Весной прошлого года из аэропорта «Борисполь» в столичные Жуляны перешла известная low-cost компания Wizz Air. Бюджетные авиалинии на порядок увеличили пассажиропоток аэропорта «Киев», сделав его пятым по объемам перевозок в стране. С начала этого года из «Борисполя» больше не летает и авиакомпания «ЮТэйр-Украина». А в скором времени в «Киев» переберется один из крупнейших российских авиаперевозчиков — «Трансаэро». Для «Борисполя» это станет ощутимой потерей — ведь россияне могут ежегодно перевозить по маршруту Москва — Киев — Москва около 220 тысяч пассажиров. Подробных комментариев представители авиакомпаний не дают, однако люди, осведомленные о состоянии дел в отрасли, полагают, что среди причин могут быть претензии к сервису и стоимости обслуживания.
Бегство авиаперевозчиков из главных воздушных ворот страны активно обсуждается не только в СМИ, но и на различных интернет-форумах. По мнению известных блогеров, перебазирование авиакомпании из одного аэропорта в другой — это еще полбеды. Самое неприятное, что в Украину по-прежнему не хотят приходить европейские лоу-костеры (бюджетные авиаперевозчики). В результате авиабилеты в нашей стране стоят дороже, чем где-либо в Европе.
— Ни министры, ни президенты, ни большой бизнес не ставят препоны для иностранных лоу-костеров, — пишет в своем блоге руководитель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко. — Причина чрезвычайно банальна — завышенные расценки аэропортов, которые делают невыгодными дешевые пассажирские перевозки. Иногда просто интересно сравнивать, сколько услуги аэропорта стоят в Украине и за рубежом. Например, удивляет, почему процесс сканирования меня и моих вещей (называется это сбором за авиационную безопасность) в «Борисполе» стоит 4 доллара, а в берлинском Тегеле 0,74 евро, то есть менее 1 доллара. Возможно, в Берлине хуже система безопасности? Сомнительно... Это вопрос жадности, которая ни к чему хорошему не приводит...
В конце июля одно из украинских интернет-изданий сделало видеорепортаж в пустом терминале D аэропорта «Борисполь». Насколько мне известно, ситуация с того времени не особенно изменилась. Догадайтесь почему? Возможно, Украине необходимы не столько новые терминалы, сколько новые подходы к ведению бизнеса — и, в частности, бизнеса авиационного?
Представители авиакомпаний в своих комментариях на эту тему менее откровенны. Как, например, отмечают в Wizz Air, работа в Жулянах больше отвечает бизнес-модели бюджетной компании. Впрочем, по словам экспертов, за этой дипломатической фразой прячется довольно прозаический смысл: за полтора года обслуживания в Жулянах у компании не зарегистрировано ни одного случая воровства багажа. Между тем в «Борисполе» за прошлый год зафиксировано около трехсот краж, а за первое полугодие
Как уверяют знающие люди, кражи происходят перед подачей вещей на багажную карусель. Хотя в отделении разгрузки полно систем видеонаблюдения, некоторые грузчики так умело прикрывают багаж своим телом, что камеры не засекают их преступных действий. Воришки обзавелись приспособлениями, которые сканируют содержимое приглянувшихся чемоданов.
Поймать их за руку крайне сложно. Грузчику достаточно даже во время обыска незаметно выбросить краденое, и он чист перед законом.
— В течение трех месяцев этого года мы в «Борисполе» проверяли всех, — говорит начальник пресс-службы Главного управления МВД Киевской области Николай Жукович. — Нашли много «бесхозных» вещей. Например, в багажном отсеке самолета стоит грузчик, и у его ног лежат сережки. Спрашиваем: «Твое?» А он: «Нет, ничего не знаю». Мы забираем вещи, оформляем и отдаем пассажирам. Не исключено, что сережки могли лежать у грузчика в кармане, и он их вовремя выбросил. Но это недоказуемо.
Николай Жукович поясняет, что оброненная вещь даже не может считаться краденой: заявления о ее пропаже на тот момент в милицию не поступило, ведь пассажир вряд ли станет проверять свои вещи прямо в аэропорту.
Пассажиры, знакомые с реалиями «Борисполя», старательно обматывают свой багаж пленкой, пытаясь уберечься от кражи. Упаковка вещей (довольно постыдное, по сути, явление) превратилась в главных воздушных воротах Украины в масштабный бизнес — в аэропорту работает порядка 30 аппаратов по обматыванию пленкой чемоданов и сумок! (Для сравнения: в главном аэропорту Франции Шарль-де-Голль такая машина всего одна.) Стоимость услуги по упаковке чемодана —
*В «Борисполе» за прошлый год зафиксировано около трехсот краж, а за первое полугодие
Понятно, что воровство в аэропортах не исчезнет в один момент как по мановению волшебной палочки. Искоренять его надо системно, а это процесс длительный. На самом деле ни один аэропорт в мире не может похвастаться полным решением проблемы воровства багажа. Но создать механизм, который бы максимально противодействовал кражам, в «Борисполе» без сомнения можно. Конечно, и сейчас с воровством борются: в мае в аэропорту на горячем была задержана группировка из пяти человек. Летом арестовали еще трех грузчиков и сотрудника департамента внутренней безопасности аэропорта, которые систематически обворовывали чемоданы. Среди краденого — золотые цепочки, крестики, несколько десятков колец, дорогие запонки, кулоны и браслеты, около 30 наручных часов. «Умельцы» также вытаскивали из сумок фотоаппараты, очки и даже духи. Справедливости ради надо отметить, что в последнее время громкие случаи воровства не так часты, как еще несколько лет назад — когда, к примеру, из кубка нашей шахматной сборной украли бриллиант. Как же прекратить воровство багажа в аэропорту? Эксперты считают, сделать это возможно, лишь наняв работников не из местных, бориспольских. Что позволит побороть «землячество», за много лет прочно пустившее корни в «разгрузочный бизнес». Увы, кадровый вопрос в аэропорту поделен между украинским филиалом международной компании Swissport и местной администрацией. Для сравнения: в Жулянах Swissport самостоятельно принимает на работу грузчиков и контролирует погрузку-разгрузку.
