Интервью

Олег Филимонов: «Проработав двадцать лет преподавателем в университете я сбежал на телевидение»

7:00 — 27 марта 2012 eye 1845

Вчера известный «одесский джентльмен» отметил 60-летний юбилей

Олега Филимонова узнали в 1986 году, когда команда КВН «Одесские джентльмены» показала пародию на фильм «Место встречи изменить нельзя». Филимонов потрясающе изобразил Горбатого, главу ремонтной бригады телеателье «Черно-белая кошка». Мало кто знал, что «главарь» — не кто иной, как без пяти минут доктор филологических наук, любимец студентов Одесского государственного университета. Правда, вскоре преподавательскую ниву Олег оставил и всецело отдался телевидению. Юмористические программы «Джентльмен-шоу» и «Камера смеха», где играл Филимонов, сразу же стали популярными.

«Нынешний КВН — это клуб веселых, но ненаходчивых»

— Олег, вы так вписались в образ одессита-юмориста, что сегодня мало кто усомнится в месте вашего рождения.

 — Согласен, и это здорово. Здесь только вы и я знаем, что меня родила не Одесса-мама.

— Естественно, это ваша родная мама. И папа… немножко. Скажите, а кто ваши родители?

 — Вполне приличные люди, жители Николаева. Там, собственно, я появился на свет и прожил в тех пенатах целых 16 лет. Затем приехал поступать в Одесский университет и провалился. Поступил со второго захода. Скажи кто моим предкам, что их сын будет мексиканскую Марию, вздыхающую по Родриго, играть, сочли бы за бред.

— Тем более в такой семье, где мама филолог, папа историк. Почти по Жириновскому.

 — В отличие от Жириновского, у которого папа юрист, мой отец преподавал курс истории КПСС. А вот мама — таки да. Обладательница той самой «пятой графы».

— Словом, «мальчик английским владеет в совершенстве, факультет романо-германской филологии окончил. Его ждет исключительно академическое будущее».

 — Абсолютно в точку. Плюс в молодом возрасте защитил кандидатскую диссертацию, затем написал докторскую. Доцент кафедры, профессорская карьера… Но после почти двух десятилетий работы в университете сбежал на телевидение. В университете я возглавлял самодеятельность. За постановки, которые мы ставили в середине 1970-х, имел страшный гембель, меня чуть не выгнали с работы. Сделали спектакль об Одессе «Города мира, или Где бы я хотел жить, если бы меня спросили». Само название и то, что мы там говорили, вызвало интерес определенных органов. Меня туда изрядно тягали, даже вынудили дать расписку о том, что больше никогда ни слова не напишу и ничего не поставлю. В то время я заканчивал кандидатскую диссертацию. Помнится, вновь создаваемой команде КВН требовался музыкальный руководитель. Меня вызвали в партком: «Олег, ты должен пойти. Заодно присмотришь там, они ведь пацаны…» Такое вот получил партийное поручение.

— Значит, вам отвели роль «озвучивателя»?

 — Можно сказать, «обыгрывателя» — им требовался пианист. Я хорошо играю на рояле, окончил музыкальную школу. Полученные знания очень даже пригодились. Уже в шестнадцать работал в ресторане: играл на гитаре, потом на саксофоне, клавишных инструментах. Название КВНовской команды родилось благодаря университетским физикам, у которых был свой клуб «Гамильтониан», где они друг к другу обращались: «сэр». В эпоху разбушевавшейся перестройки использовать интеллигентный, но с подколкой юмор с отстраненным обращением «сэр» было достаточно комфортно.

— Не просто «сэр», а еще и член КПСС.

 — У нас была своя партячейка: Яша Левинзон, Игорь Лосинский и я. Помню, наш капитан Слава Пеляшенко сказал: «Пожалуй, в такую партию и я вступлю». В общем, так я попал в КВН, хотя, будучи студентом, в нем не участвовал.

— Потом — тоже не участвовали…

 — Момент юморной и серьезный одновременно. Понимаете, КВН середины 1980-х и 1990-х годов — это две большие разницы, как говорят в Одессе. В первом случае в соперничестве команд царил эзопов язык, репризы рождались прямо на сцене, на глазах у зрителя — за 30 секунд. То была игра ума, интеллекта, импровизаций и неожиданных острых находок. В 1990-х — отсутствие запретных тем и неприкасаемых персон, но все превратилось в сугубо «домашнюю заготовку». Не говоря уже о годах последующих, вплоть до дня сегодняшнего. Нынешний КВН — это клуб веселых, но не находчивых. Все заранее отрепетировано. Неожиданные повороты, придававшие игре азарт и шарм, остались в прошлом. Нынче — этакое молодежное шоу, за которым стоят хорошие авторы, профессиональные постановщики. А вот интеллект ушел.

