Культура и искусство

Вдова Евгения Моргунова Наталья: «Женя исполнял на рояле сочинения Бетховена, Рахманинова, Моцарта, совершенно не зная нот»

10:00 — 28 апреля 2012 eye 2214

27 апреля заслуженному артисту России исполнилось бы 85 лет

Уже несколько лет Наталья Моргунова не дает журналистам интервью. Говорит, что устала от небылиц, которые рассказывают о ее известном супруге, актере Евгении Моргунове. Отказала даже съемочной группе одного из российских телеканалов, готовившей фильм к юбилею любимого народом Бывалого. К Евгению Александровичу эта кличка прилепилась на всю жизнь. Но актер из-за этого никогда не страдал…

«Снимаясь в «Молодой гвардии», муж переживал из-за того, что слишком худой»

 — Надоели все эти байки, которые рассказывают о моем муже, — в сердцах призналась Наталья Николаевна. — Половина из того, что сочиняют теперь его коллеги по съемочной площадке, неправда. На самом деле Женя был достаточно закрытым человеком. Он и интервью давал с большой неохотой. Особенно расстроила его одна из бесед с журналистом какого-то московского издания. Он пришел, когда муж был уже очень больной, и написал потом полную чепуху. Супруг всегда очень болезненно реагировал на такие статьи. Он был человеком взрывного характера. Правда, быстро отходил.

— Вы прожили вместе 36 лет. Завидное постоянство для актера.

 — Моргунов женился на мне достаточно поздно, ему исполнилось уже 36 лет. Я была на 13 лет моложе его. У Жени был опыт гражданского брака с известной российской балериной, но к моменту нашей встречи они разошлись.

*Евгений и Наталья Моргуновы прожили в браке 36 счастливых лет

— Рассказывают, ваше знакомство было больше похоже на один из забавных розыгрышей, которые обожал устраивать Моргунов.

 — Сейчас мне кажется, это была ирония судьбы. Случилось так, что я ошиблась номером телефона и вместо кафедры своего родного МАТИ (Московский авиационный технологический институт) попала в квартиру Моргунова. А Женя очень быстро сориентировался и на мой вопрос о дне и часе пересдачи экзамена, ответил: «Дайте мне номер своего телефона, я вам перезвоню». Набрав мой номер через какое-то время, четко назначил дату пересдачи. Естественно, в этот день никто в институте меня не ждал. Когда я поняла, что это розыгрыш, в моей квартире вновь раздался звонок, и я услышала уже знакомый мне приятный мужской голос. Извинившись, мужчина представился: «Евгений Моргунов, актер».

— Он ведь был тогда уже популярен?

 — К тому времени Женя сыграл в знаменитых короткометражках Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Правда, для меня, человека, далекого от кино, артист представлялся чуть ли не небожителем. Я считала, что он должен быть высоким, статным, красивым. Моргунов был немного другим. Поэтому я удивилась, узнав, что он профессиональный актер, а не простой человек, которого по случайности выбрали на роль в популярных картинах. Конечно, своей статностью Женя умел производить впечатление на женщин. Он был плотного телосложения и в нем чувствовалась сила. Иногда Женя любил вспоминать, как, снимаясь у Сергея Герасимова в «Молодой гвардии», переживал из-за того, что выглядел слишком худым и незаметным на фоне других актеров.

— Моргунов ведь был одним из самых молодых учеников на знаменитом курсе Сергея Герасимова.

 — Ему было всего 16 лет. Во ВГИКе вместе с ним учились Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук. Женя рассказывал, что чувствовал себя немного скованно среди таких красавцев. Хотя свое стеснение полностью компенсировал, поскольку считался одним из самых веселых студентов на курсе. Если кто-то и устраивал невообразимые розыгрыши, то это был Моргунов. Сергей Аполлинариевич, зная умение Жени перевоплощаться, тепло к нему относился. Муж вспоминал, что Герасимов часто приглашал студентов к себе домой, усаживал за большой стол и включал пластинки с редкими записями классических арий.

«На роль Бывалого Моргунова утвердил Иван Пырьев»

— Правда, что Евгений Александрович и сам неплохо музицировал?

 — У него был отличный слух. К сожалению, из-за того, что вырос в очень бедной, нуждающейся семье, родители не смогли отдать сына в музыкальную школу. Обладая уникальным даром, Женя на слух мог играть большие произведения. Любил на рояле исполнять сочинения Бетховена, Рахманинова, Моцарта, но так до конца жизни и не научился читать с нот.

— Евгений Моргунов обладал уникальными талантами, которые, кажется, не всегда распознавали режиссеры.

 — Знаете, Женя был удивительно позитивным человеком. Он понимал, что снимается гораздо реже, чем мог бы, но никогда никому не высказывал по этому поводу претензий. Долгое время служил в Театре киноактера и был рад любой подвернувшейся роли. Колесил по стране с программой «Товарищ кино» вместе с Георгием Вициным и Людмилой Гурченко. Ему доставляло удовольствие общение со зрителями. Не отказался от этих выступлений даже тогда, когда дала о себе знать тяжелая болезнь — сахарный диабет. Его ноги опухали, невыносимо было носить ботинки, долго стоять на сцене, но Женя находил в себе силы справляться с этим. Он развязывал шнурки на ботинках и терпел до конца выступления, стараясь не обращать внимания на страшные боли.

— Роль Бывалого, сыгранная Евгением Моргуновым еще в начале 60-х, не оставляла его всю жизнь. Евгений Александрович, наверное, ее уже ненавидел?

