Надувные бассейны на пляже возле ужгородского ресторана «Венеция» сейчас спущены, насосы, подававшие в них воду, демонтированы. Однако в солнечную погоду здесь, как и раньше, очень много людей. Загорают на лежаках, плещутся в речке, вокруг бегают дети. Будто и не было никакой трагедии.
С мамой погибшей девушки мы встретились на террасе кафе.
* Кристина всего полтора месяца не дожила до своего 16-летия. Фото из школьного альбома
— Кристина была очень хорошей девочкой с доброй душой, — рассказывает Виктория Пинджоля. — И умница — побеждала на олимпиадах по французскому языку, мечтала учиться в университете на французской филологии. Детей очень любила, нянчилась с младшей сестренкой Женей, пока та маленькая была. Я дочек сама воспитывала. Работаю на двух работах, стараюсь изо всех сил, чтобы дети имели все необходимое. И вот за 15 минут дочки не стало
Накануне мы немного поссорились. Кристине через полтора месяца должно было исполниться 16 — возраст подростковый, вот она и пыталась проявить характер. Утром я велела детям заняться домашними делами и пошла на работу. После обеда Кристина позвонила и сказала: «Мамочка, я очень-очень тебя люблю! Прости, пожалуйста, что я тебя обидела. Мы с сестричкой сделали все, что ты говорила. Можно пойти с подружкой Сашей на речку?» «Кристина, ты наказана», — отвечаю. «Но мне бы так надо загореть». И я уступила. Никаких дурных предчувствий не было. А бабушка (ей 82 года) что-то чувствовала, не хотела, чтобы внучка шла из дому, дважды звонила ей, чтобы вернуть.
Где-то в 16.15 мне позвонила мама Саши: «Я тебя очень прошу, немедленно езжай к детям!» — «Куда?» — «На пляж возле «Венеции». Кристине плохо » Я попросила знакомого отвезти меня на набережную, подумав в первый момент: возможно, дочка перегрелась на солнце.
Когда врачи забирали Кристину в машину, дочь была без сознания. Кто-то сказал, что девочку ударило током от насоса, который закачивал из реки воду в надувной бассейн. Я тоже села в «скорую». В больнице Кристину пытались реанимировать, но через 15 минут один из врачей вышел и сказал: «Вашей дочери больше нет »
Я вернулась к «Венеции». Спрашиваю хозяина: «Кто ставил в речку насос?» «Не знаю», — отвечает. «Как не знаете? Должен же быть кто-то ответственный!» Очевидцы потом рассказали, что пока Кристине на берегу пытались оказать первую помощь, насос быстро вытащили, кабель свернули и унесли.
* «После дождя пляж возле «Венеции» пустой, однако в жаркую погоду здесь, как и раньше, многолюдно». Фото автора
Как погибла дочь, я узнала потом от Саши. Речка в этом месте очень мелкая, едва до колен. Девушки, позагорав, решили окунуться — зашли где-то до середины Ужа и стали возвращаться к берегу. Кристина шла впереди. У самого берега, где в воду был погружен насос, Саша почувствовала, что ноги пощипывает, и сразу увидела, как Кристина падает. Решила было, что подруга поскользнулась на камнях, бросилась на помощь, чуть коснулась ее и получила удар током. Потом мне сказали, что если бы Саша крепко схватила Кристину за руку, то тоже погибла бы.
Дочь вынесли на берег только после того, как отключили насос. Владелец ресторана убеждал милицию, что это не мог быть ток. Хотя уже есть заключение о причине смерти — поражение электрическим током. И знаете, что страшно? Там и дальше отдыхают много людей, бегают дети. У меня горе — я потеряла ребенка, так неужели нужно, чтобы еще кто-то оказался на моем месте?
Саша, подруга Кристины все еще в больнице, поэтому родители стараются ограничить к ней доступ журналистов.
— Дочка четыре дня провела в реанимации, — вспоминает отец девочки Анатолий Саенко. — Врачи обнаружили у нее нарушение работы сердца, вызванное действием тока. Этот диагноз опасен, не исключен даже летальный исход — я сам врач, поэтому разбираюсь в этом. Сейчас мы готовимся перевести дочь в областную детскую больницу для дальнейшего обследования и лечения.
Саша и Кристина — подруги еще с детского сада. За два дня до трагедии мы с женой и обеими девочками тоже отдыхали на этом пляже.
Когда Кристина упала и Саша стала звать на помощь, в речку бросились две девушки. Их тоже ударило током, но они успели отскочить. И только когда отключили насос, четверо взрослых мужчин вынесли Кристину на берег. Я в то время был на даче, но после звонка жены моментально приехал на набережную. Кристину уже увезла «скорая», а Сашу пытались опросить милиционеры. Она была в ступоре — два часа вообще не могла вымолвить ни слова.
Сейчас у дочки тахикардия, перебои в работе сердца. Кроме того, она пережила тяжелый психологический шок, испытывает страх и вину, будто и сама виновата в смерти лучшей подруги. Я написал в прокуратуру заявление с требованием привлечь виновных к ответственности. Мама Кристины тоже настроена решительно и не собирается оставлять смерть дочки просто так
После предварительной проверки выяснилось: электрический насос был подключен без заземления, поэтому ток попадал в воду. Прокурор Ужгорода возбудил уголовное дело по факту убийства по неосторожности (часть 1-я статьи 119 Уголовного кодекса).
— Мы направили ряд запросов в мэрию и другие структуры, — говорит заместитель начальника управления прокуратуры Закарпатской области Иван Косей. — Относительно обустройства пляжа на набережной разрешительные документы горсовета получены на летний период только прошлого, 2011 года. Насосы изъяты, электрическая установка, питавшая их током, зафиксирована. Назначены судебно-медицинская, криминалистическая и электротехническая экспертизы.
Арендатор пляжа возле ресторана «Венеция» старается избегать общения с журналистами: «Какие могут быть комментарии, пока нет выводов экспертиз?»
— Но вы, наверное, проводили внутреннюю проверку и пришли к каким-то выводам.
— Если две девочки шли вместе, одну ударило сильно, а другая почувствовала лишь пощипывание, это нереально — ток не может ударить по-разному. Ребята, выносившие пострадавшую из речки, ничего не почувствовали. Если получится, что был удар током, значит, однозначно виноват я. Потому что я владелец аттракционов, насосов и несу за них ответственность. Вот и все, что могу сказать