Перед лондонской Олимпиадой, гуляя с семьей по Симферополю, Александр Усик зашел к знакомому парикмахеру и попросил сделать ему прическу, как у казака, — с чубом-«оселедцем». Мастер удивилась и переспросила: «Саша, ты уверен?» На что он сказал: «Да, я так хочу».
А после победного боя с итальянским боксером Клементе Руссо Александр прямо в ринге сплясал гопак и пронес украинский флаг. Поднявшись же на чемпионский пьедестал, взмахнул воображаемой саблей...
— Саша, на церемонии награждения ты — один из немногих олимпийцев — подпевал при исполнении гимна Украины.
— Я действительно горжусь, что родился и вырос в Украине. Когда сошел с трапа самолета, первое, о чем подумал: «Как же хорошо дома!» Здесь даже дышится легче, тут все свое. И неважно, где ты — в Киеве или Симферополе. Это все Родина. Родителей не выбирают, и Родину тоже.
— Где же ты научился так здорово гопак танцевать?
— В детстве занимался народными танцами. А вообще, я давно увлекаюсь историей украинского казачества. Это была моя мечта — напомнить миру о казацком мужестве и славе. Поэтому и сплясал гопак, который, как известно, был еще и боевым танцем казаков. Среди них самыми яркими и необычными были так называемые характерники, которых ни пуля вражеская не брала, ни сабля. А что касается казацкого чуба, то я воспринимаю его как оберег.
— А в шароварах вышел бы в ринг?
— Конечно. Если бы разрешили, то и с настоящей саблей станцевал бы гопак.
*Узнав о своей победе, украинский боксер прямо на олимпийском ринге пустился в пляс
— Как англичане реагировали на твой внешний вид?
— На улицах все узнавали. Если честно, просто проходу не давали, очень бурно выражали свои эмоции, пытались прикоснуться, похлопать по плечу...
— Что тебе больше всего хотелось в Лондоне?
— Скорее попасть домой! (Смеется.)
— По домашней еде тоже скучал?
— Да. Много было разнообразной пищи, но так хотелось чего-то своего. Особенно легкого супчика, который готовят жена Катя и мама. (Родные спортсмена рассказали, что любимый суп Саши очень прост в приготовлении: в прозрачный куриный бульон добавляется морковка, лук и вермишель, никакой зажарки. — Авт.)
— Наши боксеры брали в Лондон украинское сало?
— А как же без него! Вот только съели очень быстро.
— Что снилось перед победным боем с Руссо?
— Ничего, я только хотел крепко уснуть, и это у меня получилось.
— Знаю, что каждое воскресенье вы с Катей и дочкой Лизой ходите в церковь и дома у вас есть иконы. А перед выступлениями на ринге молишься?
— Конечно, молюсь. Да у нас, боксеров, и традиция есть: перед каждыми соревнованиями идем в Киево-Печерскую лавру поклониться мощам Ильи Муромца.
— За десять лет в боксе ты сделал блестящую карьеру, хотя пришел в этот вид спорта, когда тебе было уже 15 лет. Что привело тебя на ринг?
— В детстве занимался футболом и каратэ. Отец постоянно следил за тем, чтобы я чем-то был занят. Потом стал играть по-серьезному в футбол — в детской команде «Таврии». В 2002 году во время матча один парнишка из команды соперников нецензурно в мою сторону выразился. Я не сдержался... В общем, нокаутировал обидчика. Ясное дело — красная карточка, изгнание из команды. Тренер говорил: «Извинишься перед ним и всей командой за то, что натворил, мы тебя возьмем назад». Я с парнями поговорил и сказал, что ни перед кем извиняться не стану, потому что был прав. С парнем, которого отправил в нокаут, я был согласен все уладить, если бы он тоже извинился. Но не сложилось. В общем, ушел я из футбола.
