Интервью

Лариса Голубкина: «На съемках „Гусарской баллады“ мне пришлось прыгать с балкона, и я подвернула ногу»

7:30 — 6 сентября 2012 eye 1957

Ровно 50 лет назад состоялась премьера легендарной картины Эльдара Рязанова

Эльдар Рязанов снимал «Гусарскую балладу» к 150-летию Бородинской битвы, однако власти сочли этот факт оскорбительным для российской истории. Такое событие и столь несерьезный фильм — легкомысленная оперетка с песнями и амурами?! Хватало у Эльдара Рязанова и других проблем. На роль главной героини режиссер перепробовал всех своих любимых актрис. Светлана Немоляева обладала слишком женственными формами, которые не скрывал даже гусарский мундир, Людмила Гурченко неорганично выглядела в мужской одежде, а Алиса Фрейндлих, пробы с которой были самыми удачными, оказалась слишком мала ростом. Только после проб студентки Ларисы Голубкиной стало понятно, что актриса найдена. Поручика Ржевского хотели сыграть Вячеслав Тихонов, Сергей Юрский, Александр Лазарев, но Рязанов выбрал Юрия Яковлева.

Далеко не все актеры умели скакать на лошадях, не говоря уже о владении боевым оружием — оно в фильме настоящее. Рязанов не спал ночами — боялся, что его подопечные перерубят друг друга раритетными саблями. Решили заменить их деревянными аналогами, но актеры, войдя в раж, превратили оружие в дрова. Во время съемок натурных сцен люди и лошади скользили и падали, приходилось приклеивать к подошвам и копытам кусочки резины. Эльдар Александрович до сих пор считает великим счастьем тот факт, что на съемках никто не убился. О картине рассказывает исполнительница главной роли Лариса Голубкина.

«Гусарская баллада» открыла мне все двери в жизнь«

— Как думаете, почему спустя даже полвека «Гусарскую балладу» смотрят и любят?

— В картине как-то очень хорошо соединились музыка Тихона Хренникова, стихи Александра Гладкова, режиссура Эльдара Рязанова и актерские работы. Там ведь такое созвездие собралось: Николай Крючков, Игорь Ильинский, Юрий Яковлев, Юрий Белов, Владимир Трошин, Татьяна Шмыга.

— Вы не робели в такой компании?

— Нет, но и нахалкой не была. Я органично вошла в этот фильм. Может быть, работу облегчил тот факт, что пьеса, по которой снимали, написана в стихах. Мне как музыкальной актрисе (я окончила отделение музыкальной комедии) игралось проще. Да и характер Шурочки Азаровой, прообразом которой, как известно, является героиня войны 1812 года Надежда Дурова, был выписан ярко и выпукло.

*Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) и поручик Ржевский (Юрий Яковлев). Кадр из фильма «Гусарская баллада». 1962 год

— Лариса Ивановна, часто ваши коллеги не любят фильмы, которые сделали их знаменитыми, жалуются, что стали актерами одной роли. Как вы относитесь к «Гусарской балладе»?

— Было бы смешно, если бы я сказала: «Нет, я не люблю эту картину!» Это мой единственный, самый главный и важный фильм, который открыл мне все двери в жизнь — дал профессиональную уверенность в своих силах, известность. Отныне я могла сниматься в кино, играть на сцене (потом еще долго играла Шурочку Азарову в спектакле Театра Советской армии «Давным-давно»), выступать на концертах, ездить за границу на фестивали. О чем еще могла мечтать студентка второго курса ГИТИСа! К тому же, думаю, не будь у «Гусарской баллады» такого успеха, моя актерская жизнь сложилась бы иначе. Всегда ведь важно, чтобы первый шаг — на любом поприще! — был удачным.

— Где снимали картину?

— В Подмосковье. Дом помещиков Азаровых, в котором жила моя героиня, это усадьба Валуево — настоящее дворянское гнездо. Впоследствии Сергей Бондарчук снимал там отдельные сцены «Войны и мира», а Эмиль Лотяну — фильм «Мой ласковый и нежный зверь».

— К «Гусарской балладе» были претензии советской цензуры?

— Чиновников разозлил тот факт, что Кутузова сыграл Игорь Ильинский, считавшийся исключительно комедийным актером. Говорят, министр культуры Екатерина Фурцева была просто вне себя: «У вас что, другого актера не нашлось?!» Но Рязанов уперся: Ильинский или никто. И настоял на своем.

«Когда фильм вышел на экраны, у меня появились поклонники не только мужского, но и женского пола»

— После премьеры фильма вы, как говорится, проснулись знаменитой?

— Я никогда не чувствовала себя знаменитой. Папа, который был против того, чтобы я становилась актрисой (он считал, что даже стоять рядом с людьми этой профессии приличному человеку зазорно), всячески пугал меня последствиями славы. И настолько в этом преуспел, что я до сих пор боюсь популярности.

Коллеги иногда говорят мне: «Лариса, дай звезду!» И они правы, потому что в обывательском обществе свое понятие о звезде. Как правило, это важно выступающая дама с массой требований. Звездность почему-то предполагает невыносимую капризность, чтобы все вокруг боялись: «Не знаем, как к ней и подойти». Именно такую манеру поведения практикуют звезды нашего шоу-бизнеса, но у меня с этим не складывается. Не могу «давать звезду», считаю, что это глупо, бессмысленно и бездарно. Да и не получается у меня — советское послевоенное воспитание не позволяет.

