Еще в декабре прошлого года в СМИ появились тревожные сообщения о том, что в Египте нашему соотечественнику грозит пожизненное заключение или даже смертная казнь. Мол, уроженец Ужгорода Эдвард Чикош — чуть ли не террорист, который готовил покушение на египетские власти. Именно так Эдварда успела назвать вся египетская пресса — на первых полосах тамошних газет сразу появились его фотографии в наручниках и соответствующие комментарии.
Как оказалось, в Египте Эдвард Чикош — личность известная. В Шарм-эль-Шейхе наш соотечественник несколько лет руководил представительством крупной международной туристической компании. Отчасти и из-за этого случившееся с ним приобрело такой резонанс. Тем временем коллеги Эдварда горой стали на его защиту. По их словам, предъявленное ему обвинение в преступлении, за которое несколько недель назад суд приговорил Чикоша к 25(!) годам лишения свободы, «абсолютно бездоказательно и абсурдно». «ФАКТЫ» попытались разобраться в нашумевшем деле.
Эта история началась 19 октября 2011 года. В тот день на израильско-египетской границе в багаже одного из туристов обнаружили автомат Калашникова и 59 патронов. Сумка с оружием и боеприпасами лежала в багажнике автобуса, принадлежала она одному из пассажиров, гражданину Израиля. Внутри нее находилась большая коробка в виде креста, где и было оружие. Автомат нашли при сканировании, через которое, как известно, проходит весь багаж. Такая открытая контрабанда удивила всех — неужели контрабандисты забыли о сканере? Не знать о том, что сумки будут просвечиваться, они не могли.
Сам хозяин сумки внятных объяснений не дал. Сказал только, что оружие «попросили передать». А через два дня полицейские пришли домой к Эдварду Чикошу. Выяснилось, что автобус, перевозивший опасный багаж, принадлежит фирме, представительство которой возглавляет Чикош.
— Я присутствовал при задержании Эдварда, — рассказал «ФАКТАМ» коллега Чикоша Виктор Емельянов, с которым мы связались по телефону. — У Эдварда в тот день был выходной, он отдыхал дома. Неожиданно к нему приехали сотрудники спецслужб и, ничего не объяснив, надели на него наручники. После чего на виду у всех соседей посадили в полицейскую машину и увезли в участок. Никто не понял, что произошло. Но по кварталу, разумеется, пошли слухи. А уже на следующий день мы прочитали в египетских газетах о том, что Эдвард обвиняется в терроризме и покушении на египетские власти.
Полиция Шарм-эль-Шейха была немногословной. Вскоре нам не без труда удалось выяснить, что Эдварда обвинили в контрабанде оружия. Дескать, раз автобус, в котором у пассажира-израильтянина нашли злополучный автомат, принадлежит фирме Чикоша, то значит, и Эдвард причастен к контрабанде. Мы долго не могли поверить в этот бред — при чем здесь руководитель фирмы, если оружие перевозил какой-то пассажир? Даже водитель автобуса здесь ни при чем — он не обязан проверять багаж. Для этого пассажиры и проходят таможенный контроль. Тем временем полицейские задержали еще одного сотрудника турфирмы — египтянина Хатема Бехери, сопровождающего туристической группы, который встречал на границе автобус с туристами. Но он даже не подходил к этому багажу!
По словам Виктора Емельянова, адвокатов к Эдварду и его коллеге допустили не сразу. Когда защитники наконец смогли ознакомиться с материалами дела, они выяснили, что публикации в местной прессе были не так далеки от истины. Чикошу действительно предъявили сразу несколько обвинений: в контрабанде оружия, контрабанде боеприпасов. И все это — с целью организации массовых беспорядков. Прокуратура настаивала на пожизненном заключении для задержанных.
— Им вменяли ввоз оружия и боеприпасов на территорию Египта «с помощью третьих лиц», — уточняет Виктор Емельянов. — При этом основной упор полиция делала на то, что оружие, найденное у контрабандиста, очень похоже на то, которое использует египетская армия. Вот Чикоша и обвинили в том, что якобы он с группировкой (задержанным контрабандистом и еще кем-то в Израиле) решил устроить в Египте хаос и беспорядки от лица египетской армии. Возможно, даже совершить террористический акт. «Вы специально организовали контрабанду именно такого оружия, — заявили Эдварду полицейские. — Чтобы потом все подумали, что в массовых бесчинствах виновата армия». Звучит как абсурд, правда? Тем не менее прокуратура охотно поддержала эту версию и больше прежнего начала настаивать на обвинении. Регулярно подливали масла в огонь и негативные публикации в местной прессе. Надежд на то, что произошла ошибка и полиция вскоре поймет, что к чему, оставалось все меньше. Мы поняли, что за Эдварда взялись серьезно.
