Житейские истории

«Хочу быть таким парикмахером, как Сергей Зверев»

5:00 — 9 августа 2012 eye 1456

16-летний воспитанник Днепропетровского интерната для детей, больных ДЦП, Володя Шестаков, у которого на каждой руке только по четыре пальца, стрижет, делает любые укладки, заплетает косички не хуже парикмахера-профессионала

Давно известно, что природа, обделяя человека физически, часто компенсирует этот ущерб чем-то другим: слепым дарует изумительный голос и слух, глухих наделяет художественным воображением... Днепропетровский дом-интернат для детей, больных церебральным параличом, — наглядный тому пример. Не знаю, есть ли в Украине другое подобное заведение, которое вырастило бы среди маленьких инвалидов столько признанных талантов.

Наша газета неоднократно писала о художнице Наташе Николенко, которая рисует зажатой в зубах кисточкой. Она лауреат премии «Гордiсть країни». Сейчас Наташа готовит персональную выставку. Паралимпийской чемпионкой по пауэрлифтингу стала Лида Соловьева — маленький человечек, наделенный удивительной добротой и недюжинной силой. Ее судьбу повторила и Маша Копейка, завоевавшая недавно бронзовую медаль на международном турнире в Дубае.

Дети на колясках танцуют и играют в регби, скрюченными пальчиками плетут из бисера и рисуют петриковские узоры, становятся известными спортсменами, компьютерными гениями и просто востребованными, грамотными работниками. Поэтому талант 16-летнего Володи Шестакова, родившегося только с четырьмя пальчиками на каждой руке, здесь воспринимают как дело совершенно обычное: «Он просто наш личный парикмахер».

«В восемь лет парнишка уже шарфик себе связал»

Своего дефекта Вова Шестаков очень стесняется, особенно при посторонних. Испуганно втягивает руки в длинные рукава и обижается, когда просят показать. Поскольку левая рука почти на 15 сантиметров короче правой и на каждой руке только по четыре пальчика — слабеньких и тонких, то его хитрость вполне удается. Кистей не видно, и парнишка выглядит вполне здоровым и красивым: широкоплечий крепыш с белоснежной улыбкой. О своей маме, которая отказалась от него в роддоме, увидев отсутствие больших пальцев на руках, мальчик даже говорить не хочет. Да и что он может о ней знать?

Его первые воспоминания связаны с Днепродзержинским детским домом. Но там таланты ребенка еще не проявились. А вот в Днепропетровском детском доме-интернате, куда Вовка попал в шесть лет и стал учиться в школе, у него просто глаза разбежались от возможностей и предложений.

— У большинства наших питомцев поражены конечности, поэтому очень много внимания мы уделяем развитию моторики рук — это улучшает и обучаемость деток, — рассказывает психолог Надежда Вертипорох. — Но вначале, как правило, больных детей приходится заставлять: когда что-то не получается, они сердятся, плачут, отказываются от занятий. Помню, когда привезли шестилетнюю Наташу Николенко, нашу художницу, она даже говорить не умела, лежала на каталочке практически без рук и без ног: самая тяжелая группа инвалидности, необучаемая. И только плевалась, чтобы высказать свое несогласие. Но педагоги в любую погоду тащили ее возик на веревке в школу, расположенную на горке. И все-таки «вытащили» эту девочку: она научилась читать и писать, шила и вышивала, держа иголочку в зубах, потом начала рисовать.

С Володей совсем другая ситуация. Мальчик просто горел желанием всему научиться. Успевал и в кружок по бисероплетению, и в студию оригами и квилинга, лепил из пластилина, изучал петриковскую роспись. Что-то не получается — заплачет, убежит, а потом смотрю — опять вернулся. В какую аудиторию ни загляну, везде Вовка сидит и корпит над поделками, напрягая больные ручки и высунув от усердия язык. В восемь лет даже шарфик себе связал.

Видно, от природы ему дано много талантов. И каждый год проявляются все новые. В младших классах захотел танцевать. Вместе со своей ровесницей Оксаной Козиной, с которой еще вместе в Днепродзержинском детдоме был, начал заниматься бальными танцами, и пара стала лауреатом Всеукраинского фестиваля «Схiд-Захiд-Вест». У девочки протез вместо ноги, но Вова так ее вел в танце, носил на руках, что это было даже незаметно. Кстати, у Оксанки недавно нашлась мама, и мы очень рады за нее.

Возможно, Володе тоже очень хочется, чтобы мама узнала, какой он способный. Но в этом желании он никому не признается. «Да ну, — машет рукой, — я не горю желанием ее увидеть. Просто рад за Оксанку, у нее очень хорошая семья». А сам прячет глаза, в которых не скрыть тайную обиду.

В младших классах парнишка увлекся вокалом. Голос у него, по утверждению педагогов, просто потрясающий и слух идеальный. На всех интернатских концертах и конкурсах самодеятельности его номер — гвоздь программы. К тому же он неизменный ведущий всех детдомовских торжеств и диджей на дискотеках. На сцене себя чувствует как рыба в воде.

— Шестаков просто врожденный лидер, — хвалит воспитанника Надежда Ананьевна. — Малыши за ним хвостиком ходят. За две минуты на любое мероприятие может их организовать. Сказал: «Пошли петь в караоке!» — детишки бросают все дела и за ним. Он в группе, где дети от 11 до 15 лет, по возрасту его уже надо бы переводить в старшую. Но маленькие плачут: «Не забирайте у нас Вовку». Даже не знаем, что делать...

Можно понять воспитателей, для которых все дети талантливы. Но недавно на один из концертов пригласили спонсоров, и те тоже поразились, как такого светлого, талантливого ребенка родители могли бросить из-за отсутствия двух пальчиков на руках. Одна из гостей, Марина Григорьевна, даже посоветовала Вовке поступать после школы в училище культуры на режиссера эстрады и зрелищных мероприятий. «А учебу я обещаю оплатить», — сказала она. Но Шестаков свой выбор еще не сделал. Тем более что у паренька появилось новое увлечение.

Когда начал ломаться голос, занятия вокалом и выступления пришлось отложить до лучших времен. Но Вова без дела сидеть не привык. Услышав слова воспитателя о том, что малышей перед поездкой на море неплохо бы подстричь, да вот детки ходят плохо, поэтому парикмахера придется вызывать в интернат, он аж подпрыгнул: «А давайте я постригу!» Мальчишек он подстриг наголо. А вот девочки лишаться волос не захотели. В общем, все маленькие клиентки остались довольны. Тем более что Вовка уложил прически феном, придав им некое подобие укладок.

Слава о новом увлечении Шестакова прокатилась по всем группам, и уже на следующий день он проснулся знаменитым.

«Вова каждый день вытряхивает из копилки мелочь — заработанные в парикмахерской чаевые, чтобы купить своей кошке дешевой рыбки»

— Самое интересное, что я до этого никого не стриг, но мне очень понравилось, — не скрывает гордости новоиспеченный мастер парикмахерского дела. — У меня теперь каждое утро начинается с причесок, девчонкам же хочется быть красивыми. Правда, за день не успеваю всех обслужить, так что приходится ставить клиентов в очередь. Мне больше нравится работать с длинными волосами — косички заплетать, укладывать локоны.

Наблюдая за Вовиными экспериментами, педагоги вначале и не помышляли в них участвовать, ведь рядом с детским домом прекрасный салон красоты «Василиса». Но одной из воспитательниц — Татьяне Александровне — однажды срочно понадобилось сделать прическу. И тут она вспомнила о Шестакове. Вовка волосы воспитательнице подровнял, уложил феном, побрызгал лаком. В общем, сделал все по высшему разряду. Когда в следующий раз Татьяна Александровна пришла в салон на стрижку, парикмахер спросил: «Кто это вас стриг? Чувствую руку мастера!» Пришлось Татьяне Александровне рассказать о воспитаннике...

В салоне красоты «Василиса» на улице Каверина много лет работает потомственный парикмахер Алла Васильева вместе с дочкой Ольгой. Вся округа стрижется здесь, красится, делает прически и маникюр, словом, репутация у салона очень хорошая. В расположенный неподалеку дом-интернат они и раньше часто заглядывали: на Рождество приносили всем деткам угощенье, на Пасху — куличи, собирали одежду и игрушки среди знакомых, а к выпускному балу всегда делали девочкам красивые прически. И тут нате вам — конкурент объявился!

Оля уже на следующий день отправилась знакомиться с самородком. Вова встретил мастера восторженно. Смущенно пряча кисти в длинных рукавах, стал демонстрировать свое умение. «Хочешь, я тебя поучу?» — спросила Ольга. Не веря своему счастью, он только кивнул. — «Тогда собирайся, пойдем к нам в парикмахерскую».

— Вовочка — на удивление способный ученик: все приемы просто на лету схватывает, — с восхищением говорит о своем подопечном Ольга Васильева. — Как ему это удается с четырьмя пальчиками и слабенькой рукой, я понять не могу. Попробовала как-то сама удержать расческу или фен без большого пальца, так это просто невозможно! А он такие чудеса выделывает, особенно когда плетет косички. Просто диву даешься. Мне как-то постоянная клиентка позвонила, хотела записаться на прическу из косичек, я ответила: «Приезжай, тут мальчик лучше меня сделает». Абсолютно спокойно могу на него положиться.

У Вовы какой-то особый талант понимать природу волос — паренек словно играет с ними, и они подчиняются его рукам. Причем мне не приходится показывать дважды — Вова с первого раза все делает сам. Я крашу клиентку — он кисточку из рук вырывает: «Я помогу!» Чуть мусор какой на полу появился — уже подметает. Мы с мамой часто берем его к себе на дачу, так Вова и там работу просто из рук вырывает. И готовить ему хочется научиться, и шашлыки жарить, и урожай собирать...

Думаю, из него очень хороший стилист получится, он и сам мне признался, что хочет быть как Сергей Зверев. Видели бы вы, как он плетет косичку — от макушки змейкой по затылку. Настоящее произведение искусства! Такое не каждый опытный мастер сможет.

Оля с мамой уже подарили Шестакову весь парикмахерский инструмент: щетку, расческу, филировочные ножницы, заколки. Сейчас подбирают фен, чтобы был мощным и достаточно легким, с небольшой ручкой. Пока в школе каникулы, Вовка с утра до ночи пропадает в парикмахерской. Но о выборе профессии еще не думал. Считает, что успеет определиться в выпускном классе (в интернате двенадцатилетнее обучение).

— На самом деле выбор у наших выпускников не так уж и велик, — сетует интернатовский психолог. — Практически у всех тяжелая группа инвалидности, а в Днепропетровский учебно-производственный комплекс, где есть профессии для проблемных ребятишек, колясочников, например, не принимают. Нет там ни пандусов, ни обслуживающего персонала. А ведь эти дети нуждаются в посторонней помощи.

Но пока Шестаков чувствует себя вполне комфортно. У него уютная комната на троих с хорошими друзьями Никитой и Андрюшей. Есть кошка Маська, которая ест только рыбу и мясо, поэтому забот с ней хватает. И даже стол с компьютером и копилкой, где хранятся заработанные в парикмахерской чаевые. Вова каждый день вытряхивает из нее монетки, чтобы купить кошке дешевой рыбки.