Много лет назад врачи вынесли альпинисту Юрию Ершову «приговор»: пожизненная инвалидность. На днях спортсмен-экстремал из Днепропетровска завоевал три серебряные медали на соревнованиях «Буковельские игры», приурочив очередное достижение к своему 80-летию
Когда днепропетровец Юрий Артемьевич Ершов решил подсчитать, сколько видов спорта он за свою жизнь освоил, то сам удивился. Получилось ни много ни мало 44! Горные лыжи и танцы на льду, альпинизм и ориентирование, дельта- и парапланеризм, виндсерфинг и водные лыжи Причем это лишь те виды, по которым Ершов получил спортивные разряды. 19 марта спортсмену-универсалу исполнилось 80 лет, но подводить черту в списке своих достижений он не спешит.
Еще в 1960-х Юрий увлекся новым в то время видом спорта — дельтапланеризмом. Смастерив небольшой летательный аппарат, помещавшийся в рюкзак за плечами, во время очередного подъема на Эльбрус решил его испытать. И с помощью своих импровизированных крыльев прыгнул со скалы. Попытка оказалась удачной: на глазах у изумленной публики альпинист приземлился у подножия горы, прямо возле гостиницы. После этого где он только ни парил на дельтапланах. Кстати, свое 65-летие тоже отметил прыжком с Эльбруса.
— Когда мы спускались вниз, поднялся сильный ветер, — вспоминает Юрий Артемьевич Ершов, — но я решил рискнуть. Выбрал удобный склон, развернул свой параплан. Вот только не учел, что ветер сильнее моих крылышек.
Спортсмен уже оторвался от края обрыва, как вдруг резким порывом купол вдруг потянуло вверх, а потом бросило на голые скалы. Увидев, что его стремительно несет к острому отвесному уклону, Ершов инстинктивно вытянул конечности вперед. Удар пришелся на правую ногу — и она сложилась, словно гармошка, три перелома. Неизвестно, чем бы закончилось это падение, если бы не группа туристов, заметившая лежащего внизу на камнях человека. Как его поднимали со злополучного уступа и на носилках спускали в Чегет (гора близ Эльбруса, высотой 3770 м, центр горнолыжного туризма. — Ред.), Юрий Артемьевич вспоминать не любит. После таких травм альпинисты обычно надолго остаются в местной больнице, но друзья решили транспортировать по пояс закованного в гипс Юру в родной город. До самолета они несли Ершова на руках.
В Днепропетровской больнице имени Мечникова альпиниста не обнадежили. Ногу, хоть и по кусочкам, хирурги собрали, однако голеностопного сустава среди осколков просто не оказалось, что порой случается при так называемом взрывном переломе. Попав на больничную койку в августе, домой Юрий Артемьевич вернулся только в мае следующего года — после четырех операций и девяти месяцев на вытяжке. «Ходить будете, но о спорте забудьте», — вынесли свой вердикт врачи. Ершову оформили II группу инвалидности пожизненно и посоветовали поменьше нагружать больную ногу. А как ее нагрузишь, если она вообще не слушается да и стопа неподвижна.
Несколько месяцев Юрий передвигался исключительно на костылях. Каково же было всеобщее удивление, когда перед Новым годом в разгар тренировки клуба «Хрустальный конек» Юрий Артемьевич появился на краю ледового поля — с палочкой, но на коньках! Коньки — еще одно страстное увлечение Ершова, третий разряд по танцам на льду он получил почти в 50 лет. А на той предновогодней тренировке на все вопросы приятелей-фигуристов «раненый» Юрий отшучивался: «Эти ботинки мне доктор прописал, они хорошо ногу фиксируют».
Целый год, пока ходил на костылях, Ершов уговаривал себя забыть о горах. Не смог. Как-то, услышав, что почетный председатель Федерации альпинизма Днепропетровской области Александр Зайдлер ведет группу новичков на Говерлу, Юрий не удержался и собрал рюкзак. В Карпатах он понял, что горы для него не утрачены. Пусть бочком, медленно, ставя больную ногу «елочкой», словно лыжник, но идти к вершине он все-таки может! Оставалось еще одно опасение — удастся ли ему выдержать на высоте нехватку кислорода, которая с возрастом усиливается. К примеру, на семитысячниках (а к 56 годам Ершов покорил все пять таких вершин бывшего Советского Союза) долго оставаться нельзя: на подходах к вершине начинается «зона смерти». Раньше спортсмен легко переносил и разреженную атмосферу, и сильный мороз. Но за несколько лет перерыва, вызванного травмой, организм мог перестроиться, и это следовало проверить.
— Вскоре после возвращения с Говерлы подвернулась поездка на Кавказ с группой альпинистов, — вспоминает Юрий Артемьевич. — Забинтовав потуже неподвижную стопу, я отправился в путь. Моя коллега Вера Попова вела разрядников на перевал Гумачи (высота вершины — 3572 м, Центральный Кавказ. — Ред.). И надо сказать, что я ни в чем не уступил молодым и здоровым. Есть еще порох в пороховницах!
