Из 23 закупленных в наших супермаркетах товаров с пометкой «эко» и «органик» подтверждение натуральности было… лишь у одного производителя
Представители общественных организаций закупили в столичных супермаркетах молоко, яйца, мед, салфетки, моющие средства для посуды, освежители воздуха и прочие товары повседневного быта с пометками на упаковке «эко» и «органик», чтобы проверить, насколько заявленная маркировка правдива.
Из 23 образцов продукции только один не оказался… «самозванцем». Об этом шла речь на пресс-конференции «Чем нас травят. Результаты независимой общественной оценки экологических характеристик продукции». Эксперты рассказали, как надо читать маркировку на упаковке, чтобы не купить подделку.
— Мы решили разобраться, насколько безопасна и качественна продукция повседневного использования, которую каждый из нас покупает в магазинах, — рассказала президент Всеукраинской общественной экологической организации «Живая планета» Светлана Берзина. — Ведь, по данным Госпотребинспекции, в 2011 году было проверено более 40 тысяч предприятий сферы торговли, ресторанного бизнеса и предоставлении услуг. Нарушения выявлены в 91 проценте проверенных товаров и услуг, а в 46 процентах случаев отсутствовала полная информация о товарах.
Это значит, что почти половина товаров и услуг в Украине продаются с недостоверными данными. То есть, если на упаковке кефира пишется, что этот кисломолочный напиток «био» и содержит необходимое количество бактерий, информация вполне может оказаться неправдивой. Или на фантике шоколадной конфеты размытым шрифтом написано, что она содержит ароматизатор, идентичный натуральному, или «натуральные красители», на самом же деле в состав конфетки входят запрещенные во всем цивилизованном мире добавки.
Кто должен защищать потребителей от подобных нарушений, наказывают ли за них в Украине и почему приходится проводить независимые потребительские экспертизы, если на государственные выделяются немалые средства, о чем в последнее время так часто рапортует Госпотребинспекция?
— Мы провели независимую проверку, чтобы выяснить масштабы подделок продуктов под «эко» и «органик», в последнее время ставших весьма востребованными, и попытаться защитить от недобросовестных конкурентов честных производителей, — объясняет Светлана Берзина. — Поскольку органические продукты должны выращиваться без применения синтетических компонентов, без агрохимии, по специальным правилам, подтвердить, что они соответствуют всем этим условиям могут только специальные организации.
*Светлана Берзина: «Производитель этих яиц не смог документально подтвердить, что продукт действительно относится к категории «эко» или «органик». Фото автора
А ведь, по словам Светланы Берзиной, если в Европе упаковка органического кофе стоит пять евро, то в украинском супермаркете (той же сети) за нее придется выложить 500 гривен — в десять раз дороже. При этом украинский потребитель не имеет возможности получить у продавца «золотого» кофе подтверждение того, что он действительно органический. Ведь ни один супермаркет, где закупалась «эко»- и «органик»-продукция для проверки, не смог предоставить сертификаты, отсылая за ними к производителям. И только один из 23 производителей смог документально подтвердить, что мед, предлагаемый покупателям под его торговой маркой, действительно органический. А производитель одной из «экологических» водок заявил, что сайт, на котором была размещена реклама этой водки, не имеет к нему отношения. Остальные попросту не ответили на соответствующие запросы.
По закону такое нарушение может интерпретироваться как предоставление потребителю информации, вводящей в заблуждение. За данное правонарушение предусматриваются штрафы (от 170 гривен), а при повторном нарушении — даже изъятие продукции из оборота. Однако запросы авторов исследования о наказании недобросовестных производителей Госпотребинспекция перенаправила в территориальные органы. В Ивано-Франковской областной инспекции просьбу проверить документацию, подтверждающую экологичность продукта, рассмотрели, но почему-то с точки зрения соблюдения законов о рекламе и защите прав потребителя. А о том, что существует специальная сертификация на экологичность, в инспекции, видимо, даже не догадываются.
Их черниговские коллеги пошли еще дальше и потребовали от общественной организации, обнаружившей нарушение, фото- и видеодоказательства, правда, касающихся нарушения закона… о рекламе. Чиновники присылали отписки, что указанная продукция, мол, получила санитарно-гигиенические или ветеринарно-санитарные заключения. А ведь их недостаточно, чтобы продавать продукты в красивой зеленой упаковке с надписью «эко».
Техрегламент, который устанавливает правила и требования относительно применения экологических деклараций и маркировок на продукции, был утвержден только в прошлом году. Поэтому система госконтроля на рынке лишь начинает формироваться и не может в полной мере гарантировать качество такой продукции, заявленное производителем.
Еще один момент, касающийся обмана в маркировке продукции по ее составу, возможен в Украине из-за того, что многие производители до сих пор пользуются нормами 60-80 годов прошлого века.
— Сегодня в Украине активно используют 90 пищевых добавок, запрещенных не только в США, Европе, Австралии, но даже в Китае, — заявила Светлана Берзина. — Кроме того, в стране для производства промышленных товаров, тех же моющих и чистящих средств, вполне легально используются восемь тысяч химических веществ, безопасность которых не подтверждена.
