В Украину возвратились последние туристы, во время отдыха в Турции пострадавшие из–за банкротства туроператора
Как известно, в разгар летнего сезона форс-мажорная ситуация возникла у ряда украинских туристических фирм — и туроператоров, занимающихся отправкой отдыхающих за рубеж, и турагентов — посредников, продающих на внутреннем рынке услуги туроператоров. СМИ уже неоднократно писали, что в начале июля крупная компания «Кария Тур» была признана банкротом. Однако обязательства перед туристами и партнерами не выполнила «Кария Тур Украина» (ее суд банкротом не признал, но учредитель у обеих «Карий » один и тот же). Вследствие этого около двух тысяч украинцев, купивших путевки у названного туроператора, оказались в Турции, что называется, под открытым небом. Наша компания перечислила средства своему турецкому партнеру, однако до отелей проплата за гостиничные номера для туристов из Украины не дошла, и людей попытались выселить из номеров. Правда, ситуацию удалось урегулировать. В Турции даже был создан специальный оперативный штаб, занимающийся помощью пострадавшим отдыхающим: их расселяли по отелям, организовывали подъезд в аэропорты и обеспечивали местами в самолетах. Еще в середине минувшей недели посольство Турции в Украине сообщило, что все наши соотечественники, отдыхавшие по путевкам «Кария Тур Украина», 22 июля вернутся на родину. И действительно, сейчас они все уже дома.
Кстати, наряду с украинцами в такую же переделку попали и граждане Евросоюза. Однако они особого дискомфорта в связи с этим не испытали. Дело в том, что в странах ЕС туроператоры оформляют страховку, которая оберегает туристов и от последствий подобных ситуаций.
За разъяснениями по данному вопросу «ФАКТЫ» обратились в Ассоциацию лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ). Исполняющая обязанности президента АЛТУ Елена Шаповалова рассказала, почему страховки, которые оформляют украинские и европейские туристы, существенно разнятся.
- В Европе действует серьезная система страхования туристической деятельности, которая регулируется директивой Евросоюза «О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах», — рассказывает Елена Шаповалова. — Данный документ предусматривает обязательное заключение договора страхования, а также выдачу банковской гарантии, которые помогают туристам избежать неприятностей при банкротстве турфирмы или при ненадлежащем исполнении ею обязательств. Например, в Австрии сумма страховой гарантии составляет от 10 до 12 процентов годового оборота (минимум 363 тысячи евро) компании, оказывающей услуги отдыхающим за рубежом. Эта сумма покрывает издержки туристов при ненадлежащем выполнении фирмой своих обязательств перед клиентами, а банковская гарантия вступает в силу при банкротстве туроператора. Так что у туристов из Австрии, попавших в сложную ситуацию, не возникают вопросы «Куда бежать?» и «Что делать?»
В Италии же действует гарантийный фонд, в который все туроператоры ежегодно должны перечислять определенные суммы. В Великобритании урегулирование последствий непредвиденных ситуаций возложено на Ассоциацию туристических компаний, в которую обязаны вступать и туроператоры, и турагенты. Такая система организации деятельности позволяет избегать случаев, когда нужно уговаривать субъектов турбизнеса немедленно скинуться деньгами и спасать компанию-банкрота.
- А какая сумма финансовой гарантии у наших туроператоров?
- В соответствии с Законом «О туризме» минимальный размер финансового обеспечения туроператоров, которые отправляют отдыхающих за рубеж, составляет 20 тысяч евро, а для туроператоров, предоставляющих услуги на внутреннем рынке и принимающих иностранных туристов, — десять тысяч евро. А минимальный размер финансового обеспечения турагента, который продает турпродукт, — две тысячи евро.
На недавней пресс-конференции в Государственной службе по туризму и курортам говорили о необходимости увеличить объем банковских гарантий, но я считаю, что это не выход. Ведь в случае форс-мажорной ситуации деньги нужны немедленно, а не тогда, когда все туристы уже как-то вернутся домой или фирму признают банкротом. Так что увеличение сумм гарантий не обеспечит более полной защиты прав туристов. Мы в АЛТУ выход видим во введении страхования гражданско-правовой ответственности субъектов туристической деятельности.
