Происшествия

56-летний мужчина чудом выжил под обвалившимися на него восемью(!) тоннами камней

6:00 — 1 августа 2012 eye 1176

В каких только переделках не побывал 56-летний житель Качковки Ямпольского района Винницкой области, сторож местной тракторной бригады Федор Чухрий! И тонул дважды, и на мотоцикле с моста падал! А однажды, пытаясь забросить на чердак мешок сахара, не удержался на лестнице и… приземлился на пол на этом же мешке сахара. Наверное, в экстремальных ситуациях Господь оберегает его от верной гибели. Жена Федора Нина сетует: уже сбилась со счету, сколько новых дней рождения может быть у мужа. Вот и в очередной раз Федор Васильевич чудом выжил.

«Помню, подумал: как хорошо, что чувствую боль. Значит, жив»

Супруги Людмила и Валерий Бежнар из Качковки забеспокоились, когда в их колодце сильно упал уровень воды. Даже ведро воды нельзя было набрать. Ведро ударялось о каменное дно колодца, и его возвращали наверх пустым. Вот и попросили кума Федора перенести камни от центра к краю колодца. Глядишь, и подземные источники активнее заработают, и вода прибудет. Колодец их, как, впрочем, и многие другие в Качковке, выложен, как здесь говорят, насухо, то есть бутовым камнем и без всякого раствора. А что камни, бывало, осыпались, супруги не видели в этом никакой угрозы для согласившегося помочь им человека. Тем более что Федор Чухрий, которого в селе называют мастером на все руки, уже не раз чистил этот колодец. В свой же собственный, тоже выложенный камнем, спускался даже без лестницы — по камням.

 — Спускаясь в колодец по веревочной лестнице с деревянными ступеньками-перемычками, я услышал какие-то странные приглушенные звуки, будто что-то потрескивало или посвистывало, — вспоминает Федор Чухрий. — Присмотрелся к каменным стенам колодца, и показалось, будто они дышат словно живые. Еще и крикнул стоявшему наверху Валерию, что камень в колодце неустойчив и может в любое время обрушиться. Мне бы тут же и выбраться из подземелья, ведь понимал, что находиться там опасно. Так нет же, хотелось выручить кума, вот и принялся собирать со дна колодца камни.

Вода чуть-чуть плескалась на дне. Я перенес к стене один камень, затем другой. Попросил Валерия чуть приподнять лестницу, нависавшую еще над одним камнем. Только привстал с камнем, как сверху с жутким грохотом прямо на меня полетели каменные глыбы. Я замер. Понял, что стою под уцелевшей стеной колодца, которая пока еще не осыпалась. Впрочем, несмотря на это, меня с головой забросало и зажало каменными глыбами. Какой-то камень больно упирался в правую щеку, и я лишь подумал: как хорошо, что чувствую эту боль. Значит, жив. Думаю: дай-ка чуть приподниму руку, чтобы сбросить этот тяжелый валун со щеки. Но не смог даже пошевелиться. Удивился, что на макушку ничего не давило. Как оказалось, от удара в голову меня уберегла лестница. Ее деревянная перемычка задержала огромную глыбу, которая образовала надо мной своеобразную крышу. А еще спасло то, что во время обрушения породы я стоял. Если бы, к примеру, нагнулся или сел, меня сразу же припечатало бы тяжеленными камнями ко дну колодца. Застыв, как солдат на посту, чувствовал себя словно в склепе. Темно, дышать трудно. Боялся, чтобы осыпавшаяся вместе с камнем земля не упала мне в нос или в рот — смахнуть ее не смог бы и задохнулся бы. Ведь зажало меня намертво.

— Такое даже трудно представить. Над вами — тонны камня, внизу — студеная вода.

 — К тому же в колодец я полез без рубашки, в одних шортах и резиновых ботах. Со всех сторон кололо и щипало. Ощущения не самые приятные, но я старался не терять присутствия духа. Впрочем, признаюсь, от ужасного холода чуть было не лишился чувств, а сердце так сильно билось, словно хотело выпрыгнуть из груди. Сил придавали шум и беготня наверху. Я ведь слышал, как кум Валера отчаянно зовет на помощь. Доносились разговоры — прибежал наш сосед Иван Черний, затем он залез в колодец и стал подавать обвалившиеся камни в ведре наверх. Потом пришел еще один односельчанин — Женя Оляновский. Теперь они трудились вместе, выгребая камень из колодца. Еще слышал, как приехали спасатели и один из них сменил Ивана, ведь находиться вдвоем в узком тоннеле колодца было невозможно. Кто-то отказывался забираться в колодец, объясняя, что глупо подставляться под этот камнепад, ведь у него двое маленьких детей. Периодически и спасатели, и наши односельчане окликали меня, наверное, чтобы убедиться, что я все еще жив. Я же подбадривал то ли их, то ли самого себя и бодренько отвечал, что жив-здоров и, если бы мне передали сюда теплую фуфайку и сняли камень со щеки, мог бы продержаться несколько суток.

