Здоровье и медицина

Столичные ортопеды-травматологи спасли руку 13-летнему пианисту-виртуозу

7:30 — 5 октября 2012 eye 3221

У лауреата нескольких международных конкурсов Евгения Моторенко двойной перелом кисти. Понимая, что закрепление костей с помощью металлических спиц поставит крест на карьере музыканта, врачи применили щадящие технологии, благодаря которым мальчик сможет так же виртуозно исполнять произведения любимого Шопена

— Мне позвонил учитель физкультуры, который оказался рядом с моим сыном во время произошедшего, и осторожно сказал, что Женя травмировал руку, — рассказывает 45-летняя Инна Галатенко, мама юного музыканта. — В ответ я закричала: «Этого не может быть!» В октябре Женя должен был выступать с Киевским симфоническим оркестром...

— Уже когда я падал на газон во дворе своей школы, понимал: концерт придется отменить, — рассказывает Евгений. — Как это случилось? На перемене бежал с одноклассником, внезапно ноги поехали на мокром газоне, и я рухнул...

*«Раньше мы считали, что самая большая наша проблема — отсутствие рояля, — говорит мама мальчика Инна Галатенко. — А сейчас понимаем: главное, чтобы Женя выздоровел и не возникло осложнений»

— Музыкант же должен беречь руки и не бегать, не прыгать...

— Конечно, должен! — возмущается мама. — Мое же чучело постоянно гоняет в футбол. Обожает этот вид спорта. Смотрит все матчи, чего я просто не понимаю. А когда они с ребятами носятся по полю, сшибая и задевая друг друга, на это страшно смотреть!

— Но ведь со мной ничего не случалось, — возражает мальчик.

— С другой стороны, я же не могу привязать к себе сына, который уже выше меня ростом, — продолжает мама. — Да и понимаю, что спорт для него — это разрядка. С пяти лет Женя профессионально занимается музыкой. Каждый день сидит за инструментом по пять-шесть часов. Причем его никто не заставляет. Ему нравится играть. Признаюсь, не хотела, чтобы мой ребенок был связан с музыкой, искусством, ведь сама певица. Но когда у сына определили абсолютный слух и он начал с ходу повторять даже сложные мелодии, смирилась...

— Я и сейчас занимаюсь, несмотря на гипс, — говорит Женя. — Играю правой рукой, а на днях пытался помогать себе и левой.

*С семи лет Женя Моторенко выступает с симфоническими оркестрами. На данный момент он является лауреатом семи международных конкурсов

— Пока нельзя этого делать, — говорит главный детский ортопед-травматолог Минздрава Украины, заведующий кафедрой детской хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца доктор медицинских наук профессор Анатолий Левицкий. — Нужно, чтобы сформировалась костная мозоль в месте перелома. Кроме того, так как ситуация нестандартная и использование спиц могло привести к тому, что кисть ребенка утратила бы определенные движения, которые в обычной жизни незаметны, а для музыканта важны, мы зафиксировали руку Жени таким образом, чтобы отломки не сдвигались. Две недели кисть пациента «смотрела» вниз, а теперь мы повернем ее и зафиксируем в более естественном положении.

«Главный вопрос, который я задавала врачам: сможет ли сын играть на рояле после того, как снимут гипс»

Мы встретились с Женей и его мамой в столичной клинике «Охматдет», куда они приехали на консультацию спустя две недели после травмы.

— При первом знакомстве врачи, наверное, подумали, что я истеричка, — говорит Инна. — Я задавала им так много вопросов. Больше всего меня волновало, будет ли сын играть после того, как ему снимут гипс?

*Профессор Анатолий Левицкий: «Мы не раз оказывали помощь юным теннисистам, акробатам, гимнастам, которые получали травмы. Через четыре недели снимем гипс и позволим Жене разрабатывать руку. Но еще в течение года будем регулярно приглашать его на консультации»

— Я тут же вспомнил анекдот, — улыбается заведующий отделением травматологии и ортопедии Национальной детской клинической больницы «Охматдет» Алексей Бебешко. — «Доктор, когда мне снимут гипс, я смогу играть на скрипке?» — «Конечно, сможете». — «Странно, до перелома я не умел играть». Так вот, думаю, что наш пациент все же сможет играть на рояле после того, как у него срастутся кости.

Врач крепит на подсвечивающийся экран снимки кисти Евгения и внимательно их изучает.

— Перелом пришелся по зоне роста, — рассказывает доктор. — Если бы это произошло у пятилетнего ребенка, я сказал бы, что травма более чем серьезна. В подобных ситуациях происходит закрытие зоны роста, и тогда локтевая кость продолжает расти, а лучевая — прекращает. В итоге рука со временем выглядит непропорционально. У 13-летнего мальчика эти зоны уже закрываются в силу физиологических причин, поэтому подобные проблемы не возникают.

В то время как Алексей Бебешко все нам объяснял, мама Жени буквально металась по кабинету. Она не могла ни смотреть на рентгеновские снимки сына, ни слушать врача. Уж слишком сложно ей, творческой натуре, воспринимать слова специалиста. Но, с другой стороны, ей важно понимать ситуацию, контролировать ее, поэтому женщина не выходила из кабинета.

