Украина

Борис Ложкин: «Человек, который хочет заниматься каждый день чем-то новым, должен идти в медиа-бизнес»

15:55 — 27 июля 2012 eye 1149

Президент группы компаний United Media Holding рассказал, чего украинские издатели могут ожидать от глобального саммита мировой прессы, который намечен на сентябрь в Киеве

Пятнадцать лет назад — целая вечность: три сменившихся президента, пять парламентов и около десяти правительств — я брала интервью у только начавшего покорять Киев молодого харьковского издателя Бориса Ложкина. Он сравнивал себя с коллегой, Рупертом Мердоком, по высокому старту в молодом возрасте и на предложение сделать личный долгосрочный прогноз сообщил, что через десять лет станет крупнейшим отечественным издателем, а через пятнадцать заведет в Украину все главные мировые печатные бренды.

«Украинцы чаще, чем граждане любой другой европейской страны, меняют смартфоны»

— Борис Евгеньевич, то ваше давнее интервью обычно цитирую, как единственный известный мне долгосрочный прогноз, сбывшийся в Украине. Но это субъективная оценка наблюдателя со стороны. Как, по-вашему, план на три пятилетки действительно выполнен?

 — Да, конечно. Самые свежие бренды, которые будут выходить в Украине, — это популярные в мире журналы издательского дома Conde Nast: Vogue, Glamour, Architectural Digest, Conde Nast Traveller. Со следующего года мы начнем их издавать, и на этом, пожалуй, уже и остановимся — наш рынок будет более-менее заполнен.

— Как вы оцениваете потребности этого рынка? Украинцы действительно предпочитают мировые бренды?

 — Да, это уже сложившаяся традиция. В целом наша читательская аудитория по структуре потребления похожа на российскую и польскую, и это естественно для страны с таким географическим положением и историческим прошлым. Но по сравнению с другими странами, в том числе Россией и Польшей, мы читаем гораздо меньше.

Невероятное падение количества читающих людей по сравнению с 1991 годом я даже затруднюсь объяснить: то ли настолько снизился уровень культуры, образования, то ли доходы так сократились, что люди не могут уже позволить себе купить печатное издание. Или проблема в отсутствии среднего класса как основного потребителя газетно-журнальной продукции в соседних странах. А может, потенциальным читателям нужны новые предложения, соответствующие их потребностям?!

На эти вопросы должен дать ответ Всемирный газетный конгресс и Всемирный форум редакторов WAN-IFRA, который в сентябре соберет в Украине более двух тысяч ведущих редакторов и издателей большинства стран мира. Это событие, уверен, поднимет оптимизм украинских издателей, особенно региональных, покажет, что у издательского бизнеса есть будущее. Интереснейшие люди с уникальным опытом готовы им делиться, отвечать на вопросы, как поднять тиражи, как развивать медиа, привлекать именно своего читателя и рекламодателя.

— А как вы считаете, что есть и будет востребовано читателем в Украине?

 — В Украине сегодня востребовано то же, что и во всем мире: качественная журналистика, мультимедийность, интересные редакционные решения. Что любопытно, украинцы чаще, чем граждане любой другой европейской страны, меняют смартфоны. У нас это не просто средство связи, а некий атрибут, в том числе и для получения информации.

Поэтому в нашей стране проекты, связанные с мультимедийными платформами, должны быть даже более востребованны, нежели в других государствах. А по большому счету в Украине работают плюс-минус те же успешные решения, что и в Европе.

«На сентябрьском конгрессе будет, надеемся, проведен серьезный анализ медийного рынка по части свободных и перспективных ниш для издателей»

— Теоретики определяют журналистику как посредника между народом и властью. Выполняет ли она сегодня эту свою функцию?

 — Отчасти. И это как раз связано с вопросом индустрии. Журналистика ведь не существует сама по себе, в безвоздушном пространстве. Профессиональная журналистика неразрывно связана с медийной индустрией, способной оплачивать работу журналистов. Собственно, так в мире ведется уже несколько столетий, и ничего принципиально не изменилось. Особенностью же нашей страны является то, что компаний, которые относятся к медиа как к бизнесу, у нас очень мало. А ведь именно в медиа, работающих как приносящая прибыль индустрия, создается конкуренция, повышается уровень профессионализма журналистов. Нет индустрии — нет конкуренции.

— Что же, это наша традиция: олигарх, уже имеющий яхту и конюшню, обычно заводит и медиа. Причем его газета, журнал, сайт или телекомпания должны быть убыточными, тогда главный редактор чувствует зависимость и ведет себя соответственно. А прибыльному СМИ не нужен олигарх…

 — Это так, но не совсем. Мы, к сожалению, в этом вопросе сильно отстаем от России, причем лет на десять. У них олигархи владеют медиа, которые при этом являются прибыльным делом. Просто парадигма в голове изменилась. Они поняли, что прибыльное издание может обслуживать интересы корпорации, и делать это даже успешнее. У нас же нет этого понимания в принципе. От роста прибыли влияние издания не уменьшается, оно даже растет. Прибыльные медиа существуют совсем по-другому. Одно дело, когда главные редакторы понимают, что находятся на содержании в полном смысле этого слова и соответственно позиционируют себя, другое — когда те же самые люди производят продукт, приносящий прибыль. У них формируется совершенно иное чувство собственного достоинства и отношение к действительности. И, к слову, уважение к инвесторам не уменьшается, оно может даже возрасти.