В мясо-молочную продукцию, особенно в колбасные изделия, а также в шоколад и консервы беспрепятственно добавляют давно запрещенные в Европе онкостимулирующие консерванты Е216, Е217. При этом в составе продукта они не указываются, прячась за непонятным ингредиентом «ароматизатор, идентичный натуральному». Кстати, такая формулировка тоже запрещена в Европе как вводящая потребителя в заблуждение. Если увидите эту фразу, особенно на продуктах для детей, откажитесь от покупки!
При этом соответствие государственным требованиям к производству продуктов питания в Украине контролируют целых четыре органа надзора: Госветфитоинспекция, Госсельхозинспекция, Санэпидстанция и Госэкоинспекция. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Ведь если даже продающийся в наших магазинах товар помечен украинским знаком соответствия (трилистником), это вовсе не означает, что продукт соответствует принятым на европейском уровне нормам качества и безопасности. Ведь большинство украинских норм не пересматривались более 30 лет! То есть современные достижения химпрома в этих нормах попросту не отражены, что по логике производителей значит — не запрещены.
— Пока у потребителя остается единственный путь защитить себя от некачественной продукции, — научиться читать маркировку, — считает Светлана Берзина. — Ведь фантазия недобросовестного производителя безгранична, всегда можно придумать и поставить на продукцию для большей привлекательности новый знак. И товар станет лучше продаваться, и судиться ни с кем не придется.
О чем сообщают знаки на упаковке | |
---|---|
| Национальный знак оценки соответствия (трилистник) означает, что товар отвечает требованиям всех обязательных в Украине регламентов и стандартов. Однако он не гарантирует, что продукт соответствует стандартам «эко» или «органик» |
| Белорусский «знак качества». На украинском рынке этим знаком может быть маркирована продукция, отвечающая всем обязательным белорусским регламентам и стандартам |
Знаки соответствия требованиям органических стандартов и правил | |
| Этот знак подтверждает, что маркированная им продукция прошла сертификацию на соответствие правилам и стандартам ЕС украинским сертификационным органом «Органик стандарт». На продукции следует также искать регистрационный номер этой организации UA-BIO-108 |
| Наиболее распространенный европейский знак, подтверждающий, что продукция соответствует органическим правилам и стандартам. Сейчас действуют два варианта этого знака. Обновленная версия (в виде листка на зеленом фоне) действует с марта 2012 года |
| |
| Знак соответствия правилам, разработанным французским агентством BIO |
| Немецкий знак соответствия «органическим» требованиям |
Знаки, подтверждающие экологические преимущества сертифицированной продукции согласно международным стандартам | |
| Этими знаками обозначается продукция, получившая экологическую сертификацию по международному стандарту ISO 14024. Преимущества пищевой продукции, маркированной «эко»-знаком: более чистые технологии производства, без ГМО, сырье животного происхождения без содержания гормональных препаратов, антибиотиков — меньше 20 процентов установленных государством норм, остаточное содержание тяжелых металлов, пестицидов, нитратов в сырье растительного содержания меньше 20 процентов установленных государством норм. Упаковка не содержит вредных веществ и пригодна к переработке. Под знаком могут также стоять код экологического стандарта, номер сертификата и органа сертификации |
|
О чем сообщают знаки на упаковке | |
---|---|
| Национальный знак оценки соответствия (трилистник) означает, что товар отвечает требованиям всех обязательных в Украине регламентов и стандартов. Однако он не гарантирует, что продукт соответствует стандартам «эко» или «органик» |
| Белорусский «знак качества». На украинском рынке этим знаком может быть маркирована продукция, отвечающая всем обязательным белорусским регламентам и стандартам |
Знаки соответствия требованиям органических стандартов и правил | |
| Этот знак подтверждает, что маркированная им продукция прошла сертификацию на соответствие правилам и стандартам ЕС украинским сертификационным органом «Органик стандарт». На продукции следует также искать регистрационный номер этой организации UA-BIO-108 |
| Наиболее распространенный европейский знак, подтверждающий, что продукция соответствует органическим правилам и стандартам. Сейчас действуют два варианта этого знака. Обновленная версия (в виде листка на зеленом фоне) действует с марта 2012 года |
| |
| Знак соответствия правилам, разработанным французским агентством BIO |
| Немецкий знак соответствия «органическим» требованиям |
Знаки, подтверждающие экологические преимущества сертифицированной продукции согласно международным стандартам | |
| Этими знаками обозначается продукция, получившая экологическую сертификацию по международному стандарту ISO 14024. Преимущества пищевой продукции, маркированной «эко»-знаком: более чистые технологии производства, без ГМО, сырье животного происхождения без содержания гормональных препаратов, антибиотиков — меньше 20 процентов установленных государством норм, остаточное содержание тяжелых металлов, пестицидов, нитратов в сырье растительного содержания меньше 20 процентов установленных государством норм. Упаковка не содержит вредных веществ и пригодна к переработке. Под знаком могут также стоять код экологического стандарта, номер сертификата и органа сертификации |
|