«Чтобы вызволить пленника, необходимо было полностью разобрать колодец»

Тем временем работавшие на месте происшествия бойцы дежурного караула Ямпольской самостоятельной государственной части Ь 36 приняли решение выкопать у колодца котлован, чтобы обвалившиеся в колодце камни подавать также и через него, а не только через узкое входное отверстие в колодец. Рассчитывали, что таким образом работа пойдет активнее и пленника удастся быстрее освободить.

 — Мы пытались поскорее извлечь из колодца упавшие камни, но это оказалось трудной задачей, — рассказывает начальник Ямпольской пожарной части капитан службы гражданской защиты Евгений Снитко. — Представьте, только поднимаем каменную глыбу наверх — в ведре или привязанную за веревку, как в это время обшивка стен внутри колодца детонирует, и камни снова летят вниз… Наши бойцы, пытавшиеся добраться до пострадавшего, конечно, были в касках, в защитных костюмах, но они все равно рисковали жизнью. Честно говоря, опыта спасения человека из такой каменной западни, в которую превратился колодец, у нас не было. Поэтому очень пригодились советы жителя соседнего села Анатолия Каминского, который копает колодцы. Он объяснил: чтобы вызволить пленника, необходимо полностью разобрать колодец. Для этого мы вместе с сельчанами соорудили деревянную риштовку. Водрузили ее на колышки, забитые по кругу колодца, и осторожно снимали со стен сдвинувшиеся камни. Если камни падали вниз, то попадали на доски, а не наполовину заполненный ими более чем шестиметровый колодец. Осторожно снимая верхние слои камня, постепенно опускали риштовку вниз и снова удаляли нарушившуюся каменную обшивку толщиной около полуметра. Дело, конечно, хлопотное, зато над пострадавшим была воздушная подушка и камни на него больше не сыпались…

 — Я так рассердилась на мужа, ведь он обещал, что вернется домой через десять минут, но прошло два часа, а его все не было, — сокрушается Нина Чухрий, жена Федора. — Наши кумовья Людмила и Валерий Бежнар живут через несколько хат от нас. Ну, думаю, справился Федя с их поручением, и теперь вместе с ними выпивает чарку. Он такой: если кому сделает доброе дело, от угощения не откажется. Надо же, думаю, выпил и забыл, что нам сегодня еще идти на поминки… Мне как раз надо было на пастбище бежать, чтобы подоить корову. Удивилась, увидев, как быстро мимо меня пролетела «скорая». Подумала: наверное, медики к соседу спешат. Еще заметила, что люди о чем-то шушукаются. А тут подходит Зина Степанчукова и интересуется, знаю ли я, где мой Федя. Я отвечаю, мол, пошел к Валере колодец чистить. А она мне сообщает, что Федора привалило в колодце. У меня все поплыло перед глазами. Кто-то помог мне сесть на мотоцикл, и мы тут же покатили к Бежнарам.

У их двора собралось столько машин, тракторов, мотоциклов! Наверное, сельчане кто чем мог, тем и добирались сюда, услышав, что Федор попал в беду. Увидев, как дружно мужчины подавали из колодца ведра с камнем, побежала к колодцу, чтобы помочь им. Мне казалось, смогу вмиг выгрести этот камень! Но туда меня и близко не подпускали. Дежурившие во дворе врачи «скорой» дали мне успокоительное, измерили давление. Попросили взять себя в руки и ждать, пока мужа вызволят. Предупредили, если он услышит, как я здесь причитаю, ему там, под землей, будет еще тяжелее… Вот и держалась из последних сил.

— Вы слышали голос мужа из подземелья?

 — Когда я приехала, медики запретили ему говорить, чтобы берег силы. А накануне мне приснился такой странный сон. Будто мы идем с мужем по подвесному мосту, а Федя вдруг оступается и падает. Я кричу, чтобы выплыл, но так его больше и не увидела…

«У мужчины было переохлаждение, а сильный эмоциональный стресс привел к приступу стенокардии»

На протяжении десяти часов — с десяти утра и до восьми вечера — спасатели МЧС и жители Качковки пытались добраться к попавшему в каменный мешок Федору Чухрию. Вытянули его односельчане Вячеслав Черний и Сергей Пятковский. Еще в колодце мужчину, дрожавшего от холода, напоили горячим чаем. Затем, надев защитную каску и дубленку, зацепили спасательную веревку под руки. Федор стал сопротивляться, дескать, может выбраться из колодца самостоятельно по лестнице, точно так же, как и спускался. Увы, на это у него не осталось сил. Уже наверху, наблюдая, как медики бегут к нему с носилками, чтобы отнести в машину скорой помощи, мужчина неожиданно улыбнулся и поинтересовался: «А где же музыка? Не слышу!» Но когда среди обступивших его односельчан и спасателей увидел жену, детей и двухлетнего внука Кирюшу, не смог сдержать слез. «Видишь, кто тебя спас, и все эти люди, и наш малыш!» — только и смогла сказать Нина Чухрий.