— У вас часть изданий прибыльны, часть — убыточны, в итоге вы все-таки получаете прибыль? Как определяется оптимальное поведение на рынке СМИ?

 — У нас нет убыточных изданий. Но сейчас действительно новые медиа-проекты в подавляющем большинстве случаев обречены на неуспех. Причина — огромная конкуренция на рынке, причем во всех сегментах. На рынке деловых журналов слишком большое число игроков. Очевидно, что такого количества рынок не вынесет, часть проектов просто обречена на закрытие, но при этом 70-80 процентов изданий этого сегмента предпочитают влачить жалкое существование, будучи убыточными, без малейших шансов изменить ситуацию.

— Собственно, это побочный эффект той же моды на личное СМИ, ведь в бизнес-кругах принято заводить себе именно деловое издание.

 — Возможно, но в сегменте изданий для женской аудитории такая же конкуренция. Поэтому на нашем сентябрьском конгрессе и будет, надеемся, проведен серьезный анализ медийного рынка по части свободных и перспективных ниш для издателей. К рекомендациям стоит прислушаться, поскольку именно те, кто приедут к нам, и определяют повестку мировых медиа на ближайшие годы. Это профессионалы высочайшего класса, если хотите, законодатели медийной моды, лидеры мировой индустрии новостей — главные редакторы, делающие лучшие издания мира, такие как New York Times, Asahi, Frankfurter Аllgemeine, руководители крупнейших информагентств мира, творцы мнений и люди, которые знают, какими будут медиа в будущем.

«Восточная Европа, по мнению WAN, это одна из точек роста печатных СМИ»

— Почему местом проведения очередного конгресса был выбран Киев?

 — Мы долго и достаточно трудно убеждали WAN приехать в Украину. Возможно, сработал фактор известного славянского гостеприимства. Несколько лет назад был успешно проведен конгресс в Москве, известно, что вся наша инфраструктура достойно подготовилась к Евро, то есть нет опасений за качество приема в аэропортах и гостиницах. Да и Киев очень красивый, интересный город, в котором комфортно в сентябре. И, главное, Восточная Европа, по мнению WAN, это одна из точек роста печатных СМИ. Ведь когда говорят о близкой и неминуемой смерти газет и журналов, то смотрят прежде всего на американский рынок, при этом в Европе достаточно мест, где объемы печатных СМИ и количество их наименований стабильно растут.

Кроме того, аббревиатуру WAN начали расшифровывать несколько иначе: вместо слова newspaper — news, то есть не Всемирная газетная ассоциация, а Всемирная ассоциация новостей. Это дань времени, сейчас одну и ту же информацию распространяют разные носители, поэтому речь идет исключительно о производстве контента, который будет далее передаваться всеми возможными способами. Например, газета «Комсомольская правда» в Москве — яркий пример мультимедийности. У них в одном здании и в одной редакции производится контент для печатной версии газеты, для интернет-сайта, который доступен в том числе для всех видов мобильных устройств. Кроме того, в эфир выходит радио «Комсомольская правда», и те же самые журналисты выходят в эфир телекомпании «Комсомольская правда», передачи которой можно смотреть во всем мире по спутнику. Я сам наблюдал, как журналист, вернувшийся из горячей точки, едва успев дописать текст для печати, уже давал комментарии в прямом эфире и отвечал на вопросы телезрителей.

— Кроме отличной инфраструктуры, гостей конгресса смогут впечатлить в гостеприимном Киеве и пикеты возле Украинского дома против закона о языковой политике, и палатки сторонников находящейся в заключении Юлии Тимошенко…

 — Конгресс — это индустриальное, а не политическое событие. На нем не обсуждаются политические проблемы страны проведения мероприятия. Единственная сфера, которая интересует его участников, это свобода слова. Что касается свободы слова, то здесь в марте работала миссия WAN, она сделала свои выводы. Если говорить объективно, за последние полгода мы не наблюдаем фактов, касающихся печатных СМИ, которые свидетельствовали бы об ущемлении свободы слова. Поэтому считаю, что медийная Украина находится в неплохой форме.

— Ваш новый личный долгосрочный прогноз?

 — Я вижу UMH через 10-15 лет как сформировавшуюся мультимедийную компанию, одну из крупнейших в Восточной Европе. Новые издания продолжат появляться, но реже, будет сделан упор на развитие брендов и профессионального контента во всех его видах, в том числе телевидения и радио. Медиаиндустрия тем и хороша, что она нескучная. Человек, который хочет заниматься каждый день чем-то новым, должен идти в медиа-бизнес.

— А более глобальная перспектива на этот же временной отрезок?

 — В США медийный рынок страны контролируют пять компаний. И у нас их сформируется примерно столько же. Медиа будет представлять конгломерат носителей, доступных пользователям из любой точки мира: можно будет, не прерывая новостей, узнать подробности о любом упомянутом человеке, поиграть в игрушку, стать героем кинокартины.

Высокотехнологичные медиа дойдут до глубинки, ведь Украина очень компактна. У местной прессы поэтому прекрасные возможности и преимущества именно за счет местного контента. Местные новости всегда востребованы, и это та зона, на которую крупные игроки рынка не будут претендовать.