Популярному юмористическому дуэту «Кролики» исполнилось 25 лет
Закадычные друзья и коллеги Владимир Данилец и Владимир Моисеенко не так давно отметили 30-летие творческой деятельности. Но в этом году у народных артистов Украины еще один юбилей — 25 лет их дуэту «Кролики». Работая вдвоем, юмористы покорили не только украинских зрителей, но и стали любимчиками всего Советского Союза, гастролировали в Америке и Европе. Популярны они и по сей день. За Владимиром Моисеенко и Владимиром Данильцом прочно закрепилось прозвище «Кролики» (так назывался один из самых ярких их номеров). Как только эта миниатюра появилась на телевидении, поклонники на каждом концерте несли Владимирам игрушечных кроликов. В небольшом офисе артистов в центре Киева тоже есть несколько экземпляров: керамические кролики в текстильных одеждах — копии Владимира Данильца и Владимира Моисеенко, а также огромный мягкий кролик с автографами и пожеланиями.
— Этого славного зверька нам в 1997 году подарила Таечка Повалий, — рассказывает «ФАКТАМ» Владимир Данилец. — Теперь это наш талисман. На бенефисе во Дворце «Украина» в честь 30-летия нашего творчества кролик был одним из главных героев — сидел на сцене и «принимал» поздравления. Гости концерта писали на мягкой игрушке свои пожелания. Оставили автографы Александр Маршал, Валерий Меладзе, Лион Измайлов, братья Пономаренко…
Владимир Моисеенко: — За 25 лет совместной работы у нас накопилось огромное количество «кроличьих» сувениров. Нам приносили и присылали кроликов из всевозможных материалов: мягких, керамических, тряпичных, деревянных, металлических… Маленьких и огромных, даже живых. Также на концертах дарили и более оригинальные сувениры: морковку и капусту — синюю, белокочанную, цветную. Мы благодаря этому начали разбираться в тонкостях сельхозпродукции. Наши дети никогда не испытывали недостатка в игрушках, а жены — в свежих овощах.
— Живых кроликов куда девали?
— Пристраивали в хорошие руки. Никогда не употребляли мясо этих животных. Кормильцев не едят!
— У вас один юбилей следует за другим.
— Поэтому мы решили растянуть удовольствие. Чередуем. Чтобы не частить.
— В начале карьеры вы лет пять выступали по отдельности. Как получилось, что решили организовать дуэт?
— Мы всегда хотели работать вместе. Закончили эстрадно-цирковое училище, потом пошли в армию. Судьба нас разбрасывала, но мы все равно держали связь, работали в «Укрконцерте» каждый со своей программой. В 1987 году в «Укрконцерт» пришел молодой амбициозный режиссер Евгений Перебинос, и мы кинулись к нему. До этого везде, где только можно, тыкались-тыкались, но никому не были нужны, нас не видели как дуэт. А Евгений Перебинос поверил, что все получится. Наш первый совместный номер «Индийское кино» показал, что вместе мы что-то можем, людям понравилось выступление.
Владимир Данилец: — Но в «телевизор» нас в Украине не сразу приняли. Мы были молодые, инициативные, но никому не известные артисты. Просили: «Покажите нас, раскрутите». Накрывали нужным людям столы. Важные товарищи приходили, плотно кушали, обещали — и уходили. В Москве же мы никого не просили и не унижались. Просто показали свой номер в «Аншлаге» — и закрутилось. В один миг перед нами открылись все двери. Вот такой парадокс. И подобное происходило не только с нами. Сколько талантливых украинских артистов, художников, писателей оказываются не нужны своей стране. Даже не хочется вспоминать об этом. А теперь говорят: «Так це ж на-а-а-шi!..»
Владимир Моисеенко: — Это хорошо, когда говорят: «Це ж нашi». А то и «запроданцями москальськими» называют. Нам пришлось приложить много усилий, чтобы добиться того, что имеем сегодня. Гастролировали не только по большим городам, но и по маленьким селам. Как и все, возили с собой кипятильники, баночки, казанки. Вечером, как правило, все заведения закрывались, а кушать хотелось. Помню, заехали в гостиницу «Москва» в Целинограде (сейчас — Астана), заняли весь этаж и принялись готовить нехитрый ужин. Как только включили кипятильники, напряжение упало, свет сразу же стал тусклым. Иногда вообще пробки выбивало. Гастролировали мы «семьями». Я жил в одном номере с нашим бас-гитаристом. У нас были общие суточные, договаривались заранее, кто какие продукты берет. Так легче выкрутиться. Ведь на 2 рубля 60 копеек в сутки три раза проблематично поесть.
У нас и плитка своя была, и большой кипятильник, нагревающий целое ведро воды. Если удавалось раздобыть кипятильник мощностью в 1 киловатт 200 ватт, это было большой удачей — вода закипала за несколько секунд. Правда, у кипятильников был серьезный недостаток — взрывались, если вовремя не выдернуть из розетки. С помощью походной электротехники умудрялись варить картошку, макароны, кашу и суп с колбасой. На крышке от армейского котелка я даже жарил яичницу. Такое ноу-хау открыл для себя во время гастролей в славном городе Чернобае Черкасской области. Приехали туда, как обычно, очень поздно. Все магазины и заведения общественного питания закрыты. Из продуктов была только любительская колбаса и яйца. Я наковырял сала из колбасы и пожарил яичницу. Вкусно получилось.
— После того как отправились на вольные хлеба, стали зарабатывать больше и могли позволить себе более комфортные условия?
