Как сообщали «ФАКТЫ», пожизненное лишение свободы, конфискация всего имущества и более миллиона гривен морального ущерба — такой приговор вынес Дзержинский районный суд города Харькова одному из преступников, напавших на караул воинской части 22 марта 2012 года. В ту ночь двое братьев, вооруженных ножами и обрезом охотничьего ружья, перелезли через забор охраняемой территории на улице Деревянко. Злоумышленники собирались завладеть оружием военных. Во время налета погибли два человека. Нападавшие убили
О кровавой драме, разыгравшейся в Харькове на территории воинской части радиотехнической бригады, «ФАКТЫ» рассказывали подробно. Первым на пути налетчиков оказался
— В четыре часа утра я лично повел смену, — рассказал «ФАКТАМ» лейтенант Олег Гурин. — Возвращаясь с поста, подошел к калитке и позвонил в дверь караульного помещения. Открыл нам солдат Березюк. Вместе с караульным я пошел разряжать оружие в специально установленное место. В это время мы услышали шум и вернулись в караулку. Я шел первым. Едва открыл дверь, как на меня напал человек в маске и ударил ножом в голову. Надеясь, что я потерял сознание, он хотел двинуться дальше. Но я, падая, потянул его за собой. Между нами завязалась борьба. Налетчик нанес еще несколько ударов ножом, к счастью, меня защитил бушлат.
Когда мы дрались, я понял, что не удастся остановить злоумышленника, и предупредил: буду стрелять. Но он с еще большей яростью начал наносить удары. Все же я смог достать пистолет и выстрелил бандиту в грудь. Он, падая на меня, выставил перед собой нож, чтобы надавить на него весом тела. Я еще раз выстрелил. Через несколько секунд нападавший затих. Когда я вылез из-под него, услышал крик и увидел, что солдат Шило сидит сверху на другом бандите. Я предупредил второго преступника, что, если он двинется, буду стрелять на поражение. Это его быстро успокоило. И только тогда я заметил, что рядовой Володя Березюк лежит в луже крови.
Рядовой Игорь Шило так рассказал в суде о своей схватке с преступником:
— Когда я зашел в помещение, увидел драку между начальником караула и неизвестным мужчиной. Я снял автомат и попытался прикладом сбить нападающего. Так нас учили командиры — действовать ножом и прикладом. Вдруг на меня набросился еще один человек (подсудимый). Я обернулся, увидел у него в руке нож. Незнакомец замахнулся и попытался ранить меня в плечо. Но у меня был бронежилет, боли я не чувствовал. После чего схватил нападавшего за одежду, начал с ним бороться. Он упал, я оказался сверху. Злоумышленник еще наносил удары ножом, потом я увидел оружие у него в руках — даже не знал, что это обрез. Постарался прижать его руку к полу, прозвучал выстрел. Затем вырвал обрез и придушил им налетчика за шею.
Камеры наблюдения зафиксировали: вся схватка длилась девять минут. Но к преступлению, как установит следствие, братья-налетчики готовились около года.
К нападению на воинскую часть братьев подтолкнули долги. С 2007 года они занимали деньги, чтобы «раскрутить» собственный бизнес. Сумма, взятая в долг, оказалась внушительной — почти восемь миллионов гривен. И тогда, как установило следствие, младший брат Михаил, чтобы рассчитаться с кредиторами, предложил напасть на часть и похитить оружие. После обсуждения плана наступил период тщательной подготовки. Целый год Станислав и Михаил наблюдали за территорией, выясняли порядок несения караульной службы. У Станислава Радько высшее военное образование. Он окончил Московское военное высшее командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Служил в воздушно-десантных войсках и командовал мотострелковым взводом в Забайкальском военном округе. Тогда же по неизвестным причинам он сменил родную фамилию на Радько. Был знаком с армией и его брат Михаил Попельняк — прошел срочную службу в частях МЧС.
Братья купили у неустановленных лиц охотничье ружье, из которого Станислав сделал обрез. Через интернет-магазин приобрели два охотничьих ножа, два комплекта камуфляжной формы, две рации, по паре бесшумной обуви, маски и складную лестницу. Разработали маршрут — от своей квартиры на улице Астрономической через лесопарк к воинской части. Братья выяснили порядок смены караула, знали все о перемещениях военных и сумели найти место, через которое было легче всего проникнуть на закрытую территорию.
Обрез, камуфляж, ножи и рации преступники хранили в квартире на улице Астрономической, где живут их родители. Но, как полагает обвинение, о планах сыновей отец и мать не знали, потому что оружие и другие вещи братья прятали.
21 марта 2012 года около одиннадцати вечера Радько и Попельняк вышли из дома и направились к части. Три часа просидели в засаде. Из обвинительного заключения: «Около 4 часов утра Радько и Попельняк подошли к забору, ограждающему воинскую часть, прислонив к нему принесенную с собой лестницу, поочередно перебрались на территорию охраняемого военного объекта. Заняли позиции в укромных местах: Радько — за зданием караульного помещения, а Попельняк — возле входной двери в него».
В это время начальник караула Олег Гурин и солдат-срочник Игорь Шило вернулись с вышки и приблизились к калитке. Владимир Березюк вышел из караульного помещения, чтобы открыть им дверь. Воспользовавшись этим, Михаил Попельняк пробрался внутрь и напал на солдата Березюка.
Из обвинительного заключения: «Попельняк, действуя согласованно с Радько по заранее разработанному плану, подошел к Березюку со стороны спины и нанес ему девять ударов ножом по голове и туловищу, от которых тот упал на пол и умер. Радько в это время находился на территории караульного двора воинской части и следил за окружающей обстановкой».
Расправившись с Березюком, Михаил Попельняк остался в коридоре. Вскоре туда вошли Олег Гурин и Игорь Шило. Попельняк набросился на офицера. Суд установил, что Владимира Березюка убил младший брат. Однако обвинение в убийстве предъявлено и его сообщнику, так как они действовали совместно. Тем не менее на суде Станислав свою вину признал частично, всячески пытаясь убедить коллегию судей, что пошел на преступление исключительно ради помощи брату. Уверял, что входить в караульное помещение и тем более убивать военных они не собирались. Мол, думали, что солдаты, если их напугать обрезами и ножами, сами отдадут оружие.
При этом подсудимый признал, что у него была возможность не вступать в схватку. Но остаться в стороне он не мог, потому что внутри караулки находился брат. Как солдат Шило получил ножевые раны, Станислав не знает. И из обреза стрелял не в людей, а в сторону. Вообще на заседании обвиняемый вел себя абсолютно спокойно. Так, словно все происходящее его лично совершенно не касается. И даже приговор слушал, не выражая никаких эмоций.
Процесс по делу начался 26 сентября. А уже 15 октября коллегия судей огласила приговор. Суд назначил Станиславу Радько то наказание, которое требовало гособвинение: он приговорен к пожизненному заключению за умышленное убийство, покушение на умышленное убийство, незаконное обращение с оружием и разбойное нападение с целью захвата оружия. В полном объеме суд удовлетворил и гражданские иски потерпевших — Ларисе Березюк, Олегу Гурину и Игорю Шило осужденный должен будет выплатить в общей сложности миллион двести тысяч гривен. Еще двести тридцать одну тысячу двадцать пять гривен он обязан будет выплатить в качестве компенсации за судебные издержки. Также его лишили воинского звания «лейтенант запаса». Обстоятельств, которые смягчали бы вину, суд не обнаружил.
Прокурор города Харькова Евгений Попович наказанием для преступника удовлетворен:
— Я считаю, что приговор законный и справедливый. Хотя подсудимый пытался уйти от ответственности, и переложить часть вины на своего брата, суд это во внимание не принял.
Больше всего поведение Станислава Радько шокировало родителей убитого солдата. Мама Владимира Березюка, Лариса, призналась «ФАКТАМ», что ни разу, ни на одном заседании так и не увидела в глазах преступника раскаяния. До демобилизации Владимиру оставалась всего неделя. Теперь мама регулярно ездит к сыну на кладбище.
— По нашим земным законам этот человек получил все, чего мы ожидали, — сказала Лариса Березюк. — Теперь ему судья только Бог. Пусть он дальше живет со своим грехом и ждет высшего суда. Я знаю, что моему сыну хорошо там, где он сейчас. Недавно исполнилось полгода со дня его гибели. И сыночек впервые после смерти мне приснился. Он был радостный, и сон очень приятный. Но от этого мне все равно не легче. Для матери нет ничего страшней, чем потерять собственного ребенка. Боль никуда не уходит. И не уйдет никогда.
Отец убитого солдата Владимир Березюк надеется, что суровый приговор предотвратит в будущем подобные трагедии:
— Я думаю, преступники теперь подумают не один и не два раза, прежде чем идти на убийство. Да, у нас сейчас не очень сильная армия. Но в ней есть солдаты, которые не испугаются и защитят своих товарищей...
То, как себя вел подсудимый, меня шокировало. Раньше я служил во внутренних войсках, и мы охраняли спецсуды, перевозили смертников. Я видел, как серийные убийцы падали в обморок, когда им зачитывали приговор. Здесь же на лице подсудимого не дрогнул ни один мускул! Я думаю, он был готов к такому вердикту. В последнем слове Станислав Радько сказал: «Я не монстр. Я никого не хотел убивать». Но я ему не верю. По поведению подсудимого я понял, что именно он — более опытный, старший — был организатором нападения. Он мог отговорить младшего брата от совершения преступления, однако не сделал этого. А теперь все списывает на мертвого...
*Родители погибшего солдата Лариса и Владимир Березюк (крайние слева) и лейтенант Олег Гурин (крайний справа), участвовавший в схватке с налетчиками, говорят, что удовлетворены приговором
Однако адвокат подсудимого Игорь Дегтярь утверждает: погибший при нападении младший брат нарушил договоренность с его подзащитным, поскольку речи об убийстве между ними не было.
Также адвокат сказал, что Радько признал сумму морального ущерба. Но выплатить деньги не может, так как никакого имущества у него нет. Компенсировать ущерб осужденный обещает только в случае