Политика

Заместитель Генерального прокурора Украины Виталий Щеткин: «Генерал Пукач подтвердил, что именно он душил журналиста ремнем, в то время как остальные офицеры милиции удерживали жертву»

0:00 — 23 июля 2010 eye 612

Ровно год назад был задержан главный фигурант дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. В прокуратуре обещают завершить расследование до конца лета

21 июля 2009 года в селе Молочки Чудновского района Житомирской области сотрудники СБУ задержали бывшего начальника Главного управления криминального поиска МВД Украины генерал-лейтенанта Алексея Пукача, который целых шесть лет находился в международном розыске. Кадры оперативной съемки его задержания обошли все каналы и вполне годились для криминального боевика: бравые парни в камуфляже укладывают преступника лицом в траву. Диалог на камеру: «Называем себя, быстренько. Громче!» — «Пукач Алексей Петрович».  — «Принимали непосредственное участие в убийстве журналиста Гонгадзе?» — «Да». Пойманного генерала увезли в Киев, где в тихом вип-изоляторе в Аскольдовом переулке он, по словам бывшего заместителя главы СБУ Василия Грицака, сразу дал исчерпывающие показания по делу, назвав заказчиков убийства журналиста. Казалось бы, дело было раскрыто за полчаса! Однако с тех пор прошел год, а досудебное следствие так и не завершено.

«Обнаружить его было очень трудно. Генерал опирался на близких друзей и агентурную сеть, наработанную во время службы в милиции»

Говорить о том, что к исчезновению 16 сентября 2000 года журналиста интернет-издания «Украинская правда» Георгия Гонгадзе может быть причастна милицейская «наружка», начали сразу. В течение двух месяцев до похищения журналист замечал за собой слежку, даже написал по этому поводу заявление на имя Генерального прокурора. Однако непосредственно на шефа криминальной разведки МВД следствие вышло лишь осенью 2003 года. Обнаружилось, что в журнале ведения оперативной деятельности за 2000 год вырваны некоторые страницы, вместо них подшиты другие. Вот тогда и возникли вопросы к руководителю «наружки». Алексей Пукач был арестован по обвинению в злоупотреблении служебным положением. Как рассказывал «ФАКТАМ» тогдашний заместитель Генерального прокурора Виктор Шокин, это вызвало бурю эмоций не только в МВД, но и в некоторых правительственных кабинетах, хозяева которых приложили немало усилий, чтобы арестованный оказался на свободе. Это удалось: через несколько дней Киевский апелляционный суд освободил Пукача на подписку о невыезде, генерал вышел из СИЗО и… тут же исчез. Впрочем, его не очень-то и искали.

Лишь в начале 2005 года, когда в Генеральную прокуратуру пришли с повинной трое сотрудников милицейской «наружки», признавшихся в соучастии в убийстве журналиста, их беглому шефу заочно предъявили обвинение и объявили в международный розыск. Между тем то его видели в кафе на Крещатике, то вдруг появлялись «точные сведения», что Пукач вместе с дамой сердца, родственницей известного банкира, пересек границу и находится в Израиле. Туда даже выезжала спецгруппа СБУ, но вернулась ни с чем. Впрочем, многие были уверены: Пукача, являющегося единственной ниточкой, связывающей исполнителей и заказчиков, давно нет на свете.

Поэтому весть о том, что в живописном селе, расположенном всего в трех часах езды от столицы, задержали беглого генерала, была громом средь ясного неба. Выяснилось, что 57-летний Алексей Пукач уже год как живет в Молочках, в доме на отшибе села, с простой женщиной на одиннадцать лет младше него. Лидия Загорулько называла его Петром и представила соседям как брата покойного мужа, моряка дальнего плавания. Они вдвоем копали картошку, доили коров и каждый день сдавали заготовителям по 70 литров молока.

Когда поутихли первые страсти, многое в этом «триумфальном задержании» стало казаться подозрительным. Уж больно нелепой выглядела охота за Пукачем. Странных мужиков, сидевших с биноклями на деревьях, заметило полсела. Вряд ли человек, всю жизнь учивший других, как правильно вести слежку, при этом самому оставаясь незамеченным, не обнаружил бы признаков столь явного внимания.