Погулял немного и занялся боксом. Приятель как-то говорит: «Идем туда подеремся! Там каждый день спарринги. Прикольно!» Ну сходил пару раз, подрался и ушел. Думаю: «Нет, не мое это». Тем не менее 3 сентября 2002 года я вернулся в бокс. (Из 70 мальчишек, пришедших тогда к Сергею Лапину, в боксе остались двое — его сын и Александр Усик, который восемь лет тренировался у этого наставника. — Авт.)
— На что, если не секрет, потратишь призовые за победу в Олимпиаде?
— Их еще сначала получить нужно (смеется).
— Подарки родным из Англии привез?
— Конечно! Дочке Лизоньке, кроме золотой олимпийской медали, которую я ей обещал, еще вещички всякие красивые купил, жене — парфюмы... Ой, не буду дальше рассказывать, иначе это будет уже не подарок, если они прочитают в газете.
— С родителями увидишься?
— А как же! Моя любимая мамочка была старшей из восьмерых детей в семье. Она родом из Черниговской области, в 15 лет уехала в Крым к тетке. А отец — из Сумской области. Прошел Афганистан. Работал потом в охране, на стройке. Все умеет. Сейчас родители живут на Черниговщине. Я помог им купить дом, а сам остался в Крыму. Звоню родителям каждый день.
— Что планируешь дальше — продолжишь карьеру в любительском спорте, станцуешь гопак в Бразилии, где будет проходить следующая Олимпиада, или же пойдешь в профессиональный бокс? А может, как младший лейтенант продолжишь службу в погранвойсках?
— Сначала отдохну как следует с семьей на море в Крыму. Они уже меня ждут не дождутся. А там видно будет. Ну а если на погонах появится еще одна звездочка, буду рад.
— Саша с самого детства очень артистичным был, — рассказывает старшая сестра спортсмена Виктория. — Ему все говорили: «Театральный по тебе плачет, такой талант пропадает». Высидеть в школе на уроках для него целой проблемой было. Бывало, классный руководитель просила: «Ты не приходи, чтоб не срывать занятия». Но учился брат хорошо. После школы окончил Львовский государственный университет физической культуры со степенью аспиранта.
Отец тоже в юности занимался боксом. Может, это реализовалось в Саше. У брата кумир с детства был и сейчас есть — Мохаммед Али. Они даже родились в один день — 17 января. Вся комната Саши в нашей квартире была в плакатах — Рой Джонс, Костя Дзю, братья Кличко, Тайсон... Ни одной тренировки по боксу не пропустил. И сейчас это для него святое. Очень целеустремленный! Если что решил, добьется обязательно.
Со своей будущей женой Катей он встречался с 15 лет. Но так был занят боксом, тренировками, что все меньше и меньше внимания ей стал уделять. На какое-то время они расстались. А потом снова встретились, помирились. А какие Саша писал Кате стихи! И сейчас очень любит сочинять. Мы впервые узнали, что он пишет стихи на папином
— Родители смотрели бои Саши?
— Папа смотрел. Причем не только Сашины поединки, но и всех боксеров. Мама же, как только начинался бой с участием Саши, выходила на улицу и бродила вокруг дома. Но, по ее просьбе, в церкви все дни, пока Саша был в Лондоне, за него молились, ставили свечки. Кстати, папа никогда не говорит Саше: «Молодец, сынок, ты самый лучший». Наоборот, критикует, анализирует все его бои. В общем, подстегивает брата таким образом. Поэтому для него похвала папы — это как еще одна олимпийская медаль.
Помню, лет в 14 Саша заявил, что построит большой дом, в котором мы будем жить всей семьей. Он и сейчас сто раз маму поцелует. А маленьким, когда засыпал, должен был обязательно держать ее за... мочку уха.
Еще он благотворительностью занимается. Они с Катей постоянно в детский дом вещи отвозят. В помощи Саша никогда не откажет. Бывает, позвоню среди ночи: «Брат, мне плохо, приезжай». И он сразу примчится. Саша с Катей часто берут моих дочек, везут в магазин, накупают им самую модную одежду.
Когда Катя родила Лизоньку, Саша под окнами палаты роддома из цветов и свечей сердце выложил. И сейчас очень часто дарит жене огромные букеты роз. Он у нас романтик...