— Неужели у вас и поклонников не было?

— Ну почему же, были. Причем не только мужского, но и женского пола. Я ведь играла одновременно и девушку, и юношу, поэтому эмоциональные девочки подросткового возраста увидели во мне свой... романтический идеал. Они были угловатые, нескладные, немного мужеподобные. Но, думаю, в плане ориентации совершенно нормальные девушки. После того как в моей жизни появился Андрей Миронов, они тут же стали его почитательницами. Одно время я даже ревновала его к ним.

После выхода на экраны «Гусарской баллады» появились клубы, посвященные Отечественной войне 1812 года. Все серьезно: люди учились ездить на лошадях, распределялись по войсковым подразделениям. Были гусары и уланы, шили соответствующие костюмы — кто Семеновского полка, кто Павлоградского. Насколько я знаю, эти клубы существуют до сих пор.

— В отличие от Юрия Яковлева, вы хорошо скакали на лошади?

— Юрий Васильевич, видимо, так хотел сыграть поручика Ржевского, что сказал Рязанову, будто является неплохим наездником. Но когда к нему подвели лошадь, стало понятно, что так близко он видит это животное первый раз в жизни. Ничего, со временем пообвыкся и хорошо держался в седле. Я же была девушкой спортивной, все трюки старалась делать сама. Единственное, с чем не могла справиться, — страх высоты. Сцену, во время которой моя героиня должна прыгать с балкона, долго не могли снять. Я подходила к краю и понимала, что никакая сила не заставит меня сигануть вниз. И это несмотря на то, что на земле лежали гимнастические маты.

— Эльдар Рязанов рассказывал, что прыгал вместо вас, а Юрий Яковлев уверял, будто вынужден был придать вам ускорение, столкнув с балкона.

— Рязанов действительно прыгал с балкона, но не вместо меня (у него уже тогда была, мягко говоря, внушительная комплекция), а в качестве примера: дескать, смотри, это совсем не страшно. А вот Яковлев говорил это ради красного словца, чтобы зрителей повеселить. Он не мог меня толкнуть хотя бы потому, что его в тот момент на балконе не было — поручик сражался с «французами» внизу.

Прыгнуть мне все-таки пришлось. Был бы один дубль или два, все бы обошлось, но сняли целых восемь. Зачем, непонятно, мы ведь там не играем, только двигаемся. Во время последнего дубля маты разъехались, и я подвернула ногу. Травма вроде бы несерьезная, но ходить в обуви на каблуках я с тех пор не могу, даже прихрамываю. Получается, не зря боялась.

— В чем вы чувствовали себя комфортнее: в платье в стиле ампир или гусарском мундире?

— Как актрисе мне было комфортно и в платье, и без него. Впрочем, без платья я не снималась никогда. Но, надо сказать, в мужском костюме действительно удобно.

— Страшно даже представить себе, что сделали бы из сценария «Гусарской баллады» современные кинематографисты. Взрослый мужчина, по сути дела, влюбляется в мальчика.

— Согласитесь, даже при этом в нашем фильме нет никакой грязи, двусмысленности и пошлости. Только чистота и прелесть, как говорят французы, шарман. Этим моя Шурочка и берет зрителей за душу. Если бы на ее месте была какая-то разухабистая тетка в штанах, картина получилась бы совсем другой.

«Единственное оправдание пластической хирургии — участие в танковой атаке. Ложиться под нож просто так не стоит»

— Как чувствуете себя в роли юбилярши?

— Когда я была молоденькой, скажи мне кто-нибудь, что буду разговаривать с артисткой, снимавшейся пятьдесят(!) лет назад, просто не поверила бы. Теперь сама в такой роли, но старой себя не чувствую.

*72-летняя Лариса Голубкина замечательно выглядит. «Молодость — это состояние души», — говорит актриса

Кстати, сегодня я выступала перед десятиклассниками. Незадолго до встречи им показали фильм, который многие школьники смотрели в первый раз. Я построила свое выступление таким образом, чтобы после картины ребята могли задавать вопросы. Отвечала максимально искренне, поэтому наградой мне были бурные аплодисменты, прозвучавшие в конце встречи. Чего они только не спрашивали! Больше всего удивила девочка, задавшая вопрос: «Скажите, а почему вы такая молодая? Как вам удалось так хорошо сохраниться?» Я чуть со сцены не упала. «Вы даже не представляете, — сказала я школьнице, — какой комплимент мне сейчас отвесили!»

— Наверное, она думала, что вы сделали пластику?

— Да не делала я ничего. Наш возраст идет не снаружи, а изнутри. Молодость — это состояние души. Можно что угодно подрезать, но все равно остаться старухой. Единственное оправдание пластической хирургии — участие в танковой атаке. Обгоревший танкист может восстановить свою внешность только с помощью операции. А ложиться под нож просто так не стоит. Я никого и не осуждаю, просто высказываю собственную точку зрения.