- Сотрудники СБУ появились в селе за три дня до того, как задержали Алексея Пукача, — рассказал сельский голова Петр Кривицкий.  — Жители села начали говорить, что видели подозрительные машины. Вроде как люди на рыбалку приехали, но ловят как-то… без азарта, что ли. Думали, будут по дворам мак искать. Я позвонил в райотдел милиции, мне сказали: «Все нормально, мы в курсе, эти люди должны здесь находиться!»

В СБУ, понимая нелепость ситуации, продолжали настаивать, что задержали подозреваемого лишь благодаря своему высокому профессионализму.

- Обнаружить его было очень трудно! — клялись компетентные источники в Службе безопасности.  — Генерал умело пользовался мобильной связью, менял сим-карты и телефоны, опирался на близких друзей и агентурную сеть, наработанную во время долгой службы в милиции. Нам помогла случайность: удалось запеленговать телефонный разговор, в котором генерал поздравлял с днем рождения дочерей-близнецов. Остальное было сделано с помощью спецтехники.

- У них это вышло случайно, — ревниво комментировали в милиции.  — Один оперативник приехал в село к теще, на улице увидел человека, похожего на Пукача по ориентировке, и вызвал своих. Когда генерала задерживали, то не были уверены, он ли это.

Селяне же, узнав, что копали огороды рядом с беглым генералом, только разводили руками: «Вот уж никогда не подумали бы, что он может быть замешан в чем-то плохом! Порядочный мужик, хозяйственный. Всегда опрятный, приветливый с ребятишками. Возил их на речку купаться. Очень о политике любил поговорить! Послушает радио, и сразу нам политинформацию во дворе устроит!» То, что сосед скрывался от правоохранителей, жителям Молочек и в голову не могло прийти. Он разъезжал по селу на привезенном из Киева микроавтобусе, а сын Лидии частенько хвастался перед ровесниками его милицейским удостоверением.

Противоречивые заявления сделали свое дело: граждане Украины, послушав первых, вторых и третьих, воскликнули: «Все понятно! Пукач никуда не исчезал, с ним договорились и дали ему спокойно пожить в селе до очередных выборов. Теперь он разоблачит, кого надо!»

Этого, однако, тоже не произошло. Уж и выборы давно позади, а разоблачений не слышно. «Не исключаю, что в деле об убийстве журналиста вскоре появится еще несколько подозреваемых»

Генеральная прокуратура тщательно оберегает тайну следствия уголовного дела об убийстве Георгия Гонгадзе. Поэтому получить короткое интервью у заместителя Генерального прокурора Виталия Щеткина оказалось делом непростым.

- Досудебное следствие подходит к концу, уже к августу мы планируем закончить расследование и передать материалы дела для ознакомления обвиняемому, потерпевшим и защитникам, — сообщил «ФАКТАМ» Виталий Иванович.  — Алексей Пукач дал полные и последовательные показания относительно обстоятельств совершения им тяжкого преступления. Его показания подтверждены вещественными доказательствами: в указанном им месте нашли останки черепа и челюсти, принадлежавшие Георгию Гонгадзе. На очных ставках Пукач подтвердил: именно он душил журналиста ремнем, в то время как остальные офицеры удерживали жертву. На судебном процессе над Пукачем его подельники выступят свидетелями.

- В начале года мать убитого журналиста Леся Гонгадзе рассказала, что собирается привезти в Киев молочный зуб Гии, в течение многих лет хранившийся у нее в шкатулке. Она хотела обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой предоставить ей фрагмент найденного черепа, чтобы самостоятельно отдать его на экспертизу за границу. Несчастная женщина хотела хотя бы для себя точно удостовериться, что останки черепа действительно принадлежат ее сыну.

- Насколько мне известно, позже она передумала. Или решила действовать без нашей помощи.

- На одной из пресс-конференций Генпрокурор Александр Медведько заявил, что на пленках Мельниченко, предоставленных следствию, есть весьма ценная информация.

- Для подтверждения подлинности пленок была назначена международная судебно-фоноскопическая экспертиза, заключительного вывода которой мы ждем со дня на день. Не исключаю, что в деле об убийстве журналиста вскоре появится еще несколько подозреваемых.

- Генерал Пукач охотно сотрудничает со следствием?

- Во всяком случае за год он не написал ни одной жалобы на ведение расследования.