— Да мы всегда нормально получали. Проблема ведь в том, что купить особо нечего было. Востребованный артист, имеющий хороший репертуар, жил на широкую ногу. Вот у меня, выпускника училища со «второй категорией», ставка составляла 6 рублей 50 копеек за выступление. Немалые на то время деньги. За 10 рублей можно было сводить девушку в хороший ресторан. Графики тогда были очень насыщенные — по тридцать концертов в месяц. Я выступал вместе с партнершей, но наш дуэт распался, и мне ставку понизили до 5 рублей. Было чуть сложнее, но жили ведь.
— Приходилось искать дополнительный заработок?
— До того как попал в «Укрконцерт», подрабатывал грузчиком в овощном магазине. А в школьные и студенческие годы летом ездил в село к бабушке, где трудился на поливалке.
— Теперь лето можете посвятить отдыху?
Владимир Данилец: — Да какой тут отдых! Я только один раз искупался, а Володя — два. Окунулись в Волге во время гастролей в Самаре. Мы этого лета даже не ощутили еще. Все время на гастролях.
Владимир Моисеенко: — Зато зимний досуг даже не обсуждается — вся моя семья катается на лыжах. Уже пол-Европы объездили. Начали со Словакии, испытали склоны Швейцарии, Австрии, Италии, Андорры. Летом как-то времени не хватает на отдых. Раньше, когда сын был маленьким, проводили время в Крыму. Очень любим Новый Свет. Там такая прекрасная реликтовая роща и воздух. Снимали домик прямо на берегу моря. Пока жена готовила завтрак, мы с сыном бежали купаться.
— У вас еще и дочь есть, которая стала режиссером и сняла свой дебютный фильм.
— Лиза студентка, закончила второй курс. Картина снята в рамках учебы. О режиссуре пока речь не идет. Но у дочери есть много идей, которые хотела бы реализовать. У меня только совещательный голос, но не решающий. Ребенок имеет собственные мысли, понимает, как их воплотить в жизнь.
— Главную роль в своем фильме дочь доверила вам?
— Спасибо большое… В работе задействованы наши родственники: бабушка, племянники, а также друзья. Дочка создала фильм-настроение. Иногородний, то есть я, в столице. Он догоняет маршрутку, на ходу заскакивает в нее. Такой весь радостный, в светлом плаще. В киевской маршрутке он один оказывается в парадной одежде, с восторгом смотрит в окно, любуясь увиденным и улыбаясь на все 32. Остальные пассажиры одеты невзрачно, сосредоточены на себе. У них мрачные, озабоченные лица, и они смотрят на провинциала с подозрением. И тут он, проехав свою остановку, эмоционально кричит: «Стой! Стой!». Выскакивает из салона, а пассажиры невольно улыбаются. «Як тебе не любити, Києве мiй».
— Вы замечаете из окна автомобиля красоты Киева?
— Не всегда. Иногда мотаюсь по делам «на автопилоте».
— Это как?
— Такое состояние возникает после напряженного гастрольного графика. Вот недавно у нас были два концерта в Трускавце, потом фестиваль юмора в Юрмале, где провели двое суток в полной нервотрепке. Переживали, волновались, ведь сценки, с которыми собирались выступать, еще не обкатанные, не знали, как их воспримет публика. Подготовили сразу четыре новых номера. Один из них о том, как нашим гражданам выдают шенгенские визы. Также у нас появился новый герой (автор текста Лион Измайлов). Дедушка божий одуванчик приходит в магазин купить телефон и буквально убивает продавца своим вопросом: «У вас есть удлинитель для телефона с оперделителем?» Днем Юрмалу мы не видели, только ночью. После фестиваля приехали на два дня в Киев на съемки, потом — в Москву. Прилетев в Киев, от аэропорта до дома я ехал «на автопилоте». Даже не соображал, где нахожусь, пребывал в полусонном состоянии.
Владимир Данилец: — В поездках, особенно с длительными перелетами, пересадками, сменами часовых поясов не всегда сразу понимаешь, где находишься. В 1996 году мы впервые отправились на гастроли в Америку. Долго летели, с пересадкой в Париже. Устали очень. Когда прибыли в Америку, первым делом нас повезли в русский ресторан на Брайтоне. По киевскому времени это было три часа ночи. Выходим из машины — все горит яркими огнями, надписи на русском языке, везде слышится русская речь. В ресторане официанты обращаются к нам на русском, предлагают блюда русской кухни. В какой-то момент показалось, что мы не в Америке, а в Одессе. Только на следующий день осознали, где находимся. Побывали в Майами, Чикаго, Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне… Дали 12 концертов.
— Зрители были из эмигрантов?
— Конечно. Американцы ведь не понимают наш юмор, им это не интересно. У них другая, своя идеология. Кстати, очень патриотическая. Они страшно гордятся своей страной. Знают, если на американца в любой точке мира нападут, тут же прилетят спасатели, чтобы освободить соотечественника. Люди верят своему государству. Что характерно, наши, прожив там лет пять, становятся такими же. Гордятся тем, что живут в США.
— Вам не предлагали там остаться?
— А смысл? На самом деле мы там никому не нужны. Начинать все сначала? Еще не известно, что из этого выйдет. Как туристы мы были восхищены, но жить там не смогли бы. Я встретил в Америке своего знакомого из Ровно. Так душевно начинался разговор, но уже на седьмой минуте беседы он вдруг говорит: «Давайте какой-то бизнес вместе делать!» Деньги для них главная тема, они с ней засыпают и просыпаются. Мы же из другого теста, переделывать нас уже поздно.