Знаменитому
Эту новость официально подтвердила Мэри Лу Фалкон, подруга и PR-агент музыканта. Сам Клиберн — его полное имя Харви Лаван Клайберн-младший — о своем диагнозе знал давно. Несмотря на то что врачи считают форму его болезни неоперабельной, пианист настроен оптимистично и даже сам утешает близких. Ван Клиберн предпочел не ложиться в госпиталь, а остаться в своем особняке в Форт-Уорте (штат Техас). Врачи постоянно контролируют его состояние.
Многие знают историю разночтения его фамилии. Как Ван Клиберн пианист известен только в странах бывшего Советского Союза. На самом деле его имя звучит как Вэн Клайберн. Ваней же Клиберном он стал «благодаря» ошибке Никиты Хрущева. Музыкант в 1958 году победил на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. И руководитель СССР прочел его имя как мог. Когда фамилию пианиста решили исправить, Клиберн сам настоял на том, чтобы сохранить эксклюзивное русское написание. Ему понравилось быть в России своим.
Отец Клиберна был инженером-нефтяником и с музыкой не имел ничего общего. А вот мать считали превосходной пианисткой. Она обладала педагогическим талантом и зарабатывала на жизнь частными уроками. Именно мама делала все возможное для развития таланта мальчика и привила ему любовь к музыке. Отец тоже поддержал стремление сына играть на пианино и даже отдал гараж под «студию», где Вэн мог заниматься в любое время. Клиберн — настоящий музыкальный вундеркинд. Играть на фортепиано он начал в трехлетнем возрасте, а в тринадцать дал первый сольный концерт в сопровождении Хьюстонского симфонического оркестра. «С четырех лет, когда я впервые вышел на сцену, и по сей день волнение не оставляет меня, — говорит Клиберн. — Я не верю тем, кто заявляет, что он не волнуется. Это лукавство. Лично мне очень помогает мысль о том, зачем я играю. Главное — не выходить с намерением кого-то поразить. Вы не писали это произведение, вы всего лишь слуга. Вы сели за инструмент, чтобы служить аудитории. Если вы играете для себя — оставайтесь дома». Очень быстро Клиберн стал популярным во многих странах, получил премию «Грэмми» за вклад в развитие музыки.
Когда пианиста спрашивают, кем бы он мог стать, если бы не увлекся в детстве музыкой, он отвечает так: «Еще в пять лет я заявил родителям, что хочу стать пианистом и выступать с концертами. В то же время мечтал быть оперным певцом. Два желания боролись во мне. Но папа сказал: „Видишь ли, голос — вещь капризная. Сегодня ты им владеешь, а завтра он тебя подведет“. И я выбрал фортепиано. Мама говорила, что голос — главный инструмент. О звуках мы получаем представление, сравнивая их с человеческим голосом. И когда я был в гостях у Ростроповичей, оказалось, что они думают точно так же. Сам Мстислав прекрасно умел создавать на сцене иллюзию человеческого голоса. Он пел с помощью виолончели. Поэтому его игра завораживала».
Клиберн с удовольствием вспоминает о своем общении с Никитой Хрущевым: «Господин Хрущев был такой добрый — friendly, как говорят американцы. По словам моих русских поклонников, он даже называл меня Ваней. Первая наша встреча произошла так. Я был приглашен в Кремль на прием в честь бельгийской королевы Елизаветы, который организовал Ворошилов. Когда мы прибыли, я увидел Никиту Сергеевича Хрущева с сыном Сергеем. Его сопровождал переводчик Виктор Суходрев. Хрущев подошел ко мне и произнес: «Какой ты высокий!» Я на это ответил ему: «Мой папа верит в пользу витаминов». Хрущев сказал: «О, витамины! Я тоже их принимаю». А потом признался, что слушал по радио второй тур конкурса и ему запомнилась «Фантазия фа минор» Шопена в моем исполнении. Я был шокирован. Опус 49 Шопена мало кто знает — если спросить людей на улице, никто не ответит. Мы разговорились, и выяснилось, что Хрущев любит и хорошо знает классическую музыку. Потом я приехал в СССР с концертами. Один из них посетил Хрущев, и я специально для него исполнил «Фантазию фа минор».
Пианист всегда любил выступать перед русскоязычной публикой. «Русские поклонники дарят мне ощущение, что меня здесь ждут, — говорит Ван Клиберн. — А в жизни главное — знать, что ты нужен. Ведь каждый музыкант одинок, это один из законов ремесла. Жизнь исполнителя — затворничество. Но когда знаешь, что тебя хотят слышать, это придает сил».
*Пианист известен во многих странах мира, но особенно он любил выступать перед русскоязычной публикой