Украина

Перерегистрация автомобиля на нового владельца займет не более часа и станет намного дешевле

6:00 — 25 марта 2012 eye 6968

Верховная Рада приняла в первом чтении поправки к закону о дорожном движении. Из текста исключена норма, дававшая ГАИ право не снимать с учета автомобиль, если за его владельцем числятся неоплаченные штрафы. Когда нововведение вступит в силу, сказать сложно. Возможно, документ во втором чтении дополнят рядом других предложений на ту же тему, например, о разрешении торговым комиссионным площадкам не ставить на учет подержанные автомобили, выкупленные у частных лиц для дальнейшей перепродажи.

По словам экспертов, с момента, когда поправка заработает, ГАИ потеряет последний рычаг влияния на водителей. Еще не так давно автовладельцы без погашения задолженностей, которые числятся на них или «на автомобиле», не могли даже пройти техосмотр (в прошлом году для частников его отменили). Сейчас «проштрафившийся» автомобиль нельзя, по крайней мере, продать. В будущем у милиции останется единственный способ давления на должников — через исполнительную службу.

Впрочем, жизнь автомобилистам уже и так достаточно упростили. В конце февраля Кабинет министров отменил обязательную оценку транспортных средств при постановке на учет в ГАИ. Упразднение акта оценки привело к тому, что стоимость подержанной машины при ее оформлении в МРЭО теперь определяется не по справочнику автотовароведа, как было раньше, а исключительно исходя из суммы, указанной в справке-счете (так называют договор о купле-продаже подержанной машины, право оформлять который имеют только автокомиссионные магазины; как правило, сами они ничего не продают, а только выписывают справки, с чего и живут). Благодаря этому, говорят эксперты, покупатели, имеющие связи, начали экономить немалые суммы на уплате трехпроцентного сбора в Пенсионный фонд. Ведь чем ниже заявленная стоимость машины, тем меньше и налог.

Чтобы узнать, правда ли это, мы отправились на улицу Туполева, где расположены несколько столичных МРЭО — подразделений ГАИ, в которых происходит регистрация и перерегистрация автомобилей. Увы, попытка решить наш вопрос «в лоб» результата не дала. Женщины, оформляющие справку-счет прямо в здании одного из МРЭО, пояснили, что берут за услуги 900 гривен (обычно справка-счет стоит 800 гривен), еще 200 гривен нужно заплатить оценщику! Сотрудницы предупредили нас, что оценивает он машины по справочнику и не имеет права занижать стоимость больше чем на 5-10 процентов. Однако хождение по коридорам и знакомство с разными полезными людьми весьма скоро дали свои результаты. В одном из окошек нам открыто предложили сделать все «по нормальной цене».

— Не волнуйтесь, оценим как надо, — сказал, улыбаясь, сотрудник. — Государство у нас богатое, с него не убудет. Вот, спросите у человека, которому мы сейчас делаем документы.

Стоявший рядом мужчина подтвердил: за постановку на учет «Ланоса» 2008 года выпуска с него обещали взять немногим более двух тысяч гривен. Чему он, естественно, несказанно рад, поскольку еще недавно регистрация такой же машины обошлось бы в 3-3,5 тысячи гривен.

Давайте посчитаем, как такое стало возможным. Суммируем 800 гривен за справку-счет, обязательные платежи по регистрации — около 600 гривен (услуги ГАИ — 190,15 гривни, а для автомобилей отечественного производства 152,63 гривни, номерные знаки — 168,75 гривни, пластиковый бланк свидетельства о регистрации — 247,50 гривни). Прибавляем заработок «ускорителя» — гривен 400-500. На сбор в Пенсионный фонд остается порядка 500-600 гривен. Значит, автомобиль оценили всего... в 15-20 тысяч гривен.

— Это всё разговоры, что стоимость автомобиля в справке-счете нельзя занизить больше, чем на 10-20 процентов, иначе в ГАИ такую справку не примут, — рассказал нам знакомый автоперекупщик. — Своим людям сумму занижают в несколько раз. Скажем, мы вчера поставили на учет «Лексус» за 60 тысяч долларов, заплатив всего 3600 гривен за регистрацию плюс справка-счет. Машину оценили в 100 тысяч гривен. И никаких вопросов ни у кого не возникло. Конечно, если вы пришли с улицы, вам так дешево ничего делать не станут. Дадут небольшую скидку и предложат взять все хлопоты по оформлению на себя. Вы будете счастливы, а они всю «экономию» на налогах положат себе в карман. Сейчас для «решал», которые «работают» возле ГАИ, ну и, разумеется, их покровителей, настало золотое время.

Однако, к радости автовладельцев (и к большому огорчению посредников), трехпроцентный сбор в Пенсионный фонд в скором времени могут отменить в принципе. Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру, руководству Министерства внутренних дел и Минсоцполитики еще до начала лета подготовить соответствующие предложения. Мало того, продавца и покупателя машины могут вообще избавить от изнуряющей процедуры ее снятия с учета и постановки на учет. Давно понятно, что это лишь формальное прикрытие, чтобы заставить людей платить лишние деньги (на снятие с учета нужно потратить полдня, заплатив порядка 300 гривен плюс подоходный налог в размере одного процента от стоимости авто). Сняв с учета автомобиль, его владелец может ездить с временными «красными номерами» не более трех месяцев. Не продал машину — вновь ставь ее на учет, плати трехпроцентный сбор. Поэтому зачастую продавец сначала берет у покупателя задаток, потом едет снимать автомобиль с учета, после чего и происходит оформление сделки.

По замыслу Президента такого быть не должно: планируется ввести прямую перерегистрацию с одного собственника на другого, когда милиция просто меняет данные о владельце машины о своей базе. Это может сократить время перерегистрации до одного часа. Отдали в окошечко справку-счет, а после обеда приехали и получили новые номера и техпаспорт.