотрел на меня. Была бы у меня мама, она бы объяснила, что делаю не так. Я ведь до этого детей толком не видела.