Интервью

Римма Маркова: «Я своему внуку сказала: «Выбирай дороги трудные — там реже встретишь конкурентов»

9:00 — 23 марта 2012 eye 2274

«ФАКТЫ» продолжают публикацию анкет известных людей, согласившихся поделиться с читателями своими самыми сокровенными мыслями

— Как вы сами представились бы нашим читателям?

 — Актриса Римма Маркова.

— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?

 — Любимые цвета — черный и белый. Обожаемый запах — весенних цветов, например подснежников, ландышей. Может быть, это отчасти объясняется тем, что родилась я в марте. Что касается еды, вообще люблю поесть. Особое отношение у меня к супам, борщу, щам. Для меня, знаете, если нет первого, нет обеда. Любимый напиток — хлебный квас, такой, как делали мои бабушка и мама.

— Чем для вас пахнет детство?

 — Вы знаете, характерного запаха нет. Мой папа был актером, мы путешествовали по всему Советскому Союзу: Якутск, Ашхабад, Саратов, Вологда, Иваново… Так что детство у меня ассоциируется с дорогой.

— Счастье — это… что? Вы счастливый человек?

 — Случаются в жизни моменты счастья. Например, встаешь утром, погода потрясающая, за окном птички поют. И вдруг ощущаешь, как ты счастлив. Или вот смотрю на своего 17-летнего внука. Он наклонился, обнял меня, и я подумала: какое счастье, что он есть у меня.

Счастливый ли я человек? Считаю, что да. Хотя в профессиональном смысле, несмотря на то что заняла определенную нишу, считаю себя… жуткой неудачницей. Думаю, не сделала того, что могла бы сделать. Моя мечта — сыграть роль Жанны Д'Арк — так и не сбылась. Мне эту роль предложил мой педагог — известный режиссер народный артист СССР Иван Берсенев, ученик великого Станиславского. Я изучила жизнь героини до мельчайших подробностей, но смерть Берсенева перечеркнула все планы. Заболев, он так и не вышел из клиники — и всё в моей творческой судьбе расстроилось.

В театре Ленинского комсомола мне прочили великую славу, большое будущее, но ничего этого не случилось. Сменивший Берсенева режиссер назначил на роль Жанны Д'Арк другую актрису. А меня фактически выгнали…

Я, словно кошка, которую бросили с пятого этажа, «перевернулась» и пошла, «хромая». Пытаясь доказывать свои способности, хваталась за все, приспосабливалась, как могла. Работала сначала в Москонцерте, потом пошла в кино. Но там тоже не очень складывалось. Понимаете, чтобы актеру себя реализовать, необходима встреча с режиссером, который бы оценил ваш талант. А это уже, как говорится, Генерал-Случай.

— В чем вам видится смысл жизни?

 — Только сейчас начинаю понимать, что смысл жизни — в детях. Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой. Вот задуматься: почему мне так много лет, а я постоянно «колошмачусь»? Ведь, кажется, могла бы нюхать цветы, пить кефир, ходить куда-то в гости… Но понимаешь: то, что делаешь, не ради себя ведь. Смысл — в детях, внуках.

— Что такое любовь?

 — Сейчас я уже, естественно, забыла. Но в молодости влюблялась ужасно, рыдала, писала письма, которые клала под подушку. Это сейчас юные девушки красятся, да еще как, а я была невзрачной — со светлыми бровями и ресницами, конопатая. И рассчитывать на какую-то взаимность мне было очень трудно. Но были молодые люди, которые мечтали жениться на мне, наверное, потому что я не пила, не курила, не красилась. Найти свою вторую половинку непросто.

— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?

 — Самый счастливый день — когда закончилась война. Это счастье нельзя передать словами! В ночь с 8-го на 9 мая нас с братом разбудила мама и сообщила о долгожданном известии. Как мы плакали и смеялись от счастья, как радовались! Это было в Вологде.

А самые трагичные дни связаны со смертью брата и мамы. От этой потери я до сих пор не могу оправиться. 1 марта 1991 года не стало брата (народный артист СССР Леонид Марков. — Авт.), а через неделю за ним ушла и мама. Как страшно, что НИКОГДА больше не увижу живыми маму, папу, брата. Понимаете, НИКОГДА!

— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?

 — Предательства.

— Что-то может довести вас до слез?

 — Мы, актеры, очень эмоциональные люди. Меня многое может довести до слез. Например, бездомные дети. Когда смотрю на брошенного ребенка, у меня капают слезы. Эти несчастные всю свою жизнь мечтают обрести дом и родителей.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?

 — Только волей!

— Есть у вас личная формула успеха?

 — Формулы нет. Нужен характер. Я вот, к примеру, боец. И считаю, что такой, как у меня характер, еще поискать нужно!

— Какую роль в вашей жизни играют деньги?

 — Много денег у меня никогда не было. То, что получала, всегда и тратила на насущные потребности. Особой роли деньги в моей жизни не играют. Конечно, пытаюсь заработать, но только честным трудом.

— Что для вас означает быть свободной?

 — Я ничего не боюсь — и в этом моя свобода. Могу ночью пойти куда угодно, хотя это сейчас небезопасно. Я в девять лет как-то ночью в кромешной темноте шла через лес — не побоялась!

— Испытываете ли вы страх перед смертью?

 — Совершенно не боюсь! Я даже подготавливаюсь к этому. В том смысле, что на случай своей смерти купила кое-какие необходимые вещи, чтобы мои близкие не беспокоились.

— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?

 — Постараюсь доделать то, что начала.

— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?

 — Что-то есть. Я не знаю, как это назвать. Но интуитивно чувствую: что-то все-таки существует.

— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?

 — Зло происходит от жадности и зависти. Добро основано на благородстве и добром отношении ко всему, что нас окружает: к людям, природе, работе.

— Вас часто предавали?

 — Очень часто. И не далее как вчера…

— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?

 — Только мой характер. Я знаю, что за плохим обязательно следует хорошее. Бог не случайно все время шлет нам испытания. Трудности закаляют характер, дают неоценимый жизненный опыт и мудрость. Я своему внуку сказала: «Выбирай дороги трудные — там реже встретишь конкурентов».

— Существует ли Бог?

 — Думаю, на этот вопрос я уже ответила.

— Случались в вашей жизни чудеса?

 — Естественно! Примеров приводить не буду, но эти чудеса были просто фантастические.

— Сколько времени вы смогли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?

 — Не знаю, одно скажу: наверное, все-таки я смогла бы там выжить. Сначала, видимо, испытала бы отчаяние, но потом взяла бы себя в руки и начала бы что-то делать.

— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?

 — Хотела бы жить только в наше время. А с кем из современников хотела бы пообщаться? Знаете, я, например, обожала Фаину Раневскую. Но, к сожалению, хотя жили мы на одной улице и не раз встречались, пообщаться с ней стеснялась. А вот сейчас бы побеседовала с ней с большим удовольствием. Она была безумно талантливым и интересным человеком.

— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?

 — Нет, это ерунда. Спасти мир могут те, кто любят эту Землю, кто думает о будущем глобально. И очень мерзко, ужасно и отвратительно, когда люди думают только о себе.