Как отмечают представители авиаперевозчиков, проблема краж бьет прежде всего по их имиджу, ведь ответственность за сохранность багажа по закону несет авиакомпания. Но что-либо сделать авиалинии не могут при всем своем желании, так как не они нанимают грузчиков.
— В зарубежных аэропортах мы провели тендер и выбрали те хэндлинговые компании (фирмы, занимающиеся наземным обслуживанием авиарейсов. — Ред.), которые посчитали наиболее надежными, — сообщил представитель одной из ведущих украинских авиакомпаний. — В «Борисполе» мы сталкиваемся с монополией и такой возможности не имеем.
Увы, «Борисполь» славится подобным «стилем» ведения бизнеса не только в том, что касается разгрузки и погрузки багажа. К примеру, три года назад здесь вспыхнул «керосиновый» скандал, когда две компании, поставляющие топливо, взвинтили на него цену до совершенно неадекватного уровня. В результате заправка самолета в главном украинском аэропорту оказалась одной из самых дорогих в мире. Стоимость тонны керосина в аэропортах Амстердама была дешевле на 300 долларов. В результате и компаниям-поставщицам, и самому «Борисполю» были выдвинуты обвинения в злоупотреблении монопольным положением.
Следственная группа Антимонопольного комитета выяснила, что завышалась не только цена топлива, но и услуги по заправке. За тонну керосина, которая закачивалась в бак самолета, в «Борисполе» требовали 480 гривен, что заметно превышало соответствующие цены в аэропортах Австрии, Чехии, Франции, Италии, Испании. В итоге аэропорту пришлось заплатить огромный штраф. Тем не менее, как недавно отметил топ-менеджер одной из работающих в Украине авиакомпаний, европейские бюджетные авиалинии по-прежнему не хотят летать в нашу страну по причине дороговизны заправки самолета.
— «Борисполь» может снизить размеры аэропортовых сборов, но это не решит проблему прихода лоу-костеров, — заявил он.
Стоит отметить, что своей приверженностью к разного рода монопольным услугам «Борисполь» снискал себе недобрую славу и у пассажиров. На многих сайтах для путешественников висят предупреждения о том, что кофе и чай в зоне вылета аэропорта продает лишь одна фирма. Причем чашка кофе в кафе стоит 49 гривен — дороже, чем в аэропортах Милана, Парижа или Лондона.
— Я покупаю капучино за 1,95 евро в итальянских аэропортах, что значительно дешевле, чем в Украине, — делится наблюдениями один из посетителей сайта.
Не удовлетворяет потребителя ни количество точек общепита, ни качество еды в аэропорту.
— За последние два года произошел просто дикий откат в прошлое, — отмечает менеджер одной из киевских фирм Илона Мальчевская, которая по долгу службы летает из «Борисполя» по нескольку десятков раз в году. — Во-первых, чтобы перекусить в аэропорту, надо порядком пройтись, кафе разбросаны по терминалам без какой-либо понятной системы. Цены в них — как в роскошном трехзвездочном «мишленовском» ресторане. А вот качество... Да бортовое питание порой лучше! С недавних пор не работают магазины беспошлинной торговли duty-free, в которых можно было приобрести хоть какую-то нормальную пищу, не говоря уже о других товарах. Я могу себе представить, что о нас думают иностранцы.
Огромные неудобства приносят пассажирам и перемещения между терминалами. Особенно тем, кто путешествует с маленькими детьми.
— В начале августа вернулись с семейного отдыха в Турции, — рассказывает киевлянин Андрей Варченко. — Рейс был рано утром, годовалый сынишка, понятное дело, уснул на руках. Вышли из терминала F, до остановки скайбуса у терминала C, казалось бы, рукой подать. Но в маленький автобус, подъехавший к терминалу, мы не сели. Кто прилетел налегке, тот и успел. Подождали следующий — та же история. Пришлось нам тащиться с чемоданами до остановки почти километр. Вот такой «сервис».
По мнению экспертов, уйти из «Борисполя», вероятно, хотели бы многие перевозчики. Однако некоторым невыгодно переходить в Жуляны или переводить туда часть рейсов по техническим причинам, объясняет заместитель директора Центра политического и экономического анализа Антон Кравченко. По его словам МАУ и «АэроСвит» базируются в «Борисполе», у авиакомпании «Сибирь» — договор о сотрудничестве с МАУ, у «Аэрофлота» — с «АэроСвитом». К тому же эти авиакомпании зачастую более сосредоточены на стыковочных пассажирах. Поэтому, несмотря на все свои неудобства, «Борисполь» во многом остается безальтернативным вариантом — как для авиакомпаний, так и для пассажиров. А это значит, что Украине придется сделать так, чтобы главный аэропорт страны все-таки пересмотрел свое отношение к авиационному бизнесу.