Интервью

Александр Адабашьян: «Фраза «Овсянка, сэр!» прилепилась ко мне на всю жизнь»

0:00 — 11 августа 2010 eye 1358

Вчера известный кинодраматург, художник, актер и режиссер отметил 65-летний юбилей

Изречение «Талантливый человек талантлив во всем» как нельзя лучше подходит Александру Адабашьяну. Быстро освоив профессию кинохудожника, он с удовольствием взялся за изучение тонкостей актерского мастерства и режиссуры. Впрочем, как заявляет сам Александр Артемович, это произошло исключительно по воле судьбы. Попробуйте чего-то не уметь, постоянно работая вместе с Михалковым, Ярмольником и Абдуловым.

Адабашьян говорит, что после ухода из жизни друзей — Александра Абдулова и Олега Янковского стал чаще задумываться о смерти. А совсем недавно Александр Артемович сам едва не расстался с жизнью…

«Мне кажется, Саша Абдулов был намного талантливее в жизни, чем в кино»

- Я с детства не имел привычки праздновать свой день рождения, — говорит Александр Адабашьян.  — К тому же летом все друзья, близкие и знакомые на отдыхе. Поэтому «веселюсь» в одиночестве. Кстати, с недавних пор у меня целых три дня рождения. По версии одной киноэнциклопедии, я родился…

8 марта. И теперь многие поздравляют меня именно в этот день. Но главным своим днем рождения считаю 7 апреля. Именно в этот день год назад у меня случился разрыв аорты. И произошло это прямо на съемках фильма. Причем настолько быстро, что никто не знал, что делать. К счастью, жена догадалась позвонить Лене Ярмольнику. Он всегда быстро реагирует на подобные происшествия. Даже не смогу перечислить всех, кого он вытащил с того света. Так вот, Ярмольник мигом отвез меня в Институт Склифосовского, где все врачи уже стояли на ушах: Ярмольник опять кого-то везет! Но так получилось, что пришлось сразу перевозить меня из института в другую больницу. В поездке любая кочка была бы для меня смерти подобна. В мгновение ока Леня где-то разыскал суперреанимобиль, и меня отвезли на нем, как на пуховой подушке. Вот так я и выжил.

- Давно с Ярмольником дружите?

- С незапамятных времен! Он всегда был и остается необыкновенно заботливым человеком. Когда был студентом, всегда делился последними крохами с одногруппниками.

Я имел счастье лицезреть то, как восходили на творческий олимп Ярмольник, Янковский, Богатырев и Абдулов. Саша Абдулов всегда был живчиком. Здесь он очень похож на Ярмольника. На съемочной площадке Сашу все называли «Цунами». Он носился как сумасшедший. Мне кажется, Абдулов был намного талантливее в жизни, чем в кино.

Юра Богатырев долгое время жил у меня дома. Поскольку там жили еще мои мама и папа, Юра чувствовал себя нахлебником. Поэтому старался не приходить к нам с пустыми руками. Обязательно покупал на последние деньги ватрушки или плюшки и отдавал их нам. Потом, хитрец, придумал, что обожает мыть посуду. Всегда отгонял нас от раковины.

Олег Янковский, казалось, никогда никуда не спешил, но все успевал. О смерти Олега я узнал на больничной койке после разрыва аорты. Жена Янковского Людмила позвонила мне и сообщила ужасную новость. А потом добавила: «Он буквально вчера интересовался вашим здоровьем, просил передать, что сам выкарабкивается и надеется вскоре встретиться… » После этих слов по моему телу пробежала холодная дрожь.

- Знаю, вас с Никитой Сергеевичем Михалковым связывает многолетняя дружба. Именно благодаря ему вы стали активно сниматься в кино…

- Никита считает, что не нужно искать актеров на небольшие роли, если рядом есть «свои». В кинофильме «Родня» у него вся съемочная группа переснималась. Помните в сцене на кухне человека с усиками, который пьет кофе? Это замдиректора картины Тамара Кудрина. Ей приклеили усы, в результате вышел интеллигентный официант. Там же задействован ассистент по реквизиту, осветитель Гена Иванов… В «Рабе любви» вся группа, которая снимает немое кино, — это наша собственная съемочная группа. Благодаря опыту, полученному на съемочной площадке у Михалкова, меня звали в свои ленты и другие режиссеры.

До сих пор горжусь эпизодической ролью в киноэпопее Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Никто не предполагал, что фраза «Овсянка, сэр!» станет крылатой. А она прилепилась ко мне на всю жизнь. Как это получилось, Бог его знает, но мне очень приятно.