— А что говорил задержанный контрабандист? — спрашиваю у Виктора.
— Он сказал, что сумку его попросил передать водитель автобуса в Израиле, который высадил их на границе. Те, кто имеет хоть малейшее представление о том, что такое Израиль и какая там сейчас обстановка, понимают всю смехотворность заявления. В Израиле человек никогда не станет ходить с боевым автоматом в сумке — там проверяют на каждом шагу. И только самоубийцы могут додуматься принести оружие на израильскую границу — его ни за что не получилось бы пронести. Кому он должен был передать это оружие в Египте, контрабандист так и не сказал. Говорят, что уже потом, на одном из допросов, он якобы назвал фамилию Чикоша.
— Они были знакомы?
— В том-то и дело, что нет! Не исключено, что контрабандист просто слышал об Эдварде. Ведь мужчина тоже имел отношение к турбизнесу — он работал в другой туристической компании, которая занимается сопровождением туристов на границе. Разумеется, нужно было найти того самого израильского водителя, на которого указывал контрабандист. Но никто из египетских правоохранителей не посчитал нужным это сделать. Зато Эдварда задержали сразу. Это, на мой взгляд, говорит об одном: то, что случилось, — чей-то заказ.
— Но чей? У Эдварда были недоброжелатели?
— Были завистливые конкуренты, причем немало. И не только они. Дело в том, что Эдвард — справедливый, но достаточно жесткий руководитель. Сам работал на совесть и, если кто-то не выполнял его поручений, запросто мог уволить. А для египтян увольнение — это катастрофа. Никто не думает о том, что, возможно, сам виноват в случившемся. Уволенный сотрудник сразу начинает винить работодателя — дескать, лишил семью хлеба. Сразу же привлекается общественность, появляются негативные публикации в прессе. У Эдварда были такие случаи. Как и любой руководитель, он уволил несколько недобросовестных сотрудников, которые тут же начали мстить ему публикациями — дескать, этот подлый человек уничтожает наши семьи, лишает их последнего. Писали, что он чуть ли не израильский агент, вор, террорист. Одним словом, все, что только можно было придумать. Для Египта это вполне обыденная ситуация, Эдвард старался не реагировать. Прочитав обвинение прокуратуры, мы были шокированы — казалось, что оно просто списано из тех газет.
То, что Эдвард имеет отношение к контрабанде, никто так и не подтвердил. В деле нет ни одного свидетеля. Водителем, который якобы передал оружие, не поинтересовались даже в суде. Не исключено, что этого человека вообще не существует. Когда адвокат Эдварда просил, чтобы его нашли, египетские правоохранители сказали, что он в Израиле и что это «не их территория». А в качестве доказательства к делу приобщили фотографию Эдварда с семьей на фоне израильского флага. Дескать, это подтверждает его «тесные связи с Израилем».
Коллегу Чикоша Хатема Бехери отпустили через несколько недель после задержания.
— Следствие пришло к выводу, что я не знал о спрятанном автомате, — рассказал журналистам телеканала «Интер» Хатем Бехери. — Мы сидели в одной камере с Эдвардом. У него были постоянные приступы астмы и боли в сердце.
— Условия, в которых в Египте держат заключенных, действительно ужасны, — говорит Виктор Емельянов. — Это не Европа. В египетских тюрьмах полная антисанитария. Пока шло следствие, Эдварда держали в полицейском участке в ста километрах от Шарм-эль-Шейха. Первые несколько месяцев к нему даже не пускали врача. Хотя у Эдварда есть справки, подтверждающие, что он страдает бронхиальной астмой и в любой момент у него может случиться приступ. Никого это не интересовало. Состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он постоянно требовал перевода в больницу. Но получал отказ за отказом. В итоге ему делали капельницы прямо в коридоре изолятора. Эдвард сам доставал иголки из вены
Что же касается египетской полиции, то комментировать журналистам положение дел там напрочь отказались. Ни на один из многочисленных запросов нашей страны не пришло ответа. Обеспокоенность ситуацией выразил консул Посольства Украины в Египте Андрей Панагушин.
