Спортсмену из Швейцарии специалисты столичного Института нейрохирургии установили электростимулятор. С помощью импульсов, которые он излучает, пациенту уже «оживили» руки. У парня есть надежда, что начнут работать и ноги
С 27-летним гражданином Швейцарии Бенуа и его мамой Жинет мы встретились в Киевском институте нейрохирургии. Парень на инвалидной коляске вручает представителям института подарочный сертификат на сумму две тысячи швейцарских франков. Эти деньги он вместе с друзьями — мотогонщиками из Швейцарии — собрал специально для украинской клиники, в которой проходит лечение.
Полтора года назад киевские специалисты вживили под кожу Бенуа специальный стимулятор. Электрические импульсы от него заставляют работать пораженные мышцы, и таким образом к парализованным частям тела постепенно возвращаются сила и чувствительность. Подобные вмешательства делают лишь в нескольких странах мира, в том числе и в Украине. По этой причине Бенуа вместе с мамой прилетел в Киев.
*Когда Бенуа вручал украинским специалистам сертификат на две тысячи швейцарских франков, руководитель клиники восстановительной нейрохирургии Виталий Цымбалюк сказал, что деньги потратят на оборудование, необходимое для проведения микрохирургических вмешательств
— В нашей семье мотокроссом занимается мой дядя, — рассказывает Бенуа, общаться с которым мне помогала переводчица Евгения. — Уже с десяти лет я участвовал в соревнованиях, даже в чемпионате Европы. Шесть лет назад мы с друзьями разминались перед очередным выступлением, выполняя различные трюки и сложные сальто на специальном трамплине. Под ним для страховки всегда кладут мат, но в тот раз его неправильно застелили.
Упав на спину с велосипеда, двигающегося на большой скорости, я получил сильнейший удар в голову. В первую минуту не мог дышать. Увидев это, мой друг сразу вызвал «скорую». Помню, как четыре санитара укладывали меня на носилки и заносили в вертолет (в Швейцарии пациентов в больницы доставляют на вертолетах скорой помощи. — Авт.). Боль, которую я испытал, была невыносимой. Опасаясь, что умру от болевого шока, врачи ввели меня в кому на две недели, а когда я пришел в себя, огорошили: «Будешь жить, но руки и ноги останутся парализованными».
Но я не сдался. Сейчас, после лечения в украинской клинике и ежедневных тренировок дома, мои руки начали вновь работать. Два месяца назад я даже катался на спортивном мотоцикле, который специально для меня усовершенствовали друзья.
— Я до сих пор не чувствую ног, поэтому передвигаюсь в инвалидном кресле, — рассказывает Бенуа. — Движения руками выполняю уже хорошо, осталось немного разработать пальцы. Удерживать ручку, застегивать пуговицы и делать другую мелкую работу мне все еще неудобно. До последнего времени лечению поддавались лишь руки, но недавно во время стимуляции я почувствовал покалывание в области грудной клетки, хотя раньше эта зона была парализована.
— В нашу клинику Бенуа приезжает уже третий раз, — рассказывает врач-нейрохирург Института нейрохирургии кандидат медицинских наук Юрий Яминский. — Полтора года назад это был худой, поникший молодой человек. Руками он мог сделать только одно движение — приподнять их над коленями. Сейчас это сильный жизнерадостный парень.
На кровати Бенуа замечаю несколько журналов о мотоспорте.
— Я люблю спорт за то, что он всегда давал мне возможность почувствовать себя свободным, — продолжает Бенуа. — Когда случилась трагедия, мне был всего 21 год. Мириться с мыслью о том, что всю жизнь проведу в инвалидном кресле, даже не имея возможности полноценно двигать руками, я не собирался. Поэтому искал любую информацию, которая могла бы помочь. Два года назад узнал об электростимуляции и детально ознакомился с этим методом в интернете. Нашел нескольких людей, которые тоже лечились таким способом, и понял: это то, что мне нужно.
— Почему вы выбрали украинскую клинику?
— Такие операции делают в некоторых странах — в Германии и Канаде, — но там это невероятно дорого. Медицинская страховка в нашей стране покрывает лишь самые необходимые расходы (покупку инвалидной коляски или уход за лежачим больным), а операцию за границей оплачивают пациент и его семья. По интернету я познакомился с парнем, у которого, как и у меня, было повреждение спинного мозга (нервные импульсы, посылаемые головным мозгом, не доходят до мышц. — Авт.).
*»Еще полтора года назад Бенуа мог сделать только одно движение руками, а теперь он и журналы листает, и за компьютером работает», — говорит Юрий Яминский
— И что вас поразило?
— Разница между профессионализмом врачей и внешним видом больниц. Лестницы в клиниках совершенно не приспособлены для инвалидных колясок. Но руки у лечивших меня специалистов, конечно, золотые. Ведь только после их лечения у меня наметился прогресс. Еще до первого приезда в Украину я побывал в Эстонии, в реабилитационной клинике. Там же купил специальные тренажеры и прошел обучение, как нужно на них заниматься. Теперь ежедневно тренируюсь дома по несколько часов. И каждый раз, когда ощущаю покалывание, боль или вибрацию в новом участке тела, радуюсь как ребенок. Это значит, что мышцы снова начинают работать. Сейчас я больше всего хочу стать на ноги и ради этого готов тренироваться целыми сутками. А пока раз в полгода езжу в Украину, где прохожу семидневный курс лечения.
— Каким образом к человеку возвращается чувствительность? — спрашиваю у заместителя директора Института нейрохирургии имени академика А. П. Ромоданова Академии медицинских наук Украины, руководителя клиники восстановительной нейрохирургии профессора Виталия Цымбалюка.
— Как правило, при травмах спинного мозга руки и ноги теряют способность двигаться. Часть клеток, которые задеваются при этом, погибают, а часть как бы впадают «в спячку». Наша задача — их расшевелить.
— Как это происходит?
— С помощью электростимулятора. Он состоит из антенны размером с 50-копеечную монету и электродов (на фото), в основном из золота или платины.
— Кому показана электростимуляция?
— Она рекомендуется всем больным, у кого есть повреждения спинного мозга, повлекшие за собой исчезновение чувствительности и движений, нарушение мочеиспускания.
Антенна, которую мы устанавливаем на переднюю часть грудной клетки, — это разработка наших специалистов. За границей вместо нее используют генератор на батарейках, они со временем садятся. Чтобы их заменить, больному приходится делать дополнительную операцию, а это еще один наркоз и разрез. За пять лет, которые применяем методику, мы установили более шестисот таких систем. У нас были пациенты с тяжелыми травмами спинного мозга, которым все-таки удалось стать на ноги.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»