Украина

Валерий Бевз: «В Украине должен существовать единый центр по борьбе с коррупцией»

17:10 — 24 апреля 2012 eye 723

Группа стран Совета Европы против коррупции констатировала прогресс в сближении украинской и европейской законодательных баз

Первого января 2006 года Украина присоединилась к Группе стран Совета Европы против коррупции (GRECO). Тем самым наше государство дало согласие на мониторинг процессов имплементации в национальное законодательство положений Уголовной и Гражданской конвенций СЕ против коррупции, а также ряда других антикоррупционных документов. На днях отечественный Минюст обнародовал второй дополнительный отчет, касающийся выполнения Украиной рекомендаций GRECO.

Как сообщил министр юстиции Александр Лавринович, из семнадцати предложенных Украине рекомендаций десять были частично учтены, а три еще не выполнены. С учетом этого GRECO констатировала в своем отчете положительные тенденции в процессе сближения европейских и украинских законодательных баз. В то же время европейские эксперты отметили, что некоторые из рекомендаций требуют особого внимания украинских властей. В частности, речь идет об увеличении представительства членов общественных организаций в составе Национального антикоррупционного комитета (НАК). Напомним, что НАК был создан указом действующего главы государства осенью прошлого года с целью осуществления системного анализа в сфере противодействия коррупции в Украине.

Впрочем, не все отечественные эксперты уверены, что данный консультационный орган может в полной мере справиться с такой глобальной задачей. Так, глава парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, член фракции КПУ Валерий Бевз заявил, что существование НАК является очередной демонстрацией бурной деятельности. «Этот орган, кроме рекомендаций и требований, больше ничего делать не может. Иных же полномочий у него нет», — отметил парламентарий и добавил, что в профильном комитете Верховной Рады уже давно готов законопроект о создании Национального антикоррупционного бюро. «Проект создания нужного органа давно готов. Почему он внезапно оказался ненужным, мне лично непонятно. Как и то, почему я, как глава парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией, не участвовал в принятии решения об отказе в создании такого бюро», — заявил народный депутат, предположив, что нежелание власти учредить полномочную структуру связано с интересами группы олигархов.

Идея создания в Украине Национального антикоррупционного бюро не нова. Периодически народные депутаты объявляют о подготовке нового законопроекта, направленного на создание единой структуры, которая имела бы все полномочия для борьбы с коррупцией. Более того, подобный орган в стране уже существовал. Во времена президентства Леонида Кучмы соответствующим бюро руководил Василий Дурдинец. Но ведомство не прижилось, и до сих пор во всех правоохранительных структурах существуют свои подразделения, занимающиеся борьбой с коррупцией. И таких, пожалуй, наберется не один десяток.

Однако Валерий Бевз уверен в необходимости централизованной борьбы с проявлениями коррупции. По мнению парламентария, для решения этой проблемы необходим системный подход. Приводя в качестве примера грузинские реформы, в результате которых полностью сменили личный состав милиции и значительно повысили зарплаты, он отметил, что в Украине такой вариант реализовать крайне сложно. Ведь в Грузии в правоохранительной системе работает около 20 тысяч человек, а в Украине — больше 300 тысяч…

«Единственного пути решения данной проблемы нет, — отметил Валерий Бевз. — В свое время, будучи начальником управления Министерства внутренних дел, я выступил с этим вопросом на коллегии. Тогда ныне покойный министр Юрий Кравченко задал мне вопрос: «А вы уверены, что если мы сделаем милиционерам зарплату по тысяче долларов, то они сразу станут эффективно работать?» Я ответил, что не уверен. Поэтому проблему нужно решать комплексно.

В свое время Леонид Кучма сказал хорошую фразу: «Милиция — зеркало украинского общества». Так что нечего пенять только на зеркало. Хамство в обществе, агрессия, взаимное неуважение — все это переносится и в систему правоохранительных органов. Так что следует продуцировать в обществе человеческие, социальные ценности, что в свое время было сделано коммунистами. Сегодня это утеряно, а взамен обществу ничего не предложили. Нужно учитывать и другие факторы, влияющие на работу милиции: наличие эффективной правовой базы, организационно-управленческих усилий, политической воли, профессиональных кадров… К сожалению, половины из этого у нас нет. А раз нет, то, как говаривал известный всем политик, имеем то, что имеем…»