Уже вторую неделю во всех районах столицы проходят собрания по созданию инициативных групп по сбору подписей за проведение общегородского референдума. Один из ключевых вопросов, который хотят на него вынести: «Одобряете ли вы обязательное включение в ежегодный бюджет города Киева предоставление адресной материальной помощи пенсионерам и надбавок работникам бюджетной сферы столицы?» Несложно предположить, что и сам референдум, и проблемы, которые с его помощью планируют решить, сразу же вызвали активное обсуждение среди жителей Киева. Вопросы, чаще всего задаваемые читателями, мы переадресовали инициатору проведения референдума — главе Киевской горгосадминистрации Александру Попову.
— Александр Павлович, зачем проводить референдум, если решение о реализации муниципальных социальных программ и так принимает местная власть?
— Вы отчасти сами ответили на свой вопрос. Решение о выделении социальной помощи полностью находится в компетенции депутатов Киевсовета. То есть на сегодня вопрос социальных выплат зависит исключительно от воли депутатов и от выстраиваемых ими бюджетных приоритетов. Простой пример. В этом году мы увеличили финансирование социальных программ почти в 20 раз. Это удалось сделать потому, что мою инициативу поддержало большинство депутатов. Но часть депутатов Киевсовета были против или просто не голосовали. С их стороны посыпалась критика, будто бы администрация, вместо того чтобы развивать город, навязала «бюджет проедания» — «кормит» пенсионеров, учителей и медиков. Что интересно, с такой же точно риторикой Киевсовет приостановил в 2008-2009 годах выплаты социальной помощи. Таким образом, сотни тысяч малообеспеченных киевлян и бюджетников с зарплатами намного меньшими, чем средняя зарплата по стране, в период финансового кризиса остались без поддержки со стороны городских властей. Слава Богу, сейчас мы исправили ситуацию. Но что мешает Киевсовету в следующем году «забыть» о муниципальных надбавках и финансировании соц-программ, как это уже бывало раньше, особенно в ситуации постоянного бюджетного дефицита? Поэтому я инициировал городской референдум. По законодательству он принимает акты прямого действия. То есть власти всех уровней должны подчиняться его решениям. Таким образом, общегородской референдум — это реальная гарантия того, что социальная политика в городе останется неизменной.
— Многие спрашивают, почему на первое место поставлен социальный вопрос, а затрагивающая всех тема Генерального плана развития Киева до 2025 года оказалась лишь на втором месте.
— В юридическом плане градации вопросов нет и быть не может, поскольку по каждому должен быть отдельный бюллетень. Таково требование закона. Тем не менее я считаю, что поддержка малоимущих — это первейшая и прямая обязанность властей. Особенно в столице, где пенсии такие же, как в целом по стране, а средняя заработная плата и цены практически в два раза выше. Давайте также не забывать, что в Киеве проживает и трудится много работников бюджетной сферы — медиков, учителей, социальных работников. Они спасают наши жизни, учат наших детей, приходят на помощь одиноким людям преклонного возраста. И все это за совсем небольшие зарплаты. Понимая важность существующей проблемы, городские власти для поддержки малообеспеченных киевлян разработали целевую программу «Турбота. Назустрiч киянам на 2011-2015 рр.». Она предусматривает социальную помощь инвалидам, детям-инвалидам, ветеранам войны и труда, вдовам погибших участников войны, детям войны, сиротам и детям из малообеспеченных и многодетных семей, чернобыльцам и пенсионерам. Для всех этих категорий граждан в столичном бюджете предусматриваются муниципальные надбавки, то есть адресная материальная помощь.
Что же касается Генерального плана развития Киева до 2025 года, до сих пор к нему остается очень много вопросов. Продолжаются общественные слушания.
— Вы сказали: «адресная материальная помощь пенсионерам». Что следует под этим понимать?
— Это значит, что материальную помощь получат именно те люди, которые в ней нуждаются. Ведь пенсии бывают разные. Адресную помощь по программе «Турбота» получают киевляне, пенсия которых не превышает 1200 гривен. Это более 370 тысяч человек.
— Сколько будет стоит Киеву проведение референдума и откуда взять деньги?
— Источники и объемы финансирования будут определены после принятия Киевским городским советом решения о проведении референдума на основании собранных подписей. Оптимальный вариант — совмещение даты референдума с датой выборов городского головы или в Верховную Раду. Это даст существенную экономию средств.
Для проведения референдума нужны подписи 200 тысяч киевлян
История первого киевского общегородского референдума началась 10 апреля этого года. В этот день по инициативе главы столичной администрации Александра Попова состоялось первое собрание киевлян по организации референдума. В собрании приняли участие более 200 человек. Они решили вынести на голосование вопросы об обязательности ежегодной адресной помощи пенсионерам и надбавок бюджетникам социальной сферы, базовые параметры проекта Генерального плана развития Киева до 2025 года, а также создание муниципальной милиции. Теперь инициаторам референдума предстоит заручиться поддержкой у жителей столицы. Согласно Закону Украины «О всеукраинском и местных референдумах» для того, чтобы городское волеизъявление состоялось, необходимо собрать за его проведение подписи не менее чем 10 процентов избирателей Киева, а это почти 200 тысяч человек.