ЦИК начал регистрацию участников парламентских выборов, которые состоятся 28 октября
Членам Центральной избирательной комиссии сейчас не позавидуешь. До 18 августа ЦИК должен изучить документы, поданные для регистрации не только кандидатами-списочниками, но и претендентами-мажоритарщиками, а в общей сложности в 225 округах планирует баллотироваться порядка пяти тысяч кандидатов. До четвертого сентября Центризбирком должен утвердить форму, цвет и текст двух избирательных бюллетеней. В одном разместят список партий, в другом — перечень кандидатов-мажоритарщиков. Кроме того, именно ЦИК придется заполнять пробелы и устранять несуразности в избирательном законодательстве.
Чем нынешняя парламентская кампания будет отличаться от предыдущих выборов в Верховную Раду? Спасет ли от фальсификаций установление на избирательных участках веб-камер? Об этом и многом другом «ФАКТАМ» рассказал заместитель председателя ЦИК Андрий Магера, попросивший не переводить его имя на русский язык, что в виде исключения мы и делаем.
— В процессе подготовки к избирательной кампании обнаружилось много «прорех» в законе о выборах народных депутатов. В документе, в частности, отсутствует требование о внесении в бюллетень фамилии кандидата, и получается, что достаточно вписать только имя и отчество. Насколько такого рода казусы могут осложнить работу избиркомов и проведение выборов, если учесть, что вносить поправки парламентарии не собираются?
— Действительно, в законе о выборах народных депутатов много несоответствий положениям других нормативно-правовых актов. И в этом виновен не только парламент, но и Конституционный суд (КС), который, в частности, лишил украинских граждан, проживающих за границей, права голосовать за кандидатов, баллотирующихся в мажоритарных округах. Таким образом, была нарушена норма Основного закона о равенстве прав в независимости от места проживания. Кроме того, КС признал неконституционной статью избирательного закона, которая разрешала одновременное баллотирование в мажоритарном округе и по партийному списку. Но при этом судьи никак не отреагировали на статью закона, позволяющую Центризбиркому отменять регистрацию кандидата, который баллотируется по списку и по мажоритарной системе. На мой взгляд, подобного рода решения не украшают КС.
Что же касается отсутствия в законе требования о внесении в избирательный бюллетень фамилии кандидата, то, безусловно, этот вопрос будет Центризбиркомом урегулирован: при утверждении формы бюллетеня мы обязательно потребуем наличия фамилий соискателей депутатских мандатов. А как иначе избирателю идентифицировать кандидатов?
— Избирательный закон не запрещает одному и тому же лицу баллотироваться одновременно в нескольких мажоритарных округах. Какие действия предполагаются в случае обнаружения кандидатов- «многостаночников»?
— К сожалению, Центризбирком не имеет оснований отказывать им в регистрации. Субъекты избирательного процесса действуют в пределах, не запрещенных Конституцией или законом, а этот спектр достаточно широк. Поэтому не исключаю анекдотических ситуаций, когда тот или иной кандидат будет баллотироваться сразу в нескольких мажоритарных округах.
— На парламентских выборах 2006 года ЦИК зарегистрировал 45 партий и блоков. Во внеочередной кампании по выборам в Верховную Раду в
— Дело в том, что раньше партии, имеющие невысокий рейтинг среди избирателей, платили достаточно большой денежный залог и регистрировались, чтобы получить право участвовать в формировании избирательных комиссий разных уровней. Ни для кого не секрет, что таким образом маловлиятельные политические силы играли на стороне более сильных и состоятельных участников кампании, предоставляя им свои квоты в избиркомах. Иными словами, как отмечали СМИ, занимались своеобразным «заробiтчанством». Сегодня, чтобы получить право на участие в формировании всех без исключения избирательных комиссий Украины, той или иной партии достаточно выдвинуть одного кандидата в мажоритарном округе. Учитывая данное обстоятельство, а также высокий пятипроцентный проходной барьер, запрет на участие в выборах блоков и денежный залог в размере более двух миллионов гривен, который вернут только победителям, выдвигать кандидатов по общенациональному округу будут не более 15 партий.
— К Центризбиркому было много претензий по поводу определения границ некоторых округов, «нарезанных», по мнению экспертов, либо под электорат конкретных мажоритарщиков, либо же, наоборот, с целью размыть электорат популярных в той или иной местности политиков. Например, Черкассы, где в 2002 году было два округа, теперь поделен на три округа, причем с присоединением к каждому из них прилегающих сел. Сквирский район Киевской области также разделили между тремя округами. В Комитете избирателей Украины считают, что, наверное, некоторые мажоритарщики договаривались с отдельными членами ЦИК о границах округов. На ваш взгляд, при их «нарезке» имела место политическая составляющая?
— Каждый из членов ЦИК, закрепленный за тем или иным регионом Украины, готовил свои предложения по образованию округов. Я могу отвечать только за Житомирскую область и Киев. Никаких нареканий по Житомирщине не было. По столице действительно была допущена случайная техническая ошибка: один избирательный участок из
— Как вы считаете, раздача продуктовых пайков во время избирательной кампании — это подкуп избирателей или благотворительность?
— Это непрямой подкуп избирателей. Я бы нормально отнесся к раздаче продуктовых наборов, бесплатному предоставлению медицинских или юридических услуг, если бы их предоставляли лица, которые не собираются баллотироваться в парламент. Но если человек раздает подарки в том округе, по которому он регистрируется кандидатом в народные депутаты, у правоохранительных органов обязательно должны возникнуть вопросы к «благодетелю». Да и сами избиратели должны задуматься, нужен ли стране депутат, пытающийся пройти в парламент с помощью подкупа?
— На каждых выборах есть люди, не поддерживающие ни одну партию, ни одного кандидата. Теперь же графа, позволяющая голосовать против всех, упразднена. Как вы относитесь к данному нововведению?
— Действительно, ряд юристов считают, что отсутствие в бюллетенях граф «Не поддерживаю ни одного кандидата» и «Не поддерживаю ни одной партии» якобы сужает избирательные права граждан. Тем не менее во многих странах мира не существует такого негативного голосования. Лично я считаю, что избиратель должен ответственно подходить к выборам органов власти, формирование которых неизбежно в любом обществе, а не прятаться за графой, называемой в народе «Против всех», или вообще игнорировать голосование. Такой подход попахивает инфантильностью, когда взрослый человек старается представить себя несовершеннолетним ребенком, говоря, что выборы его не касаются и они ему не интересны. Полагаю, люди, которые не ходят на избирательный участок или голосуют против всех, просто бегут от ответственности. А ведь вся жизнь человека — это постоянные выборы. Мы выбираем вуз, выбираем, с кем создать семью, выбираем работу и место отдыха. И заметьте, что почти во всех случаях человек выбирает не идеальный вариант. Потому что идеального на самом деле не существует — есть только более приемлемый и менее приемлемый.
— Скажите, а как можно честному человеку победить на выборах, не имея ни денег, ни надлежащей раскрутки, ни влиятельных друзей?
— Да, в наших условиях это сделать сложно. Но у меня язык не повернется сказать, что — невозможно. Конечно, денежный залог в размере 13 тысяч 224 гривни для самовыдвиженца-мажоритарщика отнюдь не пустяк. Далеко не каждому среднестатистическому украинцу по силам собрать такую сумму. Поэтому, как мне кажется, необходимо предусмотреть альтернативный вариант для регистрации кандидатов в депутаты. В мировой практике известен такой механизм, как сбор подписей. При этом не нужно добывать десятки тысяч автографов избирателей, как у нас уже было когда-то, а достаточно заручиться поддержкой двух сотен депутатов местных советов, которые своими подписями засвидетельствуют авторитет кандидата в округе.
— В наших условиях за такую поддержку, наверное, тоже придется платить. Кстати, во сколько налогоплательщикам обойдутся нынешние выборы? С учетом установки на избирательных участков веб-камер, которые, по утверждению представителей Партии регионов, кроме самого процесса голосования, будут фиксировать еще и процедуру подсчета голосов?
— Во-первых, с помощью веб-камеры невозможно увидеть, что бюллетень, отпечатанный небольшим шрифтом, в котором стоит галочка за партию А, перекладывают в стопочку партии Б. И не стоит убеждать людей в том, что видеокамеры могут зафиксировать неверный подсчет голосов на избирательном участке. С помощью техники можно разве что заметить там чрезмерное скопление людей, запечатлеть какие-то противоправные действия, например драку... Во-вторых, мягко говоря, удивляет, как легко и быстро в бюджете нашелся почти миллиард гривен на установку веб-камер. Хотя более года назад ЦИК обращался в Кабинет министров с просьбой предусмотреть в государственном бюджете на 2012 год один миллиард 200 миллионов гривен для проведения очередных выборов народных депутатов. Нам тогда выделили 800 миллионов гривен, сообщив, что больше денег нет. И только после длительных, многомесячных писем и убеждений мы получили-таки недостающие для полноценного проведения избирательного процесса 400 миллионов гривен.
— Объединенная оппозиция «Батькiвщина» выдвинула осужденных Юлию Тимошенко и Юрия Луценко кандидатами в народные депутаты по партийному списку. Очевидно, что Центризбирком их не утвердит. Кому еще комиссия вправе отказать в регистрации?
— Принимая решение о регистрации или об отказе в регистрации, комиссия исходит из юридического статуса каждого из претендентов на данный момент времени. Напомню, что согласно Конституции народным депутатом может быть гражданин Украины, который достиг ко дню выборов
— Чем нынешняя парламентская кампания будет отличаться от предыдущих выборов в Верховную Раду?
— Дай Бог, чтобы я ошибся. Но, к сожалению, в связи с возвращением мажоритарной составляющей, думаю, на выборах значительно повысится уровень коррумпированности избирательного процесса. Округа ведь не большие: в каждом из них проживает от
Напомню, в 2004 году парламентарии, голосовавшие за пропорциональную избирательную систему, мотивировали ее введение необходимостью остановить коррупцию на выборах и уменьшить влияние административного ресурса. Разве сегодня эти негативные факторы ушли в прошлое, чтобы вновь возвращаться к мажоритарным выборам? Очевидно, что нужно было дальше развивать исключительно пропорциональную избирательную систему, вводить открытые региональные списки.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»