Итак, по версии следствия, именно Пукач организовал слежку за журналистом и руководил группой офицеров милиции (Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович ранее были осуждены на 12 и 13 лет лишения свободы), которые выкрали журналиста и вывезли его в поле вблизи села Сухолисы Белоцерковского района Киевской области. Пукач собственноручно задушил журналиста и заставил соучастников молчать о случившемся преступлении, а затем, возможно, перезахоронил тело в Улашевском лесничестве в Таращанском районе.

Что касается людей, отдавших приказ о ликвидации журналиста… Есть предположения, что Алексей Пукач не мог действовать самостоятельно, без ведома своего предшественника на посту начальника Главного управления криминального поиска, а в то время руководителя аппарата МВД Украины Эдуарда Фере, который умер в 2009 году. Возможно, в курсе кое-чего был и покойный глава МВД Юрий Кравченко, который не успел закончить собственное расследование обстоятельств смерти журналиста. Однако и он уже ничего не расскажет. Остальные потенциальные заказчики — имена, назвать которые у следствия язык не поворачивается. А если и повернется — вряд ли прокуратуре удастся вменить кому-либо из «голосов на пленке» реальное обвинение. Ну что ж, подождем еще — больше все равно ничего не остается.

В течение года — с момента исчезновения и до объявления в международный розыск — Пукач не таясь жил в Киеве

В СИЗО генерала милицейской «наружки», кроме следователя и адвокатов, никто не навещает. Супруга, родившая ему двух дочек-близнецов, разошлась с ним незадолго до его исчезновения и даже поменяла фамилию. У жительницы Молочек Лидии Загорулько во дворе хозяйничает уже другой мужчина. Говорят, он намного моложе Пукача, но хуже разбирается в политике.

Была у Алексея Пукача и любимая женщина, которая сейчас наверняка была бы обеспокоена и опечалена его судьбой, если бы… не исчезла при загадочных обстоятельствах. Через несколько дней после ареста бывшего шефа «наружки» в прокуратуру пришел молодой мужчина по имени Юрий, который растерянно спросил: «Пукача нашли. А где же тогда моя мама?» Выяснилось, что это сын бизнесвумен, которую считали сбежавшей вместе с генералом.

Пообщавшись с Юрием, позвонившим в редакцию «ФАКТОВ», мы выяснили любопытные вещи. К примеру, в течение года — с момента исчезновения и до объявления в международный розыск — генерал Пукач спокойно, не таясь жил в Киеве!

- В 2003 году моя мама познакомилась с замечательным мужчиной, — рассказал нам в 2009 году Юрий.  — Ей долго не улыбалось женское счастье, пришлось в одиночку поднимать двоих детей. А Петрович, как она его называла, сразу произвел на нас отличное впечатление. Шикарный, добрый, порядочный. Они с мамой жили абсолютно открыто. Вместе ходили на базар и по магазинам, часто принимали гостей или сами наведывались к друзьям. Мы с сестрой знали, что он генерал милиции, но о том, что он может быть в каком-то розыске, понятия не имели. В середине декабря 2004 года, после «оранжевой» революции, они уехали отдыхать в Карпаты. Мы перезванивались, у них все было в порядке. А потом внезапно их мобильные телефоны перестали отвечать. «Вне зоны», и все тут. Спустя месяц по телевизору прозвучали слова Президента Ющенко о том, что задержаны убийцы журналиста Гонгадзе. Тогда же на экране показали портрет главного исполнителя убийства, в котором мы узнали нашего Петровича. Мы поняли, что он вынужден скрываться, а мама решила быть рядом с ним. Это был ее выбор. Спустя год она прислала нам записку с указанием места, где забрать ее машину, и с тех пор не объявлялась.

Когда Пукача задержали, мы сразу подумали, что, может быть, скоро узнаем, где находится наша мама. Его защитник по нашей просьбе спросил его об этом, но генерал ответил: «Мы расстались в 2006 году, она уехала в Россию по своим делам». С тех пор мы ее больше не видели.

Готовя эту публикацию, я еще раз созвонились с Юрием. С горечью мужчина сказал, что за прошедший год мать так и не нашлась и надежды увидеть ее живой почти не осталось.

- А у меня неприятности, — вздохнул молодой человек.  — Возбудили уголовное дело об укрывательстве находящегося в розыске преступника. Хотя, повторюсь, я понятия не имел, что этот человек в розыске. Да и он жил у нас не таясь.