Культура и искусство

Крест, которым Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, 250 лет хранился в семье украинского казака

6:30 — 1 августа 2012 eye 3198

В Успенском соборе Киево-Печерской лавры открылась выставка этой реликвии

 — Широкая публика не знает, что в наших фондах хранится крест, которым в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил игумена и основателя Троицко-Сергиевского монастыря великого князя Московского Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой, закончившейся победой над полчищами хана Мамая, — говорит заведующий отделом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Константин Крайний. — У этой реликвии очень интересная история. После Куликовской битвы она хранилась в Москве в великокняжеской ризнице как святыня, символ победы в грандиозном сражении. Веря, что крест приносит воинскую удачу, царь Иван Грозный, отправляясь в 1552 году завоевывать Казань, благословил этим крестом свое войско и взял его с собой. По одной из версий, святыня была прикреплена к древку знамени. Поход завершился успехом и присоединением Казанского ханства к Московии. В Смутные времена (начало XVII века), наступившие после смерти Бориса Годунова, крест исчез. О том, где он находится, не было известно два с половиной века.

*О почти детективной истории креста рассказали Константин Крайний (слева) и Игорь Храненко

 — Куда же делся крест Сергия Радонежского? — спрашиваю у Константина Крайнего.

 — Вы, наверное, знаете, что в 1610 году польское войско и входившие в его состав украинские казаки заняли Москву. Царская ризница была разграблена, крест исчез. В поле зрения историков он вновь попал благодаря французскому инженеру и собирателю предметов старины Траншеру, который участвовал в строительстве железной дороги из Москвы в Киев в 1860-е годы и пополнял здесь свою коллекцию древностей. Как выяснил профессор Киевской духовной академии Владимир Завитневич, этот крест Траншер купил на Слобожанщине в казацкой семье, где реликвия переходила по наследству из поколения в поколение, и вместе с другими сделанными в Украине приобретениями вывез в Париж. Кстати, его коллекция отличалась исключительной тщательностью подбора экспонатов. Знаете, многие ценители старины скупают все подряд, в том числе подделки, но Траншер в этом отношении был весьма осмотрителен.

В Париже инженер встретил бывшего городского голову Киева князя Павла Демидова-Сан-Донато и продал ему коллекцию. Замечу, что князь Павел был первым в истории Киева избранным городским главой.

 — Фамилия у него необычная…

 — Он из рода знаменитых уральских промышленников Демидовых. А Сан-Донато — это название небольшого итальянского княжества, которое находится недалеко от Флоренции. Вместе с княжеским титулом его купил дядя Павла Анатолий Николаевич, женившийся в 1847 году на племяннице императора Наполеона принцессе Матильде де Монфор. У Анатолия и Матильды не было детей, поэтому титул князя и длинную фамилию унаследовал Павел, племянник Анатолия Николаевича.

*То, что для креста Сергия Радонежского изготовили серебряные оклады, говорит об особом его почитании

Кстати, отец князя Павла — Павел Николаевич — скончался вскоре после рождения сына. Его женой была бесприданница Аврора Шернваль, славившаяся не только красотой, но и тем, что два предыдущих ее жениха умерли перед свадьбой. Влюбившегося в нее Демидова это не остановило. В качестве свадебного подарка невесте он купил один из легендарных в истории Европы бриллиант «Санси» (11,046 карата). Интересно, что правивший в XVII веке английский король Яков I не смог позволить себе заплатить сразу всю сумму, поэтому купил драгоценность в кредит. Так вот, молодожен Павел Демидов дожил до рождения сына, но вскоре заболел и оставил службу, чтобы заняться лечением. Увы, врачи помочь не смогли — Павел Николаевич скончался через три года после свадьбы в возрасте 42-х лет.

 — Купив в Париже крест Сергия Радонежского, князь Демидов-Сан-Донато привез его в Киев?

 — Нет. Павел Павлович осел в Европе, где и умер, — говорит Константин Крайний. — Свою коллекцию завещал (по другой версии — продал. — Авт.) католическому монастырю в Риме. Вдова князя Елена Павловна рассудила, что эта реликвия должна храниться на родине, поэтому выкупила крест и остальные вещи из коллекции мужа. Сколько ей пришлось заплатить, к сожалению, неизвестно. Она подарила все это Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии. Его закрыли во время Первой мировой войны — опасаясь оккупации Киева немцами, экспонаты подготовили к эвакуации. В 1920-е их перевезли в Киево-Печерскую лавру — здесь планировалось создать новый музей на основе многих коллекций. Собственно, таким образом у нас и оказался крест Сергия Радонежского.

 — Приходилось читать, что его подлинность ставилась под сомнение.

 — Да, в XIX веке было немало скептиков, заявлявших, что это подделка. Тогда за проведение экспертизы взялись знаменитый искусствовед, академик архитектуры Адриан Прахов (возглавлял работы по раскрытию старинных фресок в Кирилловской церкви и роспись Владимирского собора в Киеве. — Авт.) и академик Николай Петров. Они пришли к выводу, что крест изготовлен не позже XVI века — времен Ивана Грозного. Об этом свидетельствует печать мастера Мюллера, сделанная на этом серебряном окладе. Есть еще один оклад — серебряный с позолотой, — изготовленный в XVIII веке, с надписью «Сим побеждай врага». Эту фразу произнес Сергий Радонежский, благословляя великого князя Дмитрия перед Куликовской битвой.

Историю этого креста до времен Ивана Грозного проследил уже упоминавшийся профессор Владимир Завитневич.

 — Кстати, преподобный направил в войско двух своих воспитанников Пересвета и Ослябю, — вступает в разговор преподаватель Киевской духовной академии Игорь Храненко. — Пересвету выпало в самом начале сражения на Куликовом поле сойтись в бою с богатырем из вражеского стана Челубеем. Они убили друг друга. Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых.

 — Сергий Радонежский вручил великому князю Дмитрию крест, которым благословил его на битву, — продолжает Константин Крайний. — Профессор Владимир Завитневич сравнил этот крест с другими крестами Сергия Радонежского. Оказалось, они очень похожи по форме и размерам, как и все распятия той эпохи, сделаны из дерева.

То, что для креста затем изготовили серебряные оклады, свидетельствует об особом его почитании. Показ этого раритета на Всероссийском археологическом съезде в Москве в 1890 году стал сенсацией.

 — Доказательством подлинности креста является и то, что на нем есть следы отверстий, которые были проделаны перед походом Ивана Грозного на Казань — с их помощью реликвию прикрепили на древко флага в качестве навершия, — замечает Игорь Храненко.

 — Иван Грозный пытался наследовать политику своего предка Дмитрия Донского, победившего Мамая на Куликовом поле, — подчеркнул Константин Крайний. — Мол, великий князь Дмитрий начал освобождение от ордынского владычества, а Иван Грозный завершил, завоевав Казанское и Астраханское ханства.

В нашей коллекции есть еще несколько очень ценных крестов. Например, преподобного Марка Печерника — монаха Киево-Печерской лавры, жившего в конце XI века. Также имеется подпрестольный крест, заложенный в основание Троицкой церкви в XII веке. Еще есть крест патриарха Иерусалимского Феофана III, который пришел в 1620 году в Украину, чтобы восстановить православную иерархию, упраздненную после Брестской унии.

Мы намерены в ближайшее время продемонстрировать эти реликвии. Нынешняя выставка приурочена к 20-летию предстоятельского служения главы Украинской православной церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»