Житейские истории

«Аферист запросто мог заплатить за всю компанию в ресторане три тысячи гривен и спокойно наблюдать, как друзья прикуривают сигарету от его 100–долларовой купюры»

0:00 — 31 июля 2010 eye 423

Договорившись со знакомыми работниками коммерческого банка, предприниматель из глубинки оформлял кредиты от имени своих родственников, знакомых и совсем посторонних людей, которые даже не догадывались об этом

Представить, что к вам приходит судебное решение с требованием немедленно погасить задолженность по банковскому кредиту, который вы не брали, а через несколько дней — еще и предупреждение из исполнительной службы об описи имущества, можно разве что в кошмарном сне. А вот жителям Иршавского района Закарпатской области подобный кошмар пришлось пережить наяву. И все из-за того, что некоему молодому человеку, вообразившему себя суперпредпринимателем, понадобился стартовый капитал для начала крупного бизнеса.

«На полученные деньги предприниматель купил комбикормовый завод и сделал там ремонт»

Жертвами масштабной аферы с банковскими кредитами стали жители шести населенных пунктов Иршавского района, а ее организатором, по данным следствия, оказался 29-летний Александр из небольшого села Билки. Парень занимался мелким бизнесом — держал в райцентре магазинчик по продаже мобильных телефонов и мечтал раскрутиться. Начального капитала для этого не было, зато был кум — кредитный эксперт в районном филиале одного из коммерческих банков, а также хорошие отношения с управляющей банковского филиала. В результате договоренностей между этими тремя людьми и родилась схема получения больших денег.

- В то время банк предоставлял населению так называемые событийные кредиты до пятнадцати тысяч гривен, которые можно было получить хоть и под немалые проценты (28 годовых), зато по упрощенной схеме — без залога имущества и поручительства, — рассказывает заместитель начальника Закарпатского управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Сергей Россоха.  — По договоренности управляющая предоставляла Александру кредиты, оформленные на посторонних людей, за что получала с каждой сделки по сто долларов премиальных. Сообщники, естественно, не были наивными простаками, которые сами копают себе яму. Согласно их планам, на полученные деньги предприниматель должен был развить крупный бизнес и погасить все кредиты с процентами, так что реальные люди, на которых они были оформлены, ни о чем даже не догадались бы. Однако этим грандиозным планам не суждено было сбыться.

Первые «легкие деньги» появились в июне 2005-го. Сначала Александр оформил кредиты на жену, тещу и отца (который, кстати, находился в США), о чем их даже не известил. Дальше — на других родственников, знакомых и совсем чужих людей. Среди потерпевших оказались жители соседних и отдаленных от села Билки сел в возрасте от 18 до 65 лет — студенты, домохозяйки, пенсионеры…

Для оформления кредита, естественно, необходимы документы — копия паспорта, идентификационного кода и справка о доходах. Позже Александр рассказал, будто покупал эти данные у своего знакомого по 50 гривен, однако фамилию его назвать отказался.

В то же время потерпевшие объяснили, что никому из посторонних свои документы не давали. Большинство из них были зарегистрированы в Центре занятости или получали различные выплаты через тот самый коммерческий банк. Возможно, источник утечки информации, полученной из этих документов, следует искать именно здесь. До конца августа 2006 года Александр успел получить 141 кредит на общую сумму два миллиона 115 тысяч гривен. Можно лишь представить, сколько средств он освоил бы еще, если бы банк, выяснив, что упрощенные флэш-кредиты из-за большого процента невозврата по всей Украине наносят больше ущерба, чем приносят прибыли, не прекратил событийное кредитование.

Интересно и то, как предприниматель распорядился полученными средствами. В первую очередь он купил в Иршаве бывший комбикормовый завод и сделал там ремонт — поштукатурил стены, поставил металлопластиковые окна, починил дорогу. На все это ушло около

80 тысяч долларов. В помещении завода планировалось открыть цех по сборке мебели, производству металлопластиковых окон, а в перспективе — и начать бизнес по международным перевозкам. Параллельно Александр сделал дорогой ремонт, купил шикарную мебель и даже установил ворота с дистанционным управлением у себя дома (вся недвижимость предусмотрительно была записана на тещу). Дальше молодому парню, получавшему в день по 4-5 кредитов (а это 60-75 тысяч гривен), попросту говоря, вскружило голову, и он принялся сорить деньгами налево и направо.

Бизнесмен отдыхал в Египте и на Кипре, о чем его жена даже и не догадывалась

Как рассказали следователям знакомые Александра, он запросто мог заплатить за всю компанию в ресторане три тысячи гривен и спокойно наблюдать, как друзья прикуривают сигарету от его… 100-долларовой купюры. Несколько раз бизнесмен устроил себе отдых в Египте и на Кипре, о чем его жена и двое маленьких детей даже не догадывались.

