На уровне правительства утверждены планы по вводу в эксплуатацию в 2013 году Подольско-Воскресенского мостового перехода через Днепр. По словам главы Киевской горгосадминистрации Александра Попова, будут построены мост, путепроводы, дорога от моста до проспекта Ватутина. Первую станцию метро на Левом берегу Днепра начнут строить, когда освободится техника, задействованная на сооружении станций «Выставочный центр» и «Ипподром», но уже в нынешнем году приступят к подготовительным работам для строительства будущей станции метро «Радужная».
Строительство Подольского моста движется очень медленно из-за недостаточного финансирования, и такое положение сохраняется с 2009 года. За это время с объекта ушло много высококвалифицированных кадров. «ФАКТЫ» побывали на месте возведения Подольского мостового перехода и узнали подробности происходящего.
Первое, что бросается в глаза, — грустное настроение мостостроителей. Они монтируют конструкции фермоподъемника, с помощью которого будут поднимать пятую и шестую секции арки моста через Днепр. Эти секции планировали установить еще в прошлом году, но помешала нехватка средств. Напомним, что после падения крана «Захарий» проектанты вернулись к первоначальному варианту сооружения арки моста с помощью мощного фермоподъемника.
— Работы по монтажу верхних конструкций фермоподъемника предстоит выполнять на 70-метровой высоте над уровнем реки, — объясняет директор строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода Сергей Исаев. — Через месяц-полтора монтаж закончим и в конце июня сможем приступить к водружению пятой, верхней секции арки, которую будет хорошо видно с Московского моста. А через двадцать дней можно будет поднять и последнюю, шестую секцию. Прямо скажу: работы технически очень сложные, даже опасные, и в Украине будут выполняться впервые.
В середине лета начнем монтировать связи между секциями — 1 тысяча 346 тонн стальных канатов, которые мы получим с завода, если за них будут полностью проплачены деньги. Эта работа тоже необычайно сложная, и как ее выполнять, не известно — проектный институт чертежи еще не подготовил, пока проводит консультации. Все работы выполняют монтажники-высотники и сварщики самых высоких разрядов (шестого и седьмого) — их в стране не так уж много. На стройке еще сохранился костяк сотрудников самой высокой квалификации, но, к сожалению, только костяк. Кстати, все сварочные работы контролируют инспекторы Института электросварки имени Евгения Патона. Это очень ответственный участок. Да, в принципе, все наши планы могут не осуществиться, если город как заказчик строительства затормозит платежи.
Прошлой осенью мы укладывали гидроизоляцию и гусс-асфальт на полотно моста через Днепр, но затем работу пришлось приостановить.
— На Рыбальском острове практически все готово к монтажу пролетов эстакады и строений проезда поездов метро, но эти пролеты нужно еще купить на заводе-изготовителе, — продолжает Сергей Исаев. — Полностью готовы левоповоротный съезд на Рыбальском острове и эстакада от Днепра до Гавани. Но по-прежнему не решен вопрос о сносе общежития на Рыбальском острове. Что касается заезда с улиц Нижний и Верхний Вал, то опять же до сих пор не снесено (хотя полностью освобождено) административное здание речпорта.
Можно было бы начинать работы и за дамбой, на Воскресенских садах, но заказчик строительства медлит с выдачей разрешения.
Метростроители должны решить еще один очень важный вопрос. Им необходимо прежде всего построить станцию метро «Радужная». Затем мы завершим свои работы по сооружению Подольско-Воскресенского мостового перехода.
Проектанты о такой необходимости прекрасно знают, знает и заказчик — городские власти.
Как объяснили «ФАКТАМ» в институте «Укрметротоннельпроект», участок линии метро от Подола — через Гавань, Днепр, Десенку — до Русановских садов находится в нижнем ярусе мостового перехода. А сады на Левом берегу Днепра расположены на низких, затапливаемых половодьем, отметках, которые сейчас от воды защищает дамба. Когда будет строиться автомобильный подход от бульвара Перова, на прилегающем к мосту участке Русановских садов сделают высокую насыпь. В ее «теле» пройдет тоннель метро, а по верху — автомагистраль.
Потому и необходимо начать строительство станции «Радужная» и тоннеля на имеющихся низких отметках, а уже над ними обустраивать насыпь для дорожного полотна. Ведь автомобильную часть совмещенного мостового перехода введут в эксплуатацию раньше, чем линию метро. Не раскапывать же потом новую насыпь и дорогу, чтобы пропустить поезда подземки!