— Ушли и вы…

 — Да, будучи доцентом кафедры иностранных языков, когда меня, молодого, перспективного, партийного кандидата наук, у которого уже и докторская написана, усиленно выдвигали на заведование, чему я сопротивлялся со страшной силой. Даже представить боялся, как 25 подчиненных женщин будут пить мою кровь.

— Сбежали от заведования, от женщин, от себя самого?

 — От полного бардальеро (улыбается). От себя не сбежишь. Для человека важно быть профессионально востребованным. Это должно проявляться как социально, так и материально. Когда я закончил докторскую диссертацию, зарплату в университете попросту перестали выплачивать. Я с большим удовольствием поменял профессорскую кафедру на эстрадные подмостки. Скучал только по студентам. 

— Зато сразу обогатили юмором гораздо больший круг людей.

 — В самом зените удачи наша команда решила заняться чем-то другим. Капитан веселых и тогда еще находчивых Валерий Хаит создал «Клуб одесских джентльменов». Эстафета была подхвачена и в 1991-м, когда известный одесский эстрадный писатель и сценарист Алик Тарасуль выступил с инициативой создания развлекательной программы «Джентльмен-шоу». И завертелось! Каналы РТР, ОРТ и СТС в разное время охотно сотрудничали с «Одесскими джентльменами». Эта программа была сверхпопулярной в среде ценителей юмора не только в СНГ, но и в США, Израиле, Германии.

— Далеко не в последнюю очередь благодаря Филимонову, выступавшему то в роли тети Сары, спорящей с мужем Абрамом, то в образе «нового русского», грозящего конкурентам…

 — «Нового русского» мы делим с другим Олегом — Школьником. Он же — Вован Сидорович, он же — Семен Маркович из коммунальной квартиры. Кстати, съемки передачи велись непосредственно в одесской коммуналке. Для ее жильцов мы создавали весьма большие неудобства. Но, во-первых, мы им хорошо платили, а во-вторых, они были горды, что в их квартире живет Семен Маркович, известный абсолютно всем! C тех пор Олега Школьника иначе как Семеном Марковичем и не называют. Из 600 ролей, сыгранных мною в шоу, добрая половина женские. Когда снимали сериал «Элка и кореша», я все время в мини-юбках ходил. Жена, посмотрев очередной выпуск, сказала: «Девочки так не сидят, что это за раскоряченные ноги?! Нужно коленочки сдвинуть». Я к ней, естественно, прислушался. Ведь мы вместе уже более четверти века. Лариса у меня умница.

*Сериал «Элка и кореша», в котором Олег Филимонов снимался вместе с Олегом Школьником, пользовался огромной популярностью у зрителей

Да, так о девочках. Одеяния для своих телегероинь я нередко привозил из-за рубежа. Помнится, в нью-йорском магазине присмотрел туфли на каблуках. Попросил примерить и поймал на себе удивленный взгляд продавцов. Затем — еще одну пару: размер сороковой, высокая шпилька. Надевая их мне на ногу, магазинная обслуга буквально валилась со смеху.

«Жена перестала готовить те блюда, которые, по ее признанию, у меня получаются лучше»

— Хохотали и зрители, но «Джентльмен-шоу» почему-то закрыли.

 — Да, пятнадцать лет спустя после премьеры. Полагаю, это стечение обстоятельств. Передача до последнего оставалась хорошей. Просто тогда на «Интере» менялись команда, продюсеры, концепция канала. Потом в Верховной Раде начались какие-то разборки, телеруководству говорили: «Вони паплюжать українську нацiональну iдею». Передачу предложили переводить на украинский. Это было последней каплей.

— И куда ушли?

 — Я занимаюсь красивым бизнесом — кино.

— С ресторанным завязали?

 — Давно, хотя он был моим любимым — очень люблю готовить. Если бы не телевидение, то, наверное, пошел бы в повара. У нас был ресторан «Милорд» — в самом центре Одессы. Однако этот бизнес нуждается в постоянном личном контроле, необходимо находиться на месте.

— Насколько сочетаются понятия «джентльмен» и «кухня»?

 — Абсолютно сочетаются. Джентльмены любят покушать, а значит, должны уметь приготовить. Я хорошо знаю, где что находится у меня на кухне. И по мере возможности пытаюсь приготовить что-нибудь эдакое. Например, грибной суп. Жене он очень нравится. Супруга страшно радуется, когда я стою у плиты. Перестала уже готовить целый ряд блюд, которые, по ее признанию, у меня получаются лучше. Например, плов и суп харчо.

— Жванецкий как-то сказал, что он ушел из большого секса. А из большого юмора уйти можно?

 — Смотря что называть большим юмором. Думаю, что человек, который себя причислил к этому, уже никогда отсюда не вырвется.

— В кино сниматься приглашают?

 — Да, но я к этому отношусь с опаской, ведь не являюсь профессиональным актером. Как тонко подметил когда-то Роман Карцев, боюсь пересаливать лицом.

— Популярностью вы не обделены. Поклонницы не донимают?

-  Не жалуюсь. Правда, как-то в Одессе лежал на пляже — у меня дом возле моря. Вдруг откуда-то появился пионерский отряд. Причем они так тщательно подготовились: нарвали маленьких бумажечек, и каждый пионер начал подходить ко мне и просить на этом листике оставить автограф. А их — человек 45. Я сначала честно расписывался, потом замучился, жена стала зарывать меня от детей в песок… Еле упросили пионервожатых, чтобы увели отряд.

— Это уже из разряда курьезов.

 — Не совсем. Хотите курьез — пожалуйста. Я морж, люблю купаться зимой. Находясь как-то в Москве, ощутил, что ледяной воды не хватает. Друзья вечером привезли меня на какой-то пруд. Раздеваюсь до плавок, оставляю в машине вещи и — бултых в прорубь. Выныриваю, смотрю: на берегу крутится какой-то мужик с наушником, в пальто, явно фээсбэшного вида. Я еще раз нырнул, вижу: еще один появился, уже с рацией. Думаю, неужели меня «пасут»? Ныряю третий раз — смотрю, неподалеку Юрий Лужков, тогдашний мэр Москвы, плавает. А охранники вокруг ходят, шефа от меня охраняют.

— Часто шутите?

 — Постоянно. Иначе в Одессе нельзя. Например, я жил в таком одесском дворе (а жил я в Одессе в разных районах: на Молдаванке, возле Табачной фабрики, у Привоза, на Пушкинской, на Гоголя, сейчас — на Фонтане), где не надо было ничего присочинять — можно было просто слушать и записывать, как говорит Жванецкий. Я недавно услышал и воспринимаю это как анекдот: «Роза, где вы взяли такое потрясающее бриллиантовое колье?» — «Ой, откуда я знаю? Мой Сема три года под следствием об этом молчит, а вы спрашиваете у меня?» Или такое я слышал. К раввину приходит молодая девушка и говорит: «Вы знаете, за мной ухаживают два мальчика — Фима и Нюма, оба из очень хорошей еврейской семьи. И я не знаю, кого я должна осчастливить. За кого я должна идти замуж?» Раввин подумал немного и говорит: «Идите за Фиму». Она спрашивает: «А Нюма?» Раввин: «Тем самым вы осчастливите Нюму!»

— Олег, что бы вы преподнесли читателям «ФАКТОВ» на десерт?

 — Опасаюсь быть неоригинальным, анекдот.

В разгаре арабо-израильский конфликт. Идет заседание ООН в Нью- Йорке. Председательствующий говорит: «Давайте рассмотрим вопрос о спорных территориях». Первым поднимается представитель Израиля:

 — Я бы хотел начать издалека.

 — Хорошо, — говорят ему, — только коротко.

 — Я буду предельно краток. Когда Моисей вывел евреев из пустыни, они пришли на берега священной реки Иордан. Сняли одежды, чтобы омыть усталые тела в реке, и когда вышли, то увидели, что палестинцы стырили всю одежду…

Вскакивает представитель Палестины:

 — Ничего подобного. Нас тогда там не было!

 — О, — говорит представитель Израиля. — С этого я и хотел начать.

Ценю Одессу и одесситов за их умение посмеяться над собой. Это черта открытых и добрых людей. Признак достаточно высокого интеллектуального уровня и душевного, комфортного отношения к жизни.