Культура и искусство

Евстигнеев отказывался играть профессора Преображенского в «Собачьем сердце», потому что в этой роли много текста

6:30 — 3 марта 2012 eye 2308

Завтра исполняется 20 лет со дня смерти народного артиста СССР

Фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Гардемарины, вперед!», в которых снялся Евгений Евстигнеев, еще при жизни актера стали классикой отечественного кинематографа. Он сыграл 55 ролей в театре и 104 — в кино. Актера называли королем импровизации, непревзойденным мастером эпизодических ролей. Невзрачный, сутулый, с проплешиной и носом картошкой, совершенно не актерской внешности, но артист от Бога. Так говорили о Евстигнееве и коллеги, и режиссеры.

Шесть фактов из жизни Евгения Евстигнеева

1. Евгения Евстигнеева, виртуозно играющего на барабанах в заводском ансамбле, заметил директор Горьковского театрального училища и позвал к себе. Парня зачислили без экзаменов. Через несколько лет он уехал в Москву. Это был 1954 год. Одетого в бостоновый костюм лилового цвета на вырост, с величаво прикрепленным у воротника крепдешиновым галстуком-бабочкой, 28-летнего провинциального актера приняли на третий курс Школы-студии МХАТа. После ее окончания Евгению поступило предложение остаться в труппе прославленного театра. Молодые актеры и мечтать не могли о таком счастье, но Евстигнеев отказался.

2. Поначалу актера редко приглашали в кино, а если и звали, то на небольшие роли. Режиссеры подметили великолепное умение артиста делать яркой и запоминающейся даже небольшую роль и постоянно приглашали сниматься в эпизодах. Настоящая слава пришла к актеру в 1964 году, после роли начальника пионерлагеря Дынина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Правда, картину запретили к показу и, наверное, не выпустили бы на экран (уж слишком в нем прошлись по кукурузе — царице полей), если бы в октябре того же года не сняли с должности Хрущева. После этого фильма режиссеры стали наперебой приглашать Евстигнеева. Особенно яркими оказались роли, созданные актером в комедиях «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Золотой теленок», «Старики-разбойники».

3. С первой женой Евгений Александрович познакомился в Школе-студии МХАТа. Галина Волчек была дочерью известного кинооператора и профессора ВГИКа. Жила с отцом и няней в отдельной квартире — большая редкость по тем временам. Няня поначалу выбор своей воспитанницы не одобрила: «Не стыдно ему лысым ходить? Хоть бы какую-нибудь шапчонку надел». В 1961 году у пары родился сын Денис. Но через три года Волчек и Евстигнеев расстались. «Женя вел себя достаточно тактично, чтобы сохранить наши отношения, — признается Галина Борисовна. — Но я сама их разорвала. «Современник» тогда был на гастролях в Саратове. Я собрала Женины вещи, позвала в наш гостиничный номер женщину, с которой, как мне казалось, он встречался, и сказала: «Теперь вам не придется никого обманывать». Только через двадцать пять лет Евстигнеев сказал, что я не должна была так поступать».

Второй супругой Евгения Александровича стала молодая актриса «Современника» Лилия Журкина. В 1968 году у них родилась дочь Маша. Дома Евстигнеев варил щи и даже не пытался трудоустроить супругу, которая семь лет сидела без работы. Когда Олег Ефремов ушел во МХАТ и позвал за собой Евгения, он взял в труппу и жену. Но ее актерская судьба не сложилась, к тому же Лилия тяжело заболела. Она выливала свою злобу на мужа, ревновала его к успеху. Евстигнеев молча сносил язвительные нападки. В 1986 году Лилии Журкиной не стало… И вот в конце восьмидесятых судьба свела актера со студенткой Школы-студии МХАТа Ириной Цывиной. Союз преподавателя и студентки долгое время был поводом для пересудов: шутка ли, разница в возрасте почти 40 лет.

4. Евгений Александрович был прекрасным водителем, но сел за руль довольно поздно — в сорок лет. ЧП на дороге с актером случилось лишь однажды — отказали тормоза, и он въехал в кучу песка. Потом Евстигнеев купил старый «Мерседес» голубого цвета. Авто стояло во дворе, и дворники из чувства «классовой ненависти» периодически прокалывали ему шины. Актер без машины свою жизнь не представлял, даже в соседнюю булочную ездил на автомобиле.

5. Актер часто забывал текст, но делал это гениально. Сергей Никоненко вспоминает, как его злило то, что партнер по фильму «Странные люди» каждый раз играет иначе. Не по сценарию. Он жаловался режиссеру Василию Шукшину, но тот лишь усмехался. Успех «Собачьего сердца» режиссер Владимир Бортко связывает только с личным обаянием Евстигнеева. Оно пробивалось даже сквозь экран. На роль профессора Преображенского Бортко пробовал четырех известных актеров, Евстигнеев же сниматься не хотел. Он даже сценарий не читал, потому что в роли много текста. Ирина Цывина уговорила мужа сниматься. Разговаривать с Евстигнеевым режиссеру приходилось на повышенных тонах, но после объяснений актер мгновенно входил в роль.

6. Первый инфаркт у Евгения Евстигнеева случился в 1980 году. После второго, в 1988-м, актер ушел на пенсию, тяжело переживая разлуку с любимым МХАТом. «У меня еще много сил и задумок, надо только починить двигатель», — говорил он Ирине, имея в виду больное сердце. В 1992-м полетел в Лондон на операцию. Британский врач обещал, что 5 марта актера прооперируют, а уже 17-го он сможет выйти на сцену. Его ждала роль Фирса в пьесе «Вишневый сад». Хирург пришел в палату Евстигнеева, чтобы объяснить пациенту суть предстоящей операции. Он нарисовал актеру его сердце и сказал, что из четырех клапанов у него работает только один, и то плохо. «Вы умрете в любом случае, — произнес доктор, — будете делать операцию или нет». Смысл слов заключался в том, что все люди смертны. Во время операции Евстигнеев скончался… Овдовевшая Ирина как-то призналась: «Его убило гениальное воображение. Он представил себе свою смерть… Вошел в нее, как в очередную роль…» Английская клиника вернула оставшиеся деньги, на них был куплен гроб из красного дерева. В посольстве кто-то недовольно заметил, мол, гроб слишком тяжелый, он потянул бы на пять тел. На это Ирина ответила: «Он не тело, это великий русский артист!»