 — Что вы! Женя не мог так относиться к герою, которому был обязан своей популярностью. Кстати, на роль Бывалого Моргунова утвердил знаменитый Иван Пырьев. Он знал, что Гайдай долго и безуспешно искал актера на эту роль. Он нее отказались Михаил Жаров и Иван Любезнов. И когда случайно в Ленинграде Пырьев встретил Женю, сразу воскликнул: «Это же твоя роль! Я сам перезвоню Гайдаю». Это было стопроцентное попадание.

— Тем не менее знаменитая троица — Вицин, Никулин, Моргунов — таки распалась.

 — Успех Труса, Балбеса и Бывалого после «Самогонщиков» и «Пса Барбоса…» Гайдаю было сложно повторить. Даже в «Кавказской пленнице» (на фото — кадр из фильма) их диалоги казались нарочито надуманными. Потом троицу еще раз пытались «использовать» в картине Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», но успеха этот «эксперимент» не имел. Гайдай охладел к своему «детищу», к тому же между режиссером и Женей были довольно натянутые отношения. Муж никогда особо не стеснялся в выражениях, высказывая свое мнение. А Гайдаю это, конечно, не нравилось. Что же касается отношений между самими актерами, то Женя был очень дружен с Георгием Вициным. Супруг часто ходил к нему в гости, они обменивались книгами. На самом деле Вицин был совершенно не похож на своего экранного героя. Это тихий, неразговорчивый человек философского склада ума. Очень трепетно относился к своему здоровью и вел совершенно правильный образ жизни. Что же касается Юрия Никулина, он с головой ушел в дела родного цирка. Бывало, его по полгода не было в Москве из-за постоянных гастролей. Женя с ним почти не общался. Когда наступили тяжелые 90-е годы, кино в России практически не снималось. Мужа спасло предложение украинского режиссера Николая Засеева-Руденко. Моргунов снялся в двух картинах Засеева-Руденко, получил гонорар, за который мы могли неплохо жить.

«Женя ни разу не признался мне в любви»

— Говорят, именно Киев стал городом, в котором Евгений Александрович сделал вам предложение руки и сердца.

 — Точнее, именно в вашем городе у нас начался роман. Женя пригласил меня поехать с ним на несколько дней в его любимый Киев. Я оказалась впервые в столице Украины. Помню, жила в самом центре, мы часто гуляли на Крещатике, тогда и зародились наши чувства. Поженились два года спустя, Женя не спешил с предложением.

— Он часто признавался вам в любви?

 — Никогда! Женя в этом смысле был очень закрытым человеком, не любил показывать на людях свои чувства. Не было такого, чтобы он вдруг начал обнимать меня или как-то проявлять свое отношение. Но я всегда знала, что между нами существует невидимая связь, понимала, Женя любит меня. Он был уверен, что никто, кроме него, мне не нужен. Наша семья ничем особым не отличалась от миллионов других семей. Бывало, мы ссорились, бурно выясняя отношения. Первым всегда мирился Женя, он не мог ни на кого долго обижаться.

— Дни рождения Евгений Александрович не любил отмечать?

 — В нашей семье праздники не были приняты. Муж не любил, чтобы ему напоминали о дне рождения. Я никогда специально не готовилась к этому дню. Если приходили друзья, их, конечно, усаживали за стол, угощали, но пышных банкетов не устраивали. И подарков Женя не любил. В его жизни все было спонтанно. Бывало, идем по городу, вдруг он видит в витрине магазина красивую вещь, заходит и тут же покупает. У нас была только одна традиция: всей семьей на выходные обязательно ходили в ресторан обедать. В наше время материально это было не очень накладно. Как правило, шли в ресторан Дома кино, где всегда встречали Жениных коллег. Собиралась большая компания, которая могла разойтись далеко за полночь. Тогда съедали много разносолов и выпивали большое количество вина.

— Моргунов был гурманом?

 — Совершенно неприхотлив в еде. Поскольку ему следовало соблюдать строгую диету, дома у нас всегда была гречневая каша и постные супчики. Но Женя не любил, когда ему что-либо запрещали, и делал все вопреки. Иногда мог, несмотря на мои протесты, съесть кусок сладкого пирога. Говорил, что хочет жить «на полную катушку»…

— Ему так и не присвоили звание народного артиста России?

 — По этому поводу он не переживал вовсе. Если разобраться, Женя сыграл не так много ролей, чтобы претендовать на это звание. Хотя часто говорил: «Я и так народный, посмотри, как меня любит зритель». У него не было заветной роли, которую хотел бы сыграть. Просто хотел работать, не важно, у какого режиссера. Актерство было единственной его мечтой. Даже когда было трудно, отсутствовала работа, ни разу не пожалел, что выбрал эту профессию.

— Известно, что он написал письмо Иосифу Сталину.

 — Это давняя история о том, как Женя, работая на заводе в Сокольниках, где делали артиллерийские снаряды, написал письмо Сталину. Текст был примерно такой: «Примите меня в искусство, хочу быть таким, как Станиславский и Немирович-Данченко». Действительно, через какое-то время директору завода пришло письмо, подписанное самим Сталиным, чтобы Евгения Моргунова направили в Камерный театр Таирова во вспомогательный состав. А через год Женя уже учился во ВГИКе… Знаете, оглядываясь на свою жизнь, прожитую вместе с Моргуновым, я понимаю, какой счастливой была. У меня был замечательный муж, двое сыновей и уверенность в завтрашнем дне. Что-то я потеряла навсегда, но зато со мной мои воспоминания…