— Это дело вызывает беспокойство со стороны Посольства Украины в Египте, — отметил консул в беседе с журналистами. — Было направлено несколько нот с соответствующей просьбой разъяснить позицию египетской стороны. Но, к сожалению, все наши обращения игнорируются.
Посольство Украины в Египте обещало обратиться в Генеральную прокуратуру и Верховный совет вооруженных сил Египта с просьбой вмешаться в ситуацию.
А журналистов телеканала «Интер», которые приехали в Египет снимать репортаж об Эдварде Чикоше, и вовсе задержали. «Мы планировали записать интервью с врачом, который осматривал Эдварда Чикоша, — рассказывал корреспондент телеканала Роман Бочкара. — Но прямо перед съемкой нас задержали. Допрос вел лично шеф полиции города Аль-Тур. К вечеру нашу съемочную группу перевезли в прокуратуру, здесь забрали телефоны и надели наручники » После этого, по словам журналистов, у них конфисковали видеокамеру. Свой отказ в выдаче аккредитации на съемку Министерство информации Египта мотивировало тем, что «освещать эту тему журналистам не стоит».
Однако журналистам телеканала, несмотря на многочисленные запреты вести съемки, все же удалось побывать на суде. Вот как описывал в своем сюжете происходящее на суде корреспондент Роман Бочкара:
«Охрана усиливается. В клетку с тройной решеткой заводят украинца Эдварда Чикоша.
Эдвард Чикош:
— Предъявленные мне обвинения абсурдны. В неделю по стране передвигаются три-четыре тысячи автобусов нашей фирмы. У нас 55 тысяч человек ездят только в Вифлеем и Иерусалим. Никогда ничего противозаконного в Египте я не делал. Я просто не могу знать, что пассажиры везут в багаже!
Египет — светское государство. Но в своем обвинительном заключении прокурор цитировал не Конституцию, а Коран.
— Это дети дьявола! — кричал он. — Они желают смерти народу Египта! Я взываю к Аллаху! Мы не должны допустить, чтобы на нашей земле было оружие врага! Те, кто пытался его ввезти, совершили страшный грех Ваша честь, я требую самого строгого наказания, какое только возможно.
Выступление защитника Эдварда Чикоша не менее эмоционально. Мохаммед Эльместикави — один из самых известных адвокатов Египта.
— Мой сын спрашивает: почему я защищаю шпиона? Вся страна говорит об этом. Но Эдвард никакой не шпион. Он — жертва! Все обвинения полностью сфабрикованы. Протоколы допроса подделаны. Следствие выполняло указание сверху. Если я завтра отправлю автомат судье и скажу, что сделал это по его просьбе, то судью должны арестовать? В этом деле больше политики. У Египта и Израиля очень сложные отношения, жертвой которых стал гражданин Украины».
Несколько недель назад суд вынес приговор. Эдварда Чикоша приговорили к 25 годам лишения свободы. Такой же срок получил и контрабандист, в сумке которого нашли оружие.
— Приговор поверг в шок всех присутствующих, — говорит Виктор Емельянов. — Это очень строгое наказание. Хуже в Египте только пожизненное заключение или смертная казнь. Кстати, по египетским законам максимальный срок, который могут дать за контрабанду, — 15 лет тюрьмы. Эдварду же дали все 25. За «бесчинства, которые он планировал совершить».
Министерство иностранных дел Украины тоже выразило свою обеспокоенность невероятно суровым приговором.
«Наше ведомство обеспокоено некоторыми моментами дела, — прокомментировал ситуацию сразу после вынесения приговора пресс-секретарь МИДа Александр Дикусаров. — Весьма странно, но судья акцентировал внимание на том, что подсудимые — иностранцы и, более того, иноверцы. Сейчас МИД ожидает документы, которые должны обосновать решение суда, а посла Египта в Украине мы попросим разъяснить ситуацию».
Как только вынесли приговор, адвокаты Эдварда Чикоша еще не были уверены в том, что его удастся оспорить, — египетские законы таковы, что далеко не каждое судебное решение подлежит обжалованию. Теперь же стало известно, что это возможно.
— Адвокаты уже подали апелляцию, — сообщил «ФАКТАМ» Виктор Емельянов. — Сейчас ждем ответа из суда, он должен прийти в течение 60 дней. Вся надежда на апелляционный суд.
На днях 13-летняя дочка Эдварда Чикоша написала письмо Президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой помочь освободить отца из египетской тюрьмы.