- Получается, что при объемах гарантий в 20 тысяч евро компания может возместить ущерб лишь 40 туристам, уплатившим за путевки около 500 евро? Но ведь право на материальную компенсацию имеют как минимум 4000 украинцев — и те, кто попал в неприятную ситуацию за рубежом, и те, кто купил путевку, но не смог выехать в Турцию
- Компенсировать средства должен тот, к кому в судебном порядке предъявляются претензии. На сегодняшний день в АЛТУ поступило около 50 заявок от турагентов, вовлеченных в данную ситуацию, а общая сумма долга этих фирм перед туристами достигла почти двух миллионов гривен. Естественно, к нам обращаются не все турагенты, сотрудничавшие с проблемным туроператором. Дело в том, что у небольших фирм, в которых работает по нескольку человек, нет мощной юридической службы, которая бы подсказала им, что нужно делать в подобных случаях. Поэтому вскоре после того как стало известно о финансовых трудностях «Кария Тур Украина», мы открыли горячую телефонную линию для таких турагентов. Мы консультируем их по вопросам оптимальных действий в сложившейся ситуации, по работе с жалобами туристов и возвращению уплаченных ими средств. Пока я не берусь про-
гнозировать, какую именно сумму нужно будет компенсировать и турагентам, и туристам.
- О каких убытках говорят турагенты, если они всего лишь выступают посредниками при продаже услуг туроператора?
- В принципе, это так. Турист, выезжающий за рубеж, должен заключать договор с туроператором, продукт которого продает турагент. Ведь, например, покупая квартиру, вы заключаете договор не с риэлтором-посредником, владеющим нужной вам информацией о недвижимости, а с продавцом. Но дело в том, что некоторые турагенты, дабы не терять постоянных клиентов, вернули им деньги, и теперь они в убытке.
Одной из краеугольных проблем туристического бизнеса в Украине является отсутствие типового договора с туристами. У каждого туроператора есть свой вариант договора, который составляет его юридическая служба. Что в этом плохого? А то, что такие договора не всегда защищают права потребителей. Именно потому мы и считаем, что нужен единый вариант договора.
- Турист что от этого выиграет?
- Он будет знать, что независимо от того, где и у какого туроператора или турагента он купил путевку, его права будут защищены на уровне государственной системы. Если форма договора будет утверждена на государственном уровне, то человеку не нужно будет читать все десять листов документа, выискивая возможный подвох или лазейку для фирмы, решившей подстраховаться на случай непредвиденных ситуаций.
- На днях стало известно о банкротстве в Англии одного из крупнейших туроператоров, специализировавшегося на организации отдыха в Турции и Греции. «Сгорели» путевки у 50 тысяч англичан, не успевших выехать на отдых, а еще
16 тысяч уже находятся в Турции. Как и в случае с украинцами, в гостиницах с них пытались взять деньги за проживание и питание. Однако управление гражданской авиации Великобритании пообещало все траты взять на себя. У нас нет такого органа, который мог бы возложить на себя аналогичную ответственность?
- Уже второй раз за четыре месяца мы наблюдаем ситуацию, когда наши туристы страдают от последствий форс-мажоров. Первый раз это было связано с извержением исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. И тогда, и теперь туркомпании и авиакомпании собственными силами расселяют туристов, организовывают им места в самолетах Вопрос о том, кто будет компенсировать эти затраты, сейчас даже не рассматривается. После событий в Исландии АЛТУ обратилось в Кабмин с предложением создать рабочую группу при участии представителей МИД, Минтранса, Государственной службы по туризму и курортам, страховых компаний и туроператоров для разработки механизма оперативной защиты наших сограждан, попавших в сложную ситуацию за рубежом. Нам необходимо определить зоны ответственности — кто за что отвечает. Кому поселять, кому вывозить
- И кому за все платить
- Скорее всего, сначала это будут авиакомпании и туроператоры. У них есть возможности и расселить туристов, и вывезти их на родину. Но нам также необходим и механизм компенсации их затрат. Это может быть, к примеру, специальный фонд. Следует заметить, что такую группу по поручению вице-премьера по вопросам проведения Евро-2012 Бориса Колесникова начали создавать. Однако сейчас мы не знаем, на какой стадии находится ее формирование.
Кстати, в Законе «О туризме» говорится, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций меры для защиты интересов наших туристов, которые выехали за рубеж, принимает государство. В том числе и по их возвращению на родину. Так что право на компенсацию понесенных убытков имеют не только туристы, но также турфирмы и авикомпании