В редакцию «ФАКТОВ» все чаще обращаются люди, которым банк отказал в обслуживании из-за того, что они не захотели заполнить все пункты специального опросника
В последнее время в отношениях украинских граждан с банками, и без того непростых, появилось еще одно неприятное обстоятельство. Вот уже несколько месяцев при совершении любой банковской операции людям предлагают заполнить специальный вопросник. Причем сделать это нужно независимо от того, какая услуга банка потребовалась человеку.
В предлагаемом бланке, кроме вполне привычных пунктов, таких как имя, место регистрации и идентификационный код, имеется еще целый комплекс вопросов, вызывающих недоумение.
Например, банк может поинтересоваться вашим образованием, местом работы, семейным положением. Какое это имеет отношение к обмену валюты или открытию карточного счета, работники банков не объясняют.
Впрочем, перечисленные выше сведения особой тайны не представляют и могут быть указаны достаточно безбоязненно. Но есть в анкете пункты, которые прямо-таки озадачивают. Человека, пришедшего в банк с пустяковым вопросом, обязывают устроить полный финансовый стриптиз. Например, он должен перечислить все счета, открытые им в других банках, и указать их номера. Весьма ценная информация для тех, кто знает, как ею воспользоваться.
Кроме того, в банковском опроснике предлагается указать размер своего квартального дохода, рассказать об имеющихся депозитах и сообщить, на какую они сумму, перечислить все личное недвижимое и движимое имущество. Следует также рассказать о профиле деятельности предприятия, где работает гражданин, доложить о наличии ценных бумаг, которые могут служить источником доходов, а также о задолженности по кредитам. Многие банки интересуются, имеется ли у клиента транспортное средство. Причем в соответствующей графе нужно указать вид машины, ее марку, модель и год выпуска.
Есть в опроснике и вовсе таинственные пункты, способные поставить в тупик здравомыслящего человека. Например, такой: «Идентификационные данные физического лица — контролера». При этом никаких объяснений, о каком контролере идет речь, не приводится. Естественно, неподготовленный гражданин, оказавшийся перед необходимостью заполнить такую графу в анкете, будет растерян.
В поисках ответа на вопрос, чьи же все-таки данные следует указать в данной графе, мы обратились к Закону Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Он четко определяет: «Контролер — лицо, осуществляющее контроль».
Термин «контроль физического лица» определяется как «возможность решающего влияния на операции этого лица независимо от фактического владения активами физического лица».
В общем, если перевести на понятный язык, контролером является человек, под влиянием которого вы совершаете различные операции со своими деньгами. То есть, надо понимать, каждому мужчине необходимо вписать в эту графу данные своей жены, а женщине — мужа. Ну и, конечно, и те и другие должны перечислить детей.
На самом деле, по-видимому, законодатели имели в виду совсем других контролеров — каких-нибудь преступников, для маскировки привлекающих обыкновенных граждан к своим темным делишкам. Но следовало яснее формулировать свою мысль.
Еще один загадочный пункт: «Является ли физическое лицо, на имя которого открывается счет, публичным деятелем или связанным с ним лицом?» Что такое «публичное лицо»? Ответ снова находим в законе: «Публичные деятели — физические лица, которые выполняют или выполняли определенные публичные функции в иностранных государствах». К публичным функциям закон относит пребывание в должностях: президента, министров и их заместителей, депутатов парламента, членов высших судебных инстанций, руководителей центральных банков или стратегически важных предприятий. Причем только иностранных.
Банки утверждают, что получение такого огромного количества информации достаточно интимного свойства необходимо для идентификации клиента. В то же время закон точно указывает, какие именно данные должны предоставлять клиенты банкам при идентификации. Это фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший документ, место жительства физического лица и идентификационный номер согласно Государственному реестру физических лиц-налогоплательщиков.
После того как анкеты появились в банках, среди клиентов поднялся переполох. Однако Национальный банк всех успокоил, выпустив в ноябре прошлого года разъяснение, в котором говорилось, что указание данных о совокупном доходе, семейном положении, образовании, недвижимом имуществе, транспортных средствах и так далее не является обязательным. И банк должен сообщить клиенту о том, что «их предоставление осуществляется в добровольном порядке». При этом отказ клиента указать информацию, не предусмотренную законом, «не может служить основанием для отказа в предоставлении банковских услуг».
Однако на деле, как это часто у нас бывает, действительность радикально отличается от документов. В редакцию все чаще обращаются люди, которым банки отказали в обслуживании из-за того, что они не захотели заполнить все пункты опросника. Были даже случаи, когда владельцам депозитов отказывались возвращать их же деньги.
Чтобы удостовериться в том, действительно ли банки занимают столь непреклонную позицию, автор обратился в один из украинских банков для получения простейшей услуги — по обмену валюты.
Кассир банка, узнав, что мне нужны 100 долларов, первым делом попросила дать ей паспорт и удалилась с ним во внутреннее помещение банка. Вернулась она с ксерокопией документа и бланком опросника. Изучив этот бланк, я убедился, что никаких упоминаний о том, что предоставление информации, не предусмотренной законом, является добровольным, в нем нет. Зато банк счел нужным предупредить клиентов: за предоставление недостоверной информации их могут привлечь к ответственности. Уголовный кодекс предусматривает в таких случаях штраф в размере от 1 тысячи до 3 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (17-51 тысяча гривен).
