Вспоминая о том, что с ними случилось, участники этого чрезвычайного происшествия ведут себя очень по-разному. Девочки смущаются и «ничего не помнят», хотя с первых же минут беседы становится понятно, что это далеко не так. А спасшие их Вася Дмитренко и Ярик Клевицкий, кажется, и не догадываются, что совершили героический поступок.
— Да ничего мы такого не сделали, — твердят мальчишки. — Просто девчонки тонули, и мы первые это заметили. А кто же будет стоять на берегу, когда люди тонут? Надо бежать, спасать. Вот мы и побежали. Хорошо, что успели…
Получив накануне строгий выговор за долгие прогулки, Вася Дмитренко клятвенно пообещал родителям, что будет дома к часу дня, но не вернулся даже к семи часам вечера.
— Да уж, — смущается 15-летний Вася Дмитренко. — Это все из-за наших купаний. Ну как летом не искупнуться в озере? У нас и место хорошее есть. Наш пляж находится под домом у одного дяди, это его ставок, а он разрешает людям приходить и купаться. Даже рыбу можно ловить. Вот мы и пользуемся. Мама знает, что я хорошо плаваю, но все равно сердится, когда я сутками пропадаю на речке.
— Мне в этом смысле повезло — мои родители живут не в селе, а в Белой Церкви, — говорит 12-летний Ярослав Клевицкий. — Я и сам оттуда. На лето меня отправляют на отдых к бабушке с дедушкой, а они все же не такие строгие, как родители. В тот день мы пришли на озеро рано утром, а ближе к полудню там начали собираться люди. В основном приходили местные ребята. Пришли и взрослые, некоторые выпивали. Недалеко от нас загорали пятилетняя Карина и семилетняя Даша из нашего села. Они пришли на ставок со старшей сестричкой Даши, ей на вид лет тринадцать. Мы их почти не знали — только пару раз видели в селе. К ним подошел односельчанин дядя Миша. Он любит выпить. Я в тот момент уже был на берегу, а Вася продолжал плавать.
— Но я все видел, — говорит Вася. — Дядя Миша пришел на озеро какой-то странный — его шатало, у него заплетался язык. Пьяный был, наверное. Мы это сразу поняли и старались держаться от него подальше. Взяв Карину и Дашку на руки, он понес их в воду. Мы догадывались, что девочки не умеют плавать — до этого они плескались только у берега. Держа их на руках, дядя Миша заходил все дальше и дальше. И вдруг… пропал. Как будто куда-то провалился.
— Я сразу понял что к чему, — говорит Ярослав. — Этот ставок очень глубокий, причем там везде обрывы. Вроде бы идешь по мелководью, как вдруг раз — и уже четырехметровая глубина. Девочки, кстати, очень не хотели идти с этим дядькой. Сначала растерялись, а потом начали сопротивляться. Когда они с дядей Мишей ушли под воду, стало ясно, что провалились на большую глубину. Буквально через секунду девочки всплыли. До смерти напуганные, они трепыхались, махали руками и ногами, пытаясь удержаться на воде. Хватали ртом воздух, а глаза у них были такие большие-большие. Я побежал на помощь.
Вася в тот момент еще где-то купался, я его не видел. Перед тем как прыгать в воду, посмотрел по сторонам: вдруг кто-нибудь мне поможет? Но все люди стояли на берегу и… просто наблюдали. Вы только не подумайте, я их не виню, — тут же добавил мальчик. — Вдруг они, как и девочки, не умеют плавать? Наверное, так и было. В общем, в реку прыгнул я один. И поплыл. До места, где тонули девочки, было метра четыре. Я старался грести как можно быстрее. Краем глаза видел, что там происходит. Девочки каждую секунду то всплывали, то опять уходили под воду. На воде по очереди возникали их головы. Одна появится — пропадет другая. Я увидел и Васю, который плавал неподалеку. Но так ничего ему и не крикнул — боялся, что, пока буду его звать, у меня иссякнут силы и я не смогу доплыть.
Сначала Ярослав подплыл к щупленькой Карине. Пытаясь схватить девчушку, он подплывал к ней с разных сторон. Потом взял Карину под мышку и потащил к берегу.
— Сейчас я уже знаю, что действовал не так, как делают спасатели, — улыбается Ярик. — Надо было за волосы ее брать, мне об этом потом бабушка рассказывала. А я обхватил Карину так, что, пока плыл к берегу, сам чуть не утонул. Эта Карина вроде бы маленькая, а та-а-кая тяжелая! Может, это потому, что она была мокрая? Дорога к берегу показалась мне очень длинной. Я плыл, плыл и никак не мог доплыть.
— Карина была в сознании?
— Да. Она даже изредка как-то подергивалась. Хорошо, что она не перепутала меня с дядей Мишей и не испугалась. А то я бы точно ее не дотянул! Зато теперь умею грести одной рукой. Раньше-то особо негде было тренироваться, а теперь вот — такая получилась тренировка.
— Сейчас Ярик шутит, — поправляет товарища Вася. — А тогда нам было не до шуток. Ярик прыгнул в воду, а я поплыл к этим девочкам. Сразу подумал, что хорошо бы нам взять сразу обеих — одну я, другую Ярослав. И вот Ярик схватил Карину, а я начал спасать Дашу. Но она была перепугана и все время отплывала. Я схватил ее за руку. Даша повисла на мне, как на канате. Когда я тащил ее к берегу, мне казалось, что она весит полтонны. В какой-то момент я испугался, что мы вдвоем пойдем ко дну. Жаль, что дяди на пляже не помогли — так бы я дотащил ее быстрее. Но они почему-то просто стояли и смотрели.
— Говорят, мы оказались на берегу минут через пять, — продолжает Вася. — Но мне казалось, что мы плыли как минимум полчаса. Уже берег был рядом, но мы все никак не могли на нем оказаться. Я чувствовал, как у меня громко и часто бьется сердце. По-моему, я уже даже начал немножко задыхаться. Стало страшно. «Вдруг, — думаю, — утону?»
— Мы начали кричать… под водой, — вспоминает пятилетняя Карина. — Но этого не было слышно, и в горло попадала вода. Я уже почти захлебнулась… Все было, как в фильме. Сначала было очень весело и хорошо, а потом появился этот дядька, и стало очень страшно. Когда он схватил нас с Дашкой на руки, за нами побежала Дашина сестра, она просила нас отпустить. Но он ее не слушал. Он, по-моему, специально решил утонуть. Спустился на большую глубину, а нас с Дашкой продолжал держать. Мы решили вырываться.
— Крепко так держал, — подхватывает рассказ подружки светловолосая семилетняя Даша. — Я начала дергать его за руку, царапаться, толкать в грудь. Карина делала то же самое. Мы хотели освободиться, потому что он мог нас утопить.
— Вы умеете плавать? — спрашиваю у малышек.
— Нет, — в унисон ответили девочки.
— Но мы тогда об этом забыли, — объясняет Даша. — Не думали, что если окажемся на воде одни, начнем тонуть. Хотели освободиться от того дядьки. А когда у нас получилось, дядька куда-то исчез, а мы начали тонуть. Вода как будто засасывала вниз. Ну, в общем, это очень страшно. Ты бьешься руками и ногами, а вода все равно сильнее.
— Ты, Дашка, напомнила, и мне опять страшно стало, — говорит Карина. — Помню, Ярик подплыл, схватил меня, и я поняла, что теперь все будет хорошо. Он, знаете, сильный такой… Прямо как взрослый.
— А я все равно боялась утонуть, — качает головой Даша. — И боялась отпустить Васину руку, за которую держалась. На берегу мне стало плохо, я вырвала. Мама говорит, что это из-за того, что наглоталась воды.
— Мама вообще об этом узнала только вечером! — говорит Наталья, Дашина мама. — Вижу: дети пришли какие-то не такие. Дашка аж позеленела. Начала спрашивать, а старшая дочка говорит: так, мол, и так, односельчанин Миша чуть Дашку с Кариной не утопил. Я как сидела, так и упала. Больше никогда ее саму на пруд не отпущу, даже с сестричкой. Спасибо ребятам. Страшно подумать, что было бы, если бы не они.
— Да ладно вам, — отмахивается Вася Дмитренко. — Нашли героев. Мы в тот вечер еще пережили страх не меньше этого. Я уже говорил, что за опоздание дома должен был ждать выговор? Так представляете, не успел я обсохнуть, как этот выговор сам пришел на пляж. Оборачиваюсь, а за спиной мама. «Ну все, — думаю. — Приплыл».
— Перепуганная жена прибежала на пляж после моего звонка, — говорит Васин папа. — Я был на работе, когда мне позвонил знакомый и сказал, что на ставке утонул односельчанин Миша. А я-то знаю, что наш Вася там сутками пропадает. Звоню жене — точно, сына нет дома. Тогда она побежала за ним на озеро. «Мама, не ругай, — с ходу выпалил Вася. — Мы с Яриком девочек спасли». Жена не поверила. А на следующий день звонит председатель сельсовета: «Вы не могли бы прийти? К нам едут сотрудники МЧС, будут вашего сына награждать». Тогда-то отпали все сомнения.
К сожалению, мужчина, который потянул девочек в воду, действительно утонул. Водолазы нашли его только на следующий день.
— Когда девочки уже были на берегу, мы поняли, что дяди Миши нигде нет, — говорит Вася Дмитренко. — И опять бросились с Яриком в воду — пытались его найти. Жаль, так и не нашли. Так спасли бы всех троих.
— Вася Дмитренко и Ярик Клевицкий — большие молодцы, — улыбается главный специалист службы гражданской защиты в Белоцерковском районе Главного территориального управления МЧС в Киевской области Геннадий Кваша. — Страшно подумать, что было бы, если бы они не оказались в тот момент на берегу. Девочки могли захлебнуться в считаные секунды. За героический поступок мы наградили мальчиков символическим подарком — удочками. Ребята любят рыбачить, поэтому очень обрадовались.
— Вот только самим теперь ходить на пруд не получится, — вздыхает Ярик Клевицкий. — Когда бабушка с дедушкой рассказали обо всем родителям, они сказали, чтобы без них я теперь на ставок ни ногой. Жаль… Не знаю, может, они еще передумают. А?
*За героический поступок сотрудники МЧС наградили Васю (справа) и Ярослава удочками. Ребята любят рыбачить, поэтому очень обрадовались
P.S. За помощь в подготовке материала автор благодарит пресс-службу Киевского областного управления МЧС.
Фотопресс-службыКиевского областного управления МЧС