Интервью

Владимир Матецкий: «София Ротару поначалу очень сомневалась в успехе песни «Хуторянка»

7:30 — 16 мая 2012 eye 7169

Известному композитору, автору хитов «Лаванда», «Автомобили», «Луна, луна» исполнилось 60 лет

Песни Владимира Матецкого исполняют София Ротару, Яак Йоала, Хелена Вондрачкова, Катя Семенова, Влад Сташевский, группы «Веселые ребята», «Карнавал»… Матецкий снискал славу корифея советской эстрады. Практически каждое его детище становилось хитом: «Лаванда», «Автомобили», «Луна, луна», «Хуторянка», «Малыш». Владимир Леонардович творит до сих пор, более того, уже четыре года ведет популярную музыкальную программу на радио. Говорит, что его жизненный девиз — «Ничто не может изменить мой мир». Владимир Матецкий живет в Москве, читает Достоевского и Булгакова, слушает Вагнера и Прокофьева и обожает украинский борщ. Узнав, что его интервью выйдет в украинском издании, композитор обрадовался, сказав, что очень любит наших слушателей, и попросил передать всем его пожелание: «Всього найкращого вам та вашим рiдним!» «Только напишите это, пожалуйста, по-украински», — добавил Матецкий.

«Популярность «Лаванды» в Советском Союзе была просто  невероятной. Честно говоря, я такого не ожидал»

— На свой юбилей, Владимир Леонардович, вы все-таки сбежали из Москвы…

 — Это правда, уехал за границу. Не собирался устраивать пышный банкет. Накануне моего юбилея сняли несколько телевизионных программ, в том числе и «ДОстояние РЕспублики». Так что рюмку за свое здоровье подниму в кругу близких далеко от России.

— Вы счастливы?

 — Я нахожусь в хорошем состоянии духа. Мне пишется, творится. Не исключено, что в ближайшее время вновь буду работать с Софией Ротару. Недавно мы общались с Софией Михайловной и поняли, что желание записать какую-то песню у нас обоюдное.

*Своими лучшими песнями София Ротару обязана композитору Владимиру Матецкому и поэту Михаилу Шаброву (справа)

— Вы ведь творите вместе уже около 30 лет.

 — С Софией Ротару я познакомился в 1985 году. Наша встреча состоялась в знаменитом телецентре «Останкино». Тогда я по заказу музыкальной редакции Центрального телевидения написал песню «Лаванда», которую должны были исполнять молодые певцы Яак Йоала и София Ротару. Помню, певица появилась на телевидении в сопровождении мужа и художественного руководителя ее коллектива Анатолия Евдокименко. «Лаванда» Соне понравилась с первых же нот.

— Правда, что выпуск «Лаванды» в новогоднем «Огоньке» был под угрозой?

 — Случилось так, что в тот «Огонек» взяли еще одну мою песню «Автомобили», написанную для группы «Веселые ребята». И вот накануне эфира позвонили с телевидения, сказав, что я должен выбрать одну из двух песен, которая и прозвучит в новогоднюю ночь, мол, многовато для меня две песни в престижной передаче. Я, не раздумывая, выбрал «Автомобили» — клип на эту песню со старенькими «Жигулями» уже был снят. Но справедливость восторжествовала. Прямо перед эфиром мне позвонили, сказав, что могу радоваться, поскольку обе песни остались в «Огоньке».

— Слова ставшего сумасшедше популярным припева «Лаванды» принадлежат ведь тоже вам?

 — Дело было так. Я придумал припев со словом «лаванда» и предложил идею песни известному поэту Игорю Шаферану, но он ее полностью разгромил. Расстроившись, я решил позвонить своему давнему соавтору Михаилу Шаброву, которому песня сразу понравилась. Он тут же подал свою идею запева, я немного изменил музыку, все остальное сделали Соня и Яак. Популярность «Лаванды» в Советском Союзе была просто невероятной. Честно говоря, я и сам такого не ожидал.

— Все ли в вашей жизни сложилось так, как вам хотелось, скажем, лет в пятнадцать?

 — 15 лет мне было в 1967 году. Тогда вся страна отмечала 50-летний юбилей Великой Октябрьской революции. Я очень хорошо помню салют в честь праздника. Народ кричал «ура!» на пределе своих возможностей… Кстати, салют я смотрел на улице рядом с бассейном «Москва», именно там, где сейчас расположен Храм Христа Спасителя. Какие тогда у меня были мечты? Да особо никаких: школа, учеба… А вот уже через три года, когда играл в рок-группе, появилось много всяких артистических желаний. Слава Богу, многие из них осуществились. Мне грех жаловаться на судьбу.

«Алла Пугачева любит, чтобы люди, которые для нее пишут, становились частью ее маленького мира»

— Вы пришли в советскую эстраду как бас-гитарист.

 — Я играл на бас-гитаре в известной московской группе «Удачное приобретение». Появился там еще в студенческие годы, когда учился в Московском институте стали и сплавов. Тогда я еще не писал песен для других артистов, хотя мои композиции уже были в репертуаре группы. Но в конце концов я ушел из «Удачного приобретения», начал брать частные уроки композиции, а затем и сотрудничать с разными исполнителями. Мои песни исполняли группы «Аракс», «Карнавал», «Лейся, песня», «Веселые ребята».