Идею покорить высочайшую гору Африки Килиманджаро — 5895 м — Ершов почерпнул в одном красочном журнале. Но откуда бедному пенсионеру взять деньги на такой тур? Почти год, отказывая себе во всем, он копил средства, влез в долги, но все же присоединился к энтузиастам, которых отправляло на восхождение днепропетровское агентство «Экстрим-партия», специализирующееся на активных видах отдыха. В декабре 2007 года группа, состоящая из пяти человек, вылетела в Найроби. А уже на следующий день, переночевав в гостинице, альпинисты отправились в путь.
— Маршруты здесь разные, — объясняет Юрий Артемьевич. — Один из них даже предусматривает хижины для ночлега, но вид с той тропы неинтересный. Мы выбрали более сложный маршрут. Знали бы вы, какие удивительные пейзажи открывались за каждым поворотом! Сначала мы шли через джунгли, потом по саванне и шикарным альпийским лугам (низкотравная растительность на верхнем пределе ее произрастания. — Ред.), а на высоте четыре тысячи метров начались ледники. Вооружившись двумя лыжными палками, которые помогали ослабить нагрузку на травмированную ногу, я не отставал от коллег, хотя кое-где приходилось буквально карабкаться вверх, цепляясь за уступы и деревья. До штурмового лагеря, расположенного на высоте 4800 метров, дошли только на четвертый день. Был мороз градусов десять и такой сильный ветер, что палатку просто вырывало из рук. Поздней ночью мы двинулись на штурм вершины, чтобы ранним утром встретить восход солнца.
На такой высоте уже ощущается нехватка кислорода, и днепропетровские экстремалы столкнулись с несколькими группами, которые возвращались, так и не достигнув вершины. Но Ершов чувствовал себя отлично. Вдоль всего маршрута находились так называемые регистрационные пункты, где следовало вписать свои данные в специальные журналы. Перелистав их страницы, Юрий Артемьевич не обнаружил ни одного альпиниста старше себя. В тот год ему исполнилось 75! Позже, в 2008-м, спортсмен поднялся на Монблан, а в 2009-м опять побывал на Килиманджаро.
Обычно люди известные, заслуженные получают к юбилеям подарки от властей. А Юрий Ершов сам решил сделать подарок родному городу. В Днепропетровске уже есть несколько интереснейших объектов, разработанных Юрием Артемьевичем и построенных при его непосредственном участии. В 1970-х годах, будучи руководителем главного информационно-вычислительного центра Министерства черной металлургии УССР, он изобрел и сконструировал первую в Советском Союзе водно-лыжную механическую карусель, а в конце 1980-х разработал и построил реверсивную канатную дорогу, на которой по сей день тренируются днепропетровские воднолыжники.
Теперь же по аналогии с этой «канаткой» предложил построить воздушный трамвайчик. С этой идеей Юрий Артемьевич и выступил на недавно прошедшем в Днепропетровске международном форуме архитекторов, посвященном вопросам застройки прибрежной зоны города. Ершову пришла мысль связать центр города и зону отдыха с помощью подвесной канатной дороги.
— Ее строительство вполне по карману бюджету города, — объясняет энтузиаст. — Если, к примеру, на прокладку второй очереди метро необходимо 367 миллионов евро, то установка опор, приобретение закрытых кабинок и монтаж под ключ канатной дороги обойдется в семь миллионов евро. Такие дороги уже есть в Нижнем Новгороде и Оренбурге, на Урале, Сахалине и Кавказе. В Днепропетровске «канатка» позволит возродить Зеленый остров для отдыха горожан и намного сократить путь с правого берега Днепра на левый.
Главный архитектор города Николай Улизко заинтересовался предложенным проектом и предложил Ершову подумать над созданием воздушного трамвая, который свяжет три городских жилмассива. По просьбе Юрия Артемьевича на одном из самарских заводов уже разработана смета на строительство первой двухкилометровой ветки дороги.
А на днях неугомонный пенсионер вернулся с соревнований «Буковельские игры», где участвовал в трех видах слалома, в том числе и супергиганте длиной 2,5 километра, преодолевая который нужно пройти 60 ворот. Во всех трех спусках он пришел вторым. Первым был его ровесник, но на здоровых ногах.
— Я старался не затягивать крепление на больной ноге — пусть лучше лыжа слетит, — улыбается Ершов. — Но все обошлось! Прибавил к своей коллекции еще три серебряные медали.
Юрий Артемьевич даже не считал, сколько у него наград, — некогда этим заниматься. Каждый день зимой по несколько часов занимается на тренажерах, а летом катается на водных лыжах. По воскресеньям круглый год тренировки в клубе «Хрустальный конек». А теперь вот еще и мечтает дождаться, когда в Днепропетровске появится воздушный трамвай и стать его первым пассажиром.