Происшествия

«Организаторы нелегального бизнеса брали на работу по реализации наркотических средств преимущественно инвалидов и матерей малолетних детей»

20:00 — 16 мая 2012 eye 683

Прокуратура Донецкой области совместно с Управлением по борьбе с организованной преступностью пресекла деятельность организованной группировки, члены которой занимались изготовлением и сбытом запрещенного в Украине психотропного вещества.

 — Участники группы занимались преступной деятельностью под прикрытием законного бизнеса, — рассказал на брифинге начальник Управления по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД в Донецке Алексей Дикий. — Была создана специальная сеть торговых точек по реализации «соли для чистки кальянов», «соли для чистки выхлопных труб» и «курительных смесей для кальянов». Когда мы попытались выяснить у покупателей, как именно нужно применять ту смесь для чистки кальянов, которую они здесь приобретают, то подавляющая часть опрошенных не знала ответа на этот вопрос, а некоторые отвечали, что смесь… «нюхать надо». В действительности же для чистки кальяна достаточно щеточки и обычной пищевой соды.

Следственное управлением ГУ МВД Украины в Донецкой области возбудило уголовное дело по статье 307 части 2 Уголовного кодекса Украины: «Незаконное изготовление, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», предусматривающей лишение свободы на срок от пяти до десяти лет. Два члена организованной преступной группировки (ОПГ) арестованы, семеро задержаны. Дело находится в производстве отдела прокуратуры области по надзору за соблюдением законов спецподразделениями и другими учреждениями, ведущими борьбу с организованной преступностью.

Организаторы нелегального бизнеса брали на работу в первую очередь инвалидов, людей, перенесших инфаркт или инсульт, а также матерей малолетних детей. Ведь в случае возбуждения уголовного дела таким гражданам сложно избрать жесткую меру пресечения (арест — Авт.).

Шестеро из 22 человек, входивших в организацию, составляли ее руководящее ядро во главе c 24-летним лидером. Кстати, никто из членов группировки наркотики не употреблял и ранее не был судим. Полученные средства молодые люди (пятеро — в возрасте до 30 лет и один 40-летний. — Авт.) распределяли на своих «совещаниях». Часть дохода от незаконного сбыта психотропных веществ делили между членами ОПГ, а на оставшиеся деньги приобретали следующую партию «сырья».

В ходе обысков по месту жительства участников ОПГ, а также в торговых точках и автомобилях изъято около двух килограммов белого порошка. Экспертиза определила, что это особо опасное психотропное вещество, запрещенное к обороту на территории Украины. Стоимость изъятого по ценам черного рынка составляет более полутора миллионов гривен. Оперативники конфисковали также 400 тысяч гривен наличными и четыре автомобиля общей стоимостью около двух миллионов гривен.

В киосках продавались смеси, составленные из концентрата особо опасного психотропного вещества (запрещенного к обороту в Украине) и разрешенных Минздравом лекарственных препаратов. Для увеличения массы продукта концентрированный психотропный порошок «разводили» подходящими по консистенции лекарственными средствами в подпольной лаборатории в Донецке. Полученную таким образом однородную смесь расфасовывали в пакеты по 0,25 грамма и наклеивали этикетки: «Соль для чистки кальянов» или «Соль для чистки выхлопных труб». Некоторым «средствам бытовой химии» давали более романтические названия: «Паутина», «Хоттабыч» и другие. После употребления таких смесей человек может, как заведенный, веселиться трое суток подряд без сна и еды. Однако ресурсы организма вскоре истощаются…

Правоохранители установили, что запрещенный к свободному обороту в Украине концентрат приобретал в одном из приграничных городов Украины специально поселившийся там член банды. Посылки отправлялись в Донецк автомобильной доставкой, содержимое пакетов, как правило, никто не проверял. А деньги за товар перечислялись затем на банковский счет поставщика.

Готовые упаковки смесей продавались в 11 торговых точках, работавших круглосуточно как в Донецке, так и в нескольких крупных городах Донецкой области. В каждом ларьке правоохранители обнаружили поддельные сертификаты качества на реализуемый товар. Инструкция по «технике безопасности» подробно описывала правила поведения продавцов в случае визита представителей тех или иных контролирующих органов: начиная с требования записать номера удостоверений нежелательных визитеров и заканчивая указанием, куда и как ссыпать товар, если не удалось избежать посещения. Информацию о проверке нужно было обязательно сообщить по телефону человеку, который отвечал в группе за безопасность.

Впрочем, попасть внутрь точки сбыта было практически невозможно. Ларек — помещение без окон, с металлической дверью, отверстие в которой (10х5 сантиметров) — лишь бы взять деньги да выдать покупателю товар. Посторонние там никогда не появлялись. Продавцы же вынуждены были находиться в киоске по 12-14 часов безвылазно.

За работу в таких условиях реализатор получал не более 250 гривен за смену. Во столько же обходилась покупателю одна доза — 0,25 грамма порошка — психотропной смеси.

Впрочем, инспекторы в киоски этой «торговой сети» все же заглядывали (через окошечко, дальше их не пускали), но по материалам проверок в возбуждении уголовных дел было отказано. Почему? Это еще раз перепроверят следователи. Представители правоохранительных органов не исключают наличия у руководителей организации коррупционных связей. В настоящее время принимаются меры по установлению всех лиц, причастных к деятельности группировки, а также каналов поступления психотропных веществ на территорию Украины.

Ежедневный товарооборот группы торговцев смесями для «чистки выхлопных труб», по подсчетам оперативников, составлял 100 тысяч гривен, ежемесячный — примерно три миллиона гривен.

 — Группа действовала с таким размахом, что о ней впору снимать блокбастер, — отметил еще один участник брифинга, начальник отдела областной прокуратуры области по надзору за соблюдением законов спецподразделениями и другими учреждениями, ведущими борьбу с организованной преступностью Михаил Сакун. — Если бы мы не пресекли их деятельность, сеть распространения опасных веществ могла бы накрыть и другие области страны. Судя по всему, такие планы и возможности у организаторов преступного бизнеса были.