С Михалковым мы дружим уже полвека. Я его еще совсем молодым парнем помню. У нас во дворе сложилась неплохая компания. Мой одноклассник Алешка Шашков был соседом по даче Михалковых, а Михалков, в свою очередь, был соседом по лестничной площадке Вовки Грамматикова. Там и крутилась наша шайка. Никита совершенно точно знал, что хочет стать актером. Поэтому он часто устраивал прямо во дворе импровизированные представления, разыгрывал шаржи. Не скажу, что в детском возрасте он показывал себя явным лидером, это проявилось позже, во время его учебы в Щукинском училище. В то же время я поступил учиться на художника в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова. К моему удивлению, наша дружба не распалась по причине выбора разных профессий, а усилилась. Особенно я это почувствовал, когда Никите как первокурснику задали сделать немой этюд. Михалкову это не понравилось, он собрал одногруппников и просто друзей и сказал: «Ребята, какой немой этюд!? Давайте делать спектакль по Кедрину — «Рембрандт в стихах!» Естественно, все загорелись. Меня пригласили художником. К нашему тогдашнему огорчению, спектакль провалился, его даже не показали на сцене, настолько он был плохим. Однако тот эпизод нас сплотил, мы стали понимать, что такое НАСТОЯЩАЯ дружба. Согласитесь, дружба закаляется в трудностях. К сожалению, и друзей ценишь больше, когда их уже нет. И юность ценишь больше, когда становишься старше…

«Меня потешил точный слепок моей головы, которую в «Мастере и Маргарите» отрезает трамвай»

- А юность у вас, насколько мне известно, была тяжелая…

- Послевоенное время. Город в руинах. Единственной радостью для меня стал футбол! Мы жили неподалеку от стадиона «Динамо», на который я пробирался через большую дырку в заборе. Там уже не имело значения, болеешь ты за «Динамо» или за «Спартак», — все радовались празднику футбола. Мальчишки сочиняли легенды об иностранных командах, которые приезжали к нам. Дескать, у них на воротах будет стоять однорукий вратарь, потому что капитализм загнивающий. А Бескову не разрешали бить по мячу правой ногой, потому что у него удар был смертельным.

Родители всячески пытались отвлечь меня от футбола и заставить учиться. Мама отправила меня во французскую спецшколу, где я и выучил иностранный язык. Мама, преподаватель немецкого, очевидно, чувствовала, что мне это пригодится. И действительно пригодилось спустя 40 лет, когда рухнул Советский Союз и мне пришлось на некоторое время уехать во Францию. Я сотрудничал с иностранными кинодеятелями. Благодаря знанию языка мне удалось быстрее влиться в их среду. Я имел честь общаться с самим Марчелло Мастроянни. Мы даже сдружились. Он рассказывал мне, что если бы не актерство, то он наверняка стал бы блестящим архитектором. Когда я немного насмешливо улыбнулся в ответ, Марчелло грозно взглянул на меня, взял за руку и устроил экскурсию по многочисленным особнякам, которые были построены по его проектам. Что я могу сказать? Эти дома произвели на меня впечатления. Там было намешано много стилей, но одного нельзя было отнять: у Мастроянни был вкус.

Мне было хорошо во Франции, но родина манила, несмотря на то, что здесь происходило. За рубежом я постоянно чувствовал какую-то свою инородность. Когда приехал в Россию, то удивился, как все изменилось. Кино вообще пропало. Многих наших мэтров хотели скинуть со счетов, как того же Сергея Бондарчука во время пятого съезда Союза кинематографистов. Потом те недоброжелатели говорили, что поддерживают его. Врали. Думаю, вранье — это один из самых тяжких грехов.

- Вы верующий?

- Да, конечно. Поэтому так скрупулезно отношусь ко всем этим деталям и понимаю, где правда, а где вымысел. Когда мне говорят, что сниматься в картине «Мастер и Маргарита» — опасно, я знаю, что это бред. Мне вообще кажется, что только в таких фильмах и нужно сниматься. В остальных жанрах приходится врать, искать причину неудачи. А здесь появляются отговорки типа «проспал из-за того, что поставил будильник на семь утра, а он позвонил в одиннадцать». А еще лучше отговорка: «Открываю утром глаза, на столе стоит открытая бутылка водки, которую я не покупал. Я дернулся, а она упала прямо горлышком мне в рот!» Никаких чудес и сюрреализма во время съемок «Мастера и Маргариты» не было.

Меня, наоборот, потешил точный силиконовый слепок моей головы, которую по сценарию отрезает трамвай. Вся съемочная группа с ней сфотографировалась. Слепок я брать не стал. Я свою рожу и так каждое утро в зеркале вижу, когда бреюсь. А вот череп забрал. Когда его еще увидишь? При случае показываю череп друзьям. Они мне завидуют.

- Александр Артемович, что бы вы еще хотели сделать в жизни?

- Каких-то амбициозных планов у меня нет. Хочется просто отдохнуть, не подписывать больше тяжелых договоров, не нести большую ответственность за их исполнение. Мечтаю просто работать для удовольствия, рисуя какие-то картины…

Из досье «ФАКТОВ»

Александр Артемович Адабашьян родился 10 августа 1945 года в Москве. Сценарист и художник картин Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Пять вечеров», «Родня», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни Обломова». Работал также с другими режиссерами. Поставил два фильма — «Мадо, до востребования» и «Азазель». Снимался в картинах: «Полеты во сне и наяву», «Собака Баскервилей», «Мастер и Маргарита», «12». Имеет четверых детей и четверых внуков.