Я, в полном соответствии с законом и разъяснениями Национального банка, заполнил графы, касающиеся паспортных данных и идентификационного номера, и сообщил, что остальные данные предоставить отказываюсь. На что кассир ответила: в таком случае обмен валюты она произвести не сможет.
Обращение к руководителю отделения банка также не дало результата. Он объяснил, что ничего поделать не может. По его словам, никакой добровольности при предоставлении сведений, перечисленных в опроснике, не существует. Полное заполнение всех граф — категорическое требование Национального банка. И обойти его невозможно. Поэтому, если клиент отказывается заполнить хотя бы один пункт анкеты, банк не предоставит ему никаких услуг: не обменяет валюту, не даст кредит, не откроет счет, не примет деньги на депозит и так далее.
Чтобы прояснить ситуацию, «ФАКТЫ» обратились в Национальный банк с просьбой уточнить, является заполнение опросников в банках обязательным или все же добровольным делом. Организовать встречу корреспондента с представителем руководства НБУ пресс-служба отказалась, а на письменный запрос прислала никем не подписанный ответ. Привести его здесь дословно мы не можем, поскольку он написан тем особым языком, который используют государственные чиновники, чтобы сделать создаваемые ими документы непонятными для большинства людей. Поэтому мы постараемся перевести ответ на доступный язык, максимально сохранив при этом его содержание.
Итак, как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Национального банка, сбор частной информации о гражданах Украины, пользующихся услугами банков, производится с целью борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Эта борьба в нашей стране регулируется Законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Во исполнение норм упомянутого закона Национальный банк в январе 2010 года принял постановление, которое предусматривает идентификацию клиентов, а также их изучение и классификацию в зависимости от того, насколько они могут быть замешаны в легализации преступных доходов и финансировании терроризма.
Как мы уже упоминали, для идентификации закон предписывает выяснять паспортные данные и идентификационный номер клиента. Также закон обязывает банк при установлении деловых отношений с клиентом и в процессе его обслуживания узнать, не является ли он публичным деятелем или связанным с ним лицом. Кто в соответствии с законом считается публичным лицом, мы уже писали. А вот что такое «связанное с ним лицо», не разъясняет ни закон, ни Нацбанк.
Что касается остальных нескромных вопросов, которые банки задают своим клиентам, то, как явствует из ответа пресс-службы, банки включают их в анкеты исключительно по собственной инициативе. Ни законом, ни постановлением НБУ необходимость получения такой информации не предусмотрена.
Впрочем, и возражений против сбора столь подробной информации о клиентах Национальный банк не имеет:
«Банк может получить от клиента дополнительные данные, которые не требуются законодательством Украины в обязательном порядке. Но с этой целью он должен определить перечень таких документов и сведений и предусмотреть условия их предоставления в договоре с клиентом или опроснике. При этом банк должен проинформировать клиента, что такой перечень документов и сведений не является в соответствии с требованиями законодательства обязательным, а их предоставление осуществляется в добровольном порядке».
То есть не предусмотренный законом сбор информации о гражданах Украины сразу становится законным, если банк перечислил все сведения и документы, которые ему захотелось получить, на листке бумаги с названием «опитувальник».
Обычный человек может предположить, что раз такая информация не обязательна, то ее можно и не предоставлять. Но это не так. Согласно сообщению пресс-службы НБУ, «банк отказывает клиенту в обслуживании, установлении деловых отношений или проведении дальнейших финансовых операций в случае непредоставления клиентом необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности, выяснения сути деятельности, а также в случае, если осуществление идентификации клиента согласно требованиям законодательства невозможно».
Таким образом, вы, конечно, можете не раскрывать банку всю свою подноготную, но он откажет вам в обслуживании. Вообще-то такой порядок не нов. В советские времена он назывался добровольно-принудительным. Тогда многие действия в теории считались добровольными, но были обязательны к исполнению. То есть вы теоретически могли не вступать в комсомол, но понимали, что стать студентом института без этого будет очень трудно. Могли не пойти на ленинский субботник, однако должны были знать, что останетесь без премии или повышения по службе.
Что делать дальше? Можно, конечно, обратиться в другой банк. Но там вам предложат заполнить такой же опросник на тех же добровольно-принудительных условиях. Получается, что если вы не готовы при осуществлении любой, даже самой простой, финансовой операции выложить о себе полную информацию, то вам лучше просто отказаться от услуг банков. Возможно, многие люди приходят именно к такому выводу. И это является одной из причин сокращения вкладов в банках. В январе, например, согласно статистике НБУ, общий объем депозитов уменьшился на 0,5 процента, что составляет около 2,5 миллиарда гривен.
Как будет использоваться собранная банками информация о клиентах? Трудно сказать. В НБУ считают, что никак, ссылаясь при этом на Гражданский кодекс Украины, который устанавливает: банк гарантирует тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. «Сведения об операциях и счетах могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, — указано в ответе Национального банка. — Другим лицам, в том числе органам государственной власти, их должностным и служебным лицам, такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, установленных законом о банках и банковской деятельности. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент имеет право требовать от банка возмещения причиненных убытков и морального ущерба».
Но остаются вопросы. Во-первых, если огромные объемы информации о гражданах Украины не нужны Национальному банку, то зачем он с такой настойчивостью заставляет банки ее собирать? Во-вторых, сможет ли коммерческий банк отказать НБУ, налоговой инспекции или другому государственному органу, если те очень попросят его поделиться с ними информацией об отдельных клиентах?