— Тогда ведь в «Веселых ребятах» работала молодая певица Алла Пугачева.

 — Алла выступала с «Веселыми ребятами», когда я еще играл в «Удачном приобретении». Так сложилось, что я никогда не сотрудничал с Пугачевой. В 1983 году вышел альбом «Банановые острова», выпущенный совместно с Юрием Чернавским. В 1985-м я начал работать с Софией Ротару, а Юра — с Пугачевой. У нее всегда был свой круг авторов, и в этом нет ничего плохого. Алла Борисовна любит, чтобы люди, которые для нее пишут, становились частью ее маленького мира. Я к этому особо не стремился.

— Значит, София Ротару стала вашей любимицей.

 — Никогда этого не скрывал. Судьба сложилась так, что с самой первой песни мы с Соней, что называется, попали в точку. Дальше хиты сменяли друг друга. Наши личные отношения тоже сложились как-то очень правильно: мы дружили семьями, ездили вместе отдыхать. Наша дружба продолжается и сейчас, хотя, согласитесь, это не очень характерно для шоу-бизнеса.

— Ведь песня «Хуторянка» посвящена самой Софии Ротару?

 — Именно так. Мише Шаброву идея «Хуторянки» понравилась, затем появились и строчки про девчонку-молдаванку. Песня получилась мажорная, динамичная, тогда подобные композиции были редкостью на эстраде. Надо признаться, это несколько смущало Софию Ротару. Она первое время сомневалась в успехе «Хуторянки», но совершенно напрасно. Слова этой композиции доносились буквально из каждого открытого окна. Подобное произошло и с песней «Луна, луна». Она появилась специально для телепрограммы с таким же названием. Собственно, это был заказ, который мы с соавтором Михаилом Шабровым добросовестно выполнили. Но, помню, даже Юрий Чернавский сказал, что у нас получилась классная песня. На самом деле все мои композиции — результат сложнейших процессов. Я никогда не пишу на скорую руку. К тому же песня — это и аранжировка, и запись, одним словом, долгая кропотливая работа, занимающая иногда несколько месяцев.

«Мы с Соней Ротару шутили, если бы во время путча остались в Австралии, разводили бы кенгуру и коал»

— Наверняка вам не раз предлагали остаться на Западе?

 — Хорошо помню 1991 год. Путч застал меня, мою жену Аню, Соню Ротару, ее супруга Толю и сына Руслана в Австралии. Мы были там с концертами. Единственное, что нам оставалось на другом конце земли, — смотреть новости по местному телевидению. А они были совершенно жуткие! Тут еще стали объявлять, что Австралия предоставляет русским политическое убежище. Мягко говоря, ситуация была не очень приятная. Но таки дозвонились в Москву, разобрались, что к чему, и решили возвращаться. Потом часто шутили с Соней, если бы стали австралийцами, разводили бы кенгуру с коалами. Мы тогда попали в питомник с коалами. У меня до сих пор есть фотография, на которой я запечатлен с этим пушистым зверьком на руках. Ох, помню, его запах долго меня преследовал!

— Последний сезон телепроекта «Две звезды» запомнился благодаря вашему участию в жюри. Надо признать, вы ни разу никого не пожурили. Есть ли вообще что-то, раздражающее вас?

 — Картину я вижу, что называется, изнутри, поэтому многое в ней понимаю. А понимать — значит, меньше раздражаться. Так что чувства, которые у меня возникают при взгляде на современную эстраду, наверное, ближе к иронии, а не к раздражению.

— Вы работали с молодыми певцами Данко и Никитой, писали музыку к кинофильмам.

 — Мне нравится экспериментировать. Для Данко я сделал несколько песен, и одна из них — «Малыш» — стала радиохитом. Эта песня — наше с Леонидом Гуткиным детище. Он организовал проект под названием «Певец Данко». Хотя один из радиобоссов во время раскрутки «Малыша» говорил, что эта песня никогда не станет хитом. Что касается Никиты, то я писал для него песню «Однажды» по просьбе его продюсера Юрия Айзеншписа. Стихи Александра Шаганова были очень трогательными: «Однажды ты проснешься и поймешь, что все на свете за любовь отдашь ты…» На похоронах Юрия Айзеншписа эта песня звучала во время гражданской панихиды. Никто не мог сдержать слез… А что касается кино, то все началось с картины Василия Пичула «Маленькая Вера». Мы работали в лихорадочном темпе, хотя выход фильма на экран сопровождался конфликтом с цензорами. Зато успех ленты был оглушительным не только в СССР, но и на Западе. Потом я работал с Василием еще на двух картинах: «В городе Сочи темные ночи» и «Мечты идиота». На самом деле все, чем я занимаюсь, доставляет мне огромное удовольствие.

— Говорят, вы большой поклонник украинского борща.

 — Надо признать, я уважаю итальянскую кухню, но от борща никогда не откажусь. А вот готовить не очень люблю. Могу разве что сварить сосиски или поставить чай. Зато жена моя готовит просто супер. Ох, опасная это вещь!

— Подарок на свой юбилей семье заказывали?

 — Мои желания лежат в самой что ни на есть человеческой плоскости. Я хочу, чтобы были здоровы близкие, росли счастливыми дети. А мне надо совсем немного — чтобы песни писались и были нужны людям…