— Я всем врачам сразу объясняла, что Женя — музыкант, — продолжает Инна. — И когда речь зашла об операции, о том, что кости нужно зафиксировать спицами, мне сказали: велик риск повреждения сухожилия. Но ведь именно они отвечают за технику исполнения, беглость пальцев, что является самым главным для пианиста. Ортопеды-травматологи не стали настаивать на своем, мол, нам все равно, какая у него беглость пальцев, главное — спицы вставить. Наоборот, медики внимательно отнеслись к будущему моего ребенка, накладывая гипс. Кстати, Женя даже несколько дней провел в больнице. Специалисты наблюдали за рукой сына и его состоянием в целом.

— На следующий день кисть распухла, было больно, — говорит Женя. — Врачи немного расслабили гипс, стало легче. Через день отек прошел и мне разрешили уйти домой.

«Уже в шесть лет Женя играл сложные пьесы Чайковского»

— В каком возрасте вы заметили, что ваш сын музыкально одарен? — спрашиваю маму мальчика.

— Когда ему было года три. Он смотрел мультфильмы и повторял не фразы персонажей, а песенки. Слушая мелодию, начинал дирижировать. Дома у нас есть пианино (мне нужен инструмент, чтобы репетировать), сын подходил к нему и пальчиками перебирал клавиши. Ему очень нравились звуки. Когда я показала Женю педагогам, те в один голос заявили: талант нужно развивать! Поэтому я и отдала сына в подготовительный класс Киевской специализированной средней музыкальной школы имени Николая Лысенко.

В шесть лет Женя уже играл сложные пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского, выигрывал конкурсы, а в семь выступал с симфоническим оркестром во Львове. На данный момент сын — лауреат семи международных конкурсов. Помимо занятий в школе он учится у выдающегося педагога профессора Наталии Витальевны Гридневой, которая вырастила не одного известного пианиста.

— Как она отнеслась к тому, что Женя получил травму?

— Наталия Витальевна старается меня утешить. Говорит, что многие ее ученики, лауреаты самых известных конкурсов, ломали руки... Может, я так не волновалась бы, если бы Женя стал не музыкантом, а математиком, как я себе представляла, когда сын был совсем крошечным.

— Мама, какая математика? — удивляется мальчик. — Только музыка! Особенно мне нравится играть произведения Шопена, они у меня хорошо получаются.

Эту музыкальную семью сейчас стараются поддержать их друзья. Так, 9 октября в зале столичного Союза композиторов (улица Пушкинская, 32) в 19.00 состоится благотворительный концерт.

— Мои коллеги, с которыми я много работаю, — известный дирижер народный артист Украины Валерий Матюхин и знаменитый композитор Валентин Сильвестров — организовали такое замечательное мероприятие, — говорит Инна. — Их идею поддержал фонд художницы Зинаиды Лихачевой. Мы приглашаем всех желающих. Я тоже обязательно выступлю. Поддержка нам с сыном очень нужна и важна.

Знаете, до травмы мы с Женей считали, что самая большая наша проблема — отсутствие рояля. Инструмент стоит очень дорого, и позволить его купить мы не в состоянии, хотя сын и является лицом одной из компаний, которая продает рояли... Наше старенькое пианино буквально умирает. Мы даже летом на отдых ездим только в Мелитополь — якобы на море, а на самом деле у бабушки дома тоже есть пианино, за которым сын может репетировать. Отсутствие инструмента дома, конечно, серьезный вопрос, но здоровье — гораздо важнее. И сейчас мы озабочены только тем, чтобы Женя вылечился и не возникло осложнений.

— Мы будем наблюдать за кистью мальчика в течение года, — объясняет Анатолий Левицкий. — Травма, проходящая по зоне роста, требует повышенного внимания. Кроме того, сейчас, спустя две недели после перелома, мы можем изменить положение руки в гипсе. Теперь кисть выведем в так называемое физиологическое положение и снова зафиксируем более легкой конструкцией, чем гипс. В ней мальчику нужно провести еще четыре недели. Затем снимем жесткую фиксирующую повязку и сделаем рентгеновский снимок, чтобы убедиться: кости срослись. Только после этого можно будет разрабатывать руку. Но я попрошу вас сразу морально подготовиться к тому, что кисть нужно нагружать постепенно. Чрезмерная работа может привести к болевому синдрому. Этого нельзя допустить.

— Мы с сыном выполняем все, что рекомендуют нам врачи, — продолжает мама. — Ведь сами заинтересованы в том, чтобы Женя выздоровел как можно скорее. Специалисты мне объяснили: когда сын играет только правой рукой, левая все равно пассивно участвует в процессе. Это поможет ей в период реабилитации восстановиться быстрее. Надеюсь, так и будет.

P. S. Для всех, кто хочет поддержать эту талантливую семью, мы публикуем номер мобильного телефона Инны Галатенко: (093) 435-28-56.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»