 — Трудно поверить, что человека из этой ужасной каменной западни достали живым! — говорит заведующий Качковской амбулаторией Иван Кобыльняк. — У него было диагностировано переохлаждение, а сильный эмоциональный стресс привел  к приступу стенокардии. На коже по всему телу виднелись ссадины и ушибы, на голове — рубленая рана, а правая щека, в которую, как рассказал Федор, упирался камень, сильно отекла. В центральной районной больнице пациента обследовали, назначили курс общеукрепляющей терапии, приняли меры для предупреждения последствий стрессовой ситуации. Как потом ни просил Федор медиков, чтобы его отвезли домой, как ни демонстрировал руки и ноги — целые и невредимые, его госпитализировали в реанимационное отделение Ямпольской центральной районной больницы. В лечебном учреждении мужчину обследовали и полечили.

 — Надо же, чуть ли не все врачи больницы сбежались ко мне, чтобы помочь, да никак не могли поверить, что в их помощи я не нуждаюсь, — рассказывает Федор. — И травматолог, и хирург тщательно осмотрели меня. Ну, говорю, осматривайте, если так положено. За всю жизнь никаких таблеток не принимал, зачем они мне? Когда же в больнице предложили поставить капельницу, я ответил, что уж лучше бы дома сам себе что-нибудь накапал и полечился. В общем, две капельницы мне все-таки поставили. А через два дня я попросился домой, объяснив докторам, что чувствую себя здоровым и дома со своими родными восстановлюсь быстрее.

В Качковке все рады, что Федор Чухрий спасен. Ведь он в селе незаменимый человек. У кого какие проблемы — все бегут к нему. Соседке бабе Любе понадобилось подчистить ветки высокой сосны, так Федор тут же полез на дерево. Другие соседи позвали его, когда корова заболела, объевшись картофельных очистков, — Федор ее вылечил. Не составляет для него труда перекрыть крышу, выкопать погреб, заколоть свинью. В общем, все его в селе знают как трудолюбивого и порядочного человека. А еще полсела у Чухриев кумовья и крестники. Так что, узнав о случившейся с ним беде, односельчане вместе с сельским головой Михаилом Пасараром дружно бросились его спасать.

*Через несколько дней после произошедшего Федору Чухрию даже трудно поверить, что эти тонны камней обрушились на него

Приходят в себя от пережитого и супруги Бежнар, хозяева разрушившегося колодца. Говорят, спасавшие Федора люди выгребли из колодца три машины камней. Конечно, все прилагали усилия, чтобы быстрее вытянуть мужчину из колодца, но операция по спасению растянулась на целый день. Колодцу двадцать пять лет, говорят супруги, и они не знали, что он может стать ловушкой для спустившегося в него человека. По их подсчетам, на мужчину упало восемь тонн камней! Они благодарны всем, кто, рискуя жизнью, спасал пленника. А местные старушки, обсуждая тему чудесного спасения Федора, лишь вздыхают: и голод пережили, и войны, но никогда не слышали, чтобы колодец взял да обрушился.

 — Как только мне сообщили, что человека забросало камнями в колодце, тут же оставил все дела и примчался на место происшествия, — говорит колодезных дел мастер Анатолий Каминский (на фото справа). — Я несколько раз спускался в колодец, чтобы оценить обстановку и побыстрее помочь оказавшемуся под завалами человеку. Осмотрев колодец, очень удивился, увидев, что его стены сверху выложены в форме четырехугольника, который переходит в круг. Так не должно быть, ведь камни в колодце должны выкладываться равномерно по кругу, тогда они надежно удерживают один другой и никогда не обрушатся. Кроме того, на дне колодца должна быть установлена деревянная конструкция из бревен дуба или акации, которая поддерживала бы каменное сооружение. Такой конструкции в этом колодце тоже не оказалось. Нарушения во время строительства колодца и спровоцировали обвал камней в нем.

Хорошо, что операция по спасению пострадавшего окончилась благополучно. А мне ведь известны случаи, когда, оказавшись в каменной ловушке, люди погибали. Правда, те колодцы были глубже, поэтому и добраться к пострадавшим оказывалось труднее.

Как сообщили в пресс-службе территориального управления МЧС Украины в Винницкой области, кандидатуры Анатолия Каминского, а также двух спасателей, особенно отличившихся во время спасательной операции — сержанта Сергея Шевцова и младшего сержанта Дениса Лампигы, будут представлены для участия во Всеукраинской акции «Герой-спасатель года».

Фото автора