Украина

«Вполне реально добиться снижения платы за коммунальные услуги на 100 гривен»

6:00 — 10 марта 2012 eye 2666

Эксперты все чаще говорят о несовершенстве системы формирования тарифов и злоупотреблениях коммунальных предприятий. Тем временем граждане сами отстаивают свои права и успешно борются с произволом коммунальщиков

Несмотря на успокаивающие заявления правительственных чиновников, жилищно-коммунальные тарифы постоянно растут. Так, с 1 марта по всей стране повысилась стоимость воды для населения. При этом люди часто жалуются на то, что местные коммунальные предприятия выставляют счета, в которых суммы почему-то даже выше утвержденных тарифов. К сожалению, в большинстве случаев граждане безропотно отдают свои кровно заработанные деньги, особо не разбираясь, за что платят. Между тем нередко оказывается, что они оплачивают даже те услуги, которых не получают. Однако с произволом коммунальщиков можно и нужно бороться.

«Меня удивило, почему после установки счетчиков тепловой энергии коммунальные платежи выросли на 200 гривен»

В последнее время эксперты все чаще говорят о несовершенстве системы формирования жилищно-коммунальных тарифов, ее несправедливости и злоупотреблениях со стороны коммунальных предприятий. Например, по словам директора Института города Александра Сергиенко, в Армянске (Крым) кубометр воды стоит 50 копеек, а в Бердянске (Запорожская область) — 6 гривен, то есть в 12 раз больше. Кроме того, в Бердянске после повышения тарифов зафиксирована рекордная стоимость водоснабжения и водоотвода. Если в феврале этот показатель составлял 8 гривен, то теперь достиг 10 гривен 70 копеек.

Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолий Близнюк заявил, что стоимость воды не изменится для потребителей, подписавших договор с поставщиком. Он подчеркнул, что именно заключенный договор, в котором четко перечислены все условия предоставления услуг, может уберечь потребителей от необоснованного завышения тарифов.

Но, как показывают жизненные реалии, даже при наличии такого договора люди не застрахованы от переплат. Примером может служить опыт киевлянина Владимира Нагорного, которому удалось доказать полную необоснованность выставленных ему счетов за коммунальные услуги и добиться снижения тарифов.

 — Поначалу я, как и большинство жителей страны, не особо вникал в содержание моих счетов, — рассказал Владимир Нагорный в эфире телеканала INTV. — Но поскольку каждый месяц сумма в платежке увеличивалась, я решил разобраться, за что и сколько я плачу. Особенно меня заинтересовало, почему после установки домовых счетчиков тепловой энергии коммунальные платежи не сократились, а, наоборот, выросли на 200 гривен. В результате оказалось, что я постоянно существенно переплачивал.

Например, в квитанции была явно завышена сумма за содержание придомовой территории. Мы платили по максимальной ставке — 3 гривни 12 копеек за квадратный метр квартиры, хотя живем в 16-этажном доме, а вся придомовая территория состоит из дорожки вокруг дома и детской площадки. Я специально измерил территорию и разделил на количество квартир. Вышло по 2 квадратных метра на каждую. Кстати, жильцы соседних идентичных домов платят гораздо меньше.

Также мне удалось выяснить, что «Киевэнерго» отпускает тепловую энергию посредникам, коммунальным предприятиям, по 205 гривен за гигакалорию, а мы, потребители, платим уже по 237 гривен, если внесли деньги до 20 числа, либо по 253 гривни — если позже. Куда девается разница? На что она идет?

Первая попытка получить объяснение от сотрудников коммунального предприятия «Житлорембудсервiс» Деснянского района Киева ни к чему не привела. Меня просто «послали». Тогда пришлось поднять действующие нормативные документы, направить письма в «Киевэнерго», собрать необходимую информацию, самостоятельно рассчитать тарифы и направить коммунальщикам письменный запрос.

Прежде чем снова идти добиваться справедливости, я все-таки оплатил предъявленный мне счет в 715 гривен. Сделал это только для того, чтобы коммунальщики не выставили меня за дверь, назвав злостным неплательщиком.

«Прежде всего нужно обратиться в местное коммунальное предприятие, являющееся поставщиком услуг»

 — Второй поход на коммунальное предприятие увенчался успехом, так как я смог аргументированно, с помощью документов, доказать, что мне выставляют явно завышенные счета, — продолжает Владимир Нагорный. — В результате платежи удалось существенно снизить.

Например, сумма за февраль составляла 715 гривен 9 копеек. В квартире прописаны три человека. В квитанции были указаны следующие пункты:

Теперь, после того как я заключил новый договор с КП «Житлорембудсервiс», в котором записано все до мельчайших деталей, мне удалось снизить стоимость централизованного снабжения холодной водой до 52 гривен 47 копеек, централизованного отопления — до 237 гривен 70 копеек за гигакалорию. Кроме того, вскоре будет пересчитана плата за содержание дома и придомовой территории.

Таким образом, в отопительный сезон я стану платить не более 615-620 гривен в месяц, но никак не 750! То есть зимой я буду тратить более чем на 100 гривен меньше. А когда отопление отключат, то сумма в квитанции уменьшится до 380 гривен!

Уверен, что каждый человек может добиться справедливости, если будет настойчивым и скрупулезно разберется, за что он платит. Тем, кто желает добиться пересмотра тарифов, нужно обратиться в местное коммунальное предприятие, являющееся поставщиком услуг. При этом необходимо составить аргументированное письменное обращение. Тогда коммунальщики будут обязаны дать ответ.

Чтобы доказать свою правоту, стоит разобраться, как начисляются тарифы именно в вашем доме. Схему расчета стоимости тепловой энергии могу показать на своем примере.

Первым делом следует выяснить разницу между текущими и предыдущими показателями общедомового теплового счетчика, которую предоставляет инженер жэка в бухгалтерию жэка, а та, в свою очередь, передает данные в базу главного информационно-вычислительного центра. Это открытая информация, и получить ее можно на сайте www.municipal.kiev.ua. Показатель делим на общую отапливаемую площадь дома. Если счетчик установлен только на несколько подъездов, для расчета берется их площадь. Полученный результат умножаем на отапливаемую площадь квартиры. Затем эту цифру умножаем на стоимость гигакалории.

Привожу пример расчета стоимости тепловой энергии. Общий домовой счетчик тепла в январе показывал 152,13 гигакалории. Отапливаемая площадь дома — 7515,2 квадратного метра.

152,13 : 7515,2 = 0,02024

гигакалории

(на квадратный метр дома).

Теперь 0,02024 гигакалории умножаем на площадь квартиры:

0,02024 х 50,7 = 1,02617.

И затем тариф 237,70 гривни умножаем на 1,02617:

1,02617 х 237,70 =

243,90 гривни.

«Следует подавать заявления в прокуратуру, иски в суды, требовать перерасчета сумм и перезаключения договоров»

Стоит отметить, что в парламенте уже неоднократно обсуждался вопрос введения контроля за формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Однако пока не удается создать четкий и прозрачный механизм тарифообразования.

 — Огромная разница между коммунальными тарифами в разных городах — это вопиющий факт, — заявил в эфире телеканала INTV народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда Андрей Павловский. — Кроме того, согласно исследованиям экспертов, за последние два года жилищно-коммунальные тарифы выросли почти вдвое.

Сейчас на рассмотрении парламента находится законопроект, предлагающий четкий и прозрачный механизм формирования тарифов. Каждый человек сможет самостоятельно посчитать, за что он платить обязан, а за что нет. Но пока этот закон, неудобный для властей, не принят, людям нужно стараться самостоятельно вести борьбу с теми, кто их обирает. Следует подавать заявления в прокуратуру, иски в суды, требовать перерасчета сумм и перезаключения договоров. Результата можно добиться, только если такая борьба за свои права приобретет массовый характер.

К сожалению, в последнее время в связи с приватизацией многих предприятий общественность теряет возможность контроля тарифов. Например, если раньше изменение тарифов «Киевэнерго» утверждалось Киевсоветом и главой горгосадминистрации, то теперь частный владелец компании может не считаться с людьми.

Кроме того, качество услуг зачастую очень низкое. Поэтому хочу обратить внимание граждан на то, что, согласно действующему законодательству, если вам предоставляются некачественные услуги (например, в квартире не топят или из крана льется вода, непригодная для питья), вы вправе подать жалобу, обратиться в суд или вовсе не платить. Но только в том случае, если сможете доказать факт предоставления некачественных услуг.