Народный артист России, отметивший свое
На Дни Ханжонкова, традиционно проходящие в августе на родине основателя отечественного кинематографа, в Макеевку (Донецкая область) приехала группа известных киноактеров. В их числе — народный артист России Юрий Назаров, недавно отметивший
— Я хотел, как Горький, пройти «свои университеты», — объясняет Юрий Назаров. — Опыт, полученный на строительстве, впоследствии пригодился во многих фильмах. Я понял: когда в отечественных «производственных» фильмах показывают, как на «чужака» в коллективе все набрасываются, — это неправда. Лично я никогда не видел такого. Там, где люди трудятся, есть своя нравственная константа.
Однажды, работая на лебедке, Юрий Владимирович залюбовался рассветом в казахской степи и... чуть не уронил пятитонную бадью с промерзлой землей на своих товарищей, которые работали внизу.
— Меня не то что матом никто не покрыл, дурного слова не сказали в мой адрес, — улыбается собеседник. — Прораб лишь выдохнул: «Тебе только в артисты идти». Такое не забудешь...
*Образ мариупольского шофера, отца главной героини в нашумевшей картине «Маленькая Вера», которого сыграл Юрий Назаров, был признан лучшим воплощением социального типажа (кадр из фильма, 1988 год)
В фильме Андрея Тарковского «Зеркало» Назаров играл контуженного военрука. Тарковский рассказал актеру, что якобы в его школьной жизни была реальная трагическая история с учителем, которому подростки-школьники подложили боевую гранату, и он спас их ценой собственной жизни.
— Я же сначала пытался играть моего школьного военрука — кстати, тоже контуженного ветерана, но мой образ Тарковскому не подошел, — вспоминает Юрий Назаров. — Он видел эту роль по-своему.
Работа с великим режиссером, по словам Юрия Владимировича, заставила его понять, что актер лишь материал в руках режиссера, как, впрочем, и исторический фактаж.
— В «Андрее Рублеве» Тарковский ввел своих персонажей — князей-близнецов (этих героев я и сыграл). Тексты ролей режиссер писал сам, и каждая фраза имела огромное значение. Вспомните, как смертельно раненный князь-предатель, полакав из лужи, словно собака, испускает дух на руках у Андрея Рублева со словами: «Господи, кабы не власть эта проклятая, как бы я любил брата!»
Тарковский из тех режиссеров, которым не отказывают... Жаль, что мне не удалось исполнить главную роль в фильме, который Андрей Арсеньевич планировал специально для меня и Ивана Лапикова. Я должен был играть дезертира, а Лапиков — моего отца, который прячет сына долгие годы. Увы, задуманное не воплотилось, так как Тарковский уехал работать за рубеж. Здесь работать ему не давали.
— Скажите, вам часто приходится отказываться от ролей?
— Да, если предлагают сценарии о том, как «СССР завоевывает весь мир». В одном случае я должен был играть советского генерала, который высаживается с войсками в США. Но поскольку неудобно перед мировым сообществом сразу появляться в США, то сперва СССР насылает на Америку... цунами. (Смеется.) А уж потом приходят советские миротворцы с гуманитарной помощью. Другой сценарий, где мне также отводилась роль генерала КГБ, был еще фантастичнее. Я должен был играть надсмотрщика над идеальными рабами, которые опять-таки призваны были помочь СССР завоевать весь мир. Идеальных рабов собирались получить путем скрещивания русской бабы, известной своими работоспособностью и терпением, с... гориллой. Я, отказавшись, все же перепугался — а вдруг и правда такое может быть? Позвонил своему школьному другу, лауреату Ленинской премии Эрнесту Малыгину, доктору биологических наук. Он меня успокоил: «У лошади с ишаком может получиться мул, а вот у гориллы с бабой ничего не получится».
— Ну а в голодные времена перестройки, наверное, не перебирали сценариями?
— Тогда предпочитал работать в другой сфере. Сбережения, собранные на покупку квартиры, после денежной реформы 1992 года резко уменьшились, и мы их решили просто проесть. Сын помог мне устроиться грузчиком. Я работал с китайцами, и они меня хвалили: «Он работает прямо как китаец!»
— В свое время фильм «Маленькая Вера» стал знаковым еще и потому, что в нем впервые в отечественном кинематографе были показаны откровенные сцены. И оказалось, что в СССР секс все-таки есть...
— А сейчас это вообще норма. Даже в пьесах Ибсена и Чехова современные режиссеры стараются показать половой акт. Без этого, мол, никак! — с возмущением отмечает Юрий Назаров. — Вот только странная закономерность: раньше «секса не было», а рождаемость росла. А теперь секс везде присутствует, но рождаемость почему-то убывает...
Фото автора