Поездка по центральной части Киева — это лотерея. Чаще всего попадаешь в тянучку или пробку, но бывает, проедешь без проблем. Особенно удивляет, что на одной и той же улице можно либо простоять на всех светофорах, либо проскочить все перекрестки на зеленый свет. О том, почему так происходит, «ФАКТЫ» спросили у начальника столичной Госавтоинспекции Анатолия Куринного.
— Анатолий Владимирович, ГАИ специально устраивает эти «зеленые» и «красные волны»?
— В Киеве внедрена и работает первая очередь автоматизированной системы управления дорожным движением, которая действительно позволяет управлять движением в режиме координации («зеленая волна»). К примеру, если попасть в такую «зеленую волну», то при скорости 50 километров в час можно проехать любую улицу без остановок из одного конца в другой, при условии, конечно, что не будет заторов. Пока это в основном центральные улицы — Крещатик, Саксаганского, Жилянская, Красноармейская. Чтобы полностью контролировать транспортные потоки, необходимо достроить вторую очередь системы. Она предусматривает использование видеокамер, детекторов транспорта, информационных табло.
— Я так понимаю, до видеокамер дело дойдет не скоро. Но с пробками нужно что-то делать уже сегодня!
— К сожалению, одной системой управления транспортом эту проблему не решить. Многие владельцы оставляют машины прямо на проезжей части, не задумываясь о том, что их автомобиль мешает дорожному движению. Рычагов влияния на таких водителей у Госавтоинспекции на сегодняшний день очень мало. В отсутствие нарушителя инспектор даже не может составить протокол. Когда водитель наконец появляется, то сразу начинает рассказывать, будто авто сломалось. А на вопрос, почему в таком случае не включена «аварийка», отвечает, что включал ее, но... сел аккумулятор. Правда, на предложение помочь или вызвать эвакуатор, практически все нарушители реагируют отказом, поскольку машина, как правило, заводится без проблем. Но в любом случае от наказания такие водители не уходят. Почти каждый день наши сотрудники составляют около ста протоколов о нарушении правил парковки и стоянки.
— Помню, ГАИ не раз предлагала вернуть на улицы Киева эвакуаторы.
— Эвакуаторам не обязательно вывозить неправильно припаркованные машины на штрафплощадку. Достаточно просто переместить их туда, где они не будут мешать другим участникам дорожного движения. Там уже инспектор мог бы составить протокол о нарушении. Если бы водитель хоть раз не увидел машину там, где ее оставил, в следующий раз он бы хорошо подумал, стоит ли бросать автомобиль на проезжей части.
Кроме того, всем, кто строит офисные здания, обязательно надо позаботиться о парковке. И не на десяток машин, а на всю ту массу автомобилей, которые могут скапливаться у здания. Проблему, конечно, решили бы паркинги. В том числе и на конечных станциях метро, как это сделано, например, в Москве. Ведь приезжим было бы намного удобнее оставить свою машину на такой парковке и передвигаться по городу на метро или другом общественном транспорте — это не только сэкономит время, но и уменьшит заторы на дорогах.
— А какова, к слову, судьба так называемых перехватывающих паркингов, которые создавались к Евро-2012?
— Паркинги остались и используются по назначению. Но это вопрос, скорее, не к ГАИ, а к Главному управлению транспорта столичной госадминистрации.
Как правильно двигаться в пробках
Конечно, в будни с восьми утра до восьми вечера проехать центральную часть столицы на скорости 50 километров в час — это нечто из области фантастики. Чаще всего, передвигаться по центру приходится на первой передаче, трогаясь и вновь останавливаясь. Для многих водителей такая поездка — мучение. Не выдерживают испытание пробкой и автомобили. Нередко выходит из строя система охлаждения двигателя или сцепление. «ФАКТЫ» попросили экспертов посоветовать, как с наименьшими потерями выбраться из затора.
- При длительном стоянии в пробке двигатель любой машины начинает перегреваться. Для его охлаждения существует специальный вентилятор. Случается, что по каким-то причинам вентилятор не хочет работать, и это может грозить серьезными неприятностями для мотора. Поэтому в пробках следите за датчиком температуры охлаждающей жидкости (он находится на приборном щитке большинства автомобилей). Стрелка датчика не должна переходить в красную зону. Если заметили перегрев, включите на максимальную мощность отопитель салона — в машине будет жарко, но это позволит хотя бы временно охладить мотор, чтобы дотянуть до СТО.
- Если за рулем машины с механической коробкой передач находится неопытный водитель, длительная езда в пробке может закончиться для него вышедшим из строя сцеплением. Каждый раз, трогаясь с места, новичок сильно газует и до конца не отжимает педаль сцепления. Эксперты советуют действовать так: тронуться на первой передаче и сразу перейти на «нейтралку» (убрав ногу с педали сцепления), а затем, притормаживая, медленно подкатываться к идущей впереди машине. Однако на скользкой дороге выключать сцепление все-таки не рекомендуется.
- При плотном движении достаточно одному водителю постоянно перестраиваться из ряда в ряд, резко стартовать и останавливаться — и пробка обеспечена. В тянучке лучше двигаться плавно, без рывков. И тогда движение само собой пойдет быстрее! Одна беда — всегда найдется «любитель» воткнуть свой автомобиль в плавно движущийся ряд и тут же притормозить.
- Глушить двигатель в пробке имеет смысл, если движение действительно замерло надолго. При паузах до одной-двух минут делать это нет смысла, так как расход топлива на холостом ходу довольно небольшой — примерно два литра в час, а вот частый запуск может негативно сказаться на некоторых узлах мотора.
- В тянучке старайтесь встать за новым автомобилем, желательно иномаркой. В этом случае вам не придется дышать выхлопным чадом от старых «Жигулей».
- От ощущения собственной беспомощности многие водители, застряв в пробке, психологически себя накручивают. По словам медиков, тем самым они провоцируют стресс, который травмирует намного больше, чем вынужденная задержка. А потому лучший способ быстрее выбраться из пробки — перестать ее замечать, включив музыку или вспоминая о чем-то приятном.