Поскольку взятые кредиты необходимо было погашать каждый месяц, Александр пытался не только тратить, но и зарабатывать деньги. Однако фантазии у неопытного молодого человека без соответствующего образования хватило лишь на то, чтобы купить во Львове на сто тысяч гривен карточки пополнения счета мобильных телефонов и перепродать их на Закарпатье. Выручка от такой бизнес-схемы составляла от силы десять тысяч гривен, тогда как банку необходимо было возвращать в десятки раз больше.

До пуска завода, на который предприниматель возлагал все свои надежды, было очень далеко (следовало еще закупить оборудование, которое стоит немалых денег), поэтому последние месяцы кредиты брались лишь на то, чтобы погасить ими предыдущие.

Когда же банк неожиданно прекратил событийное кредитование, Александр оказался в ситуации, которую можно описать двумя словами — всe пропало! Имея небольшой запас времени, пока афера не раскрылась, предприниматель принялся лихорадочно одалживать деньги и погашать кредиты тех людей, которые могли доставить ему наибольшие неприятности — в первую очередь родственников правоохранителей и представителей власти. Всего из взятых 2 миллионов 115 тысяч он смог погасить 800 тысяч гривен, тогда как общая сумма невозвращенных кредитов (вместе с процентами и пеней за неуплату) достигла 6 миллионов 47 тысяч гривен!

Через несколько месяцев над Александром стали сгущаться тучи. Юридический департамент центрального офиса банка начал обращаться в суд с исками на должников. И суд в их же отсутствие принял закономерное решение о принудительном взыскании задолженности. Судебные решения, а вслед за ними и извещения исполнительной службы об описи имущества, стали приходить в села Иршавского района целыми пачками и вызвали у ничего не понимающих людей настоящий шок. Придя в себя и проконсультировавшись с адвокатами, они обратились в милицию. По факту мошенничества возбудили уголовное дело. Собирать показания потерпевших было непросто. Селяне, не искушенные в юридических тонкостях, часто воспринимали следователя как представителя банка, который явился отбирать их имущество. У некоторых не выдерживало сердце, и им даже приходилось вызывать «скорую».

Мошенник честно признавался пострадавшим в своих махинациях: «Не переживайте, я все верну»

- На главного подозреваемого вышли благодаря его же оплошности, — рассказывает старший следователь по особо важным делам УБОПа Павел Муровец.  — Не имея справок о доходах нескольких человек, он «заочно» устроил их к себе на работу и принес соответствующие документы в банк. Когда экспертиза установила, что справки написаны рукой Александра, отпираться уже не было смысла.

Слухи о том, что кредиты оформлял именно Александр, молниеносно распространились по селу, и некоторые потерпевшие начали приходить к своему обидчику, чтобы выяснить отношения. Тот честно признавался: «Да, это я оформил на вас кредит. Очень извиняюсь, мне нужны были деньги. Но вы не переживайте, я все верну… » От самосуда и мордобоя несостоявшегося бизнесмена спас только арест. Кроме показаний потерпевших и признаний Александра, следствию очень помог и кредитный эксперт, которому предприниматель обещал за труды проценты после пуска завода. Его причастность к преступлению также была очевидна. Согласно своим должностным обязанностям, эксперт должен поехать к каждому заемщику домой, чтобы осмотреть его имущество, убедиться в платежеспособности и даже побеседовать с соседями. Хотя сделать это он не мог физически, ведь в некоторые дни кредиты для Александра оформлялись на 15-20 жителей разных сел. Поняв, что отпираться от преступления нет смысла, эксперт предоставил сотрудникам УБОПа список всех подставных лиц, чем значительно облегчил расследование.

Зато управляющая филиалом банка сначала пыталась увильнуть от ответственности, утверждая, что просто подписывала подготовленные подчиненными документы, понятия не имея об афере. Но следователь установил, что именно управляющая давала указания кассиру выдавать деньги не тем людям, которые значились в кредитных документах, а Александру или кредитному эксперту. И тогда она отказалась давать показания, сославшись на 63 статью Конституции Украины (»Лицо не несет ответственности за отказ давать показания относительно себя, членов семьи или близких родственников»). В 2007 году женщина ушла из банка по собственному желанию. Очевидно, руководство не захотело увольнять ее за грубые нарушения, чтобы не создавать лишний ажиотаж вокруг и без того резонансного дела. Сейчас обвиняемая находится в больнице, из-за чего уголовное дело в отношении нее пришлось выделять в отдельное производство.

Зато материалы по Александру и кредитному эксперту уже поступили в суд. Двух сообщников обвиняют в мошенничестве, совершенном организованной группой, подделке документов и отмывании денег. Генеральная прокуратура Украины уже заявила, что это резонансное дело она будет лично контролировать.

После возбуждения уголовного дела в неофициальном разговоре с правоохранителями Александр признался: когда он понял, что не сможет рассчитаться с кредитами, то морально смирился с тем, что придется сесть в тюрьму лет на пять. Как видно, сам себе он отмерил не слишком много, ведь организатору преступной группы (именно в таком качестве проходит по делу несостоявшийся бизнесмен), как правило, дают максимальный срок, а статьи Уголовного кодекса о мошенничестве и отмывании денег предусматривают от пяти до двенадцати лет лишения свободы.