Центризбирком зарегистрировал избирательные списки фаворитов предвыборной парламентской кампании — Партии регионов и Объединенной оппозиции «Батькiвщина».
Большинство ведущих украинских политологов, проанализировав эти списки, отметили, что главное отличие будущих парламентских команд Партии регионов и объединенной оппозиции проявилось еще на этапе их формирования. Если «Батькiвщина» делала все, чтобы как можно раньше обнародовать фамилии своих выдвиженцев, то списки кандидатов от Партии регионов оставались загадкой до момента подачи документов в Центризбирком.
«Оппозиция вынесла на обсуждение список, по крайней мере, первую его часть. Затем во время съезда „Батькiвщини“, на котором состоялось утверждение кандидатов, люди увидели, за кого им предлагают голосовать. В Партии регионов этого не было, даже делегаты „регионального“ форума не имели на руках списка кандидатов. Зато было ощущение дежавю советских времен. Но и в СССР не могли бы проголосовать за список, который никто не видел. Между этими двумя политическими силами — огромная разница с точки зрения публичности и демократичности», — считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
С данной точкой зрения согласен и президент Аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов. «Формирование списков Партии регионов и объединенной оппозиции проходило в различных режимах и по совершенно разным критериям. Если оппозиция пыталась формировать их открыто, и даже опубликовала фамилии части претендентов в кандидаты до их формального выдвижения на съезде, то Партия регионов сформировала списки в закрытом режиме. Даже делегаты съезда „регионалов“ голосовали, по сути, „за кота в мешке“, — отметил эксперт.
При этом вторым важным отличием двух лидирующих в предвыборной гонке политических сил эксперты считают наличие новых людей в списках. Если реестр кандидатов от Партии регионов практически идентичен по составу с избирательным списком образца 2007 года, то более трети кандидатов от оппозиции впервые баллотируются в Верховную Раду.
„С одной стороны, „Батькiвщина“ сделала ставку на проверенных бойцов, которые за два с половиной года выдержали и давление власти, и соблазны, и не перешли на сторону власти. Но любая социология показывает общественный спрос на обновление команды, и „Батькiвщина“ новыми именами этот спрос удовлетворила“, — считает политтехнолог Олег Медведев. Он назвал список Партии регионов „закрытой кастой“, в которой нет никакого обновления».
О том, что список «регионалов» абсолютно статичен, заявляет и научный директор Школы политической аналитики при НАУКМА Алексей Гарань.
«У оппозиции не идеальный список, но все познается в сравнении. В списке Партии регионов вообще нет никакого обновления: представлены те же люди, которые баллотировались раньше, только они перетасованы в соответствии с результатами внутрипартийной борьбы. В свою очередь у оппозиции мы видим много новых лиц, представителей областных партийных ячеек, которые тянут лямку на местах. К ним, конечно, тоже возникают вопросы, их никто не знает, но на то они и новые лица», — отметил Алексей Гарань.
Политологи заметили также, что в списках Объединенной оппозиции «Батькiвщина» стало куда меньше людей из так называемой группы риска — состоятельных бизнесменов, которые финансово поддерживают избирательную кампанию, однако после прохождения в парламент не считают своим долгом хранить верность партии.
«Было много прогнозов, что „Батькiвщина“ наберет в свой список „оранжевых олигархов“. Их и в помине нет: избирательный список объединенной оппозиции не ассоциируется с бизнесом. И это выгодно отличает „Батькiвщину“ от реестра кандидатов ее главного конкурента, который в большей степени совпадает с рейтингами самых богатых людей Украины, обнародованными несколькими журналами», — отмечает политтехнолог Олег Медведев.
Кроме того, Алексей Гарань напомнил, что на президентских выборах 2010 года Партия регионов позиционировала себя как команда профессионалов и реформаторов.
«По поводу программы реформ вопрос до сих пор остается открытым. Зато в нынешнем предвыборном списке „регионалов“ — масса людей, совмещающих крупный бизнес и политику и имеющих в связи с этим огромный конфликт интересов. Кроме того, „регионалы“ не прошли критериев движения „Чесно“, большинство народных депутатов из фракции правящей партии очень редко появлялись в Верховной Раде, а когда присутствовали на заседаниях парламента, то голосовали за себя и того парня, выполняя роль кнопкодавов», — говорит политолог. При этом Алексей Гарань признал, что и в оппозиционном списке присутствуют бизнесмены, однако, по его мнению, «здесь больше шансов, что они будут работать в парламенте».
Эксперты также проанализировали профессионализм кандидатов в депутаты обоих списков. Директор Международного института демократий Сергей Таран считает, что о профессиональной состоятельности выдвиженцев Партии регионов можно судить по нынешней социально-экономической ситуации в стране. «Достаточно посмотреть на состояние экономики, на то, как в Украину идут инвестиции, на условия ведения бизнеса — когда предпринимательством может заниматься только тот, кто лоялен к власти», — подчеркнул эксперт.
По мнению директора Социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, тот факт, что Партия регионов включила в список известных артистов — говорит не в ее пользу.
«Появление писателей и певцов целыми семьями — это плохая тенденция. Это говорит о том, что политики пытаются спрятаться за фамилиями известных людей. Можно спорить о списке оппозиции, но то, что она включила в него только профессионалов и политиков — это правильно», — резюмировал политолог.
Раскритиковали эксперты и наличие в списке Партии регионов родственников партийных лидеров. «Там — сын Президента, сын премьера, — заявил политолог Игорь Жданов. — В то же время позиция Юлии Тимошенко была категорической: не включать в список ни Женю Тимошенко, ни ее тетю Антонину Ульяхину. Это было требование не только Тимошенко, но и общественности. И оппозиция к нему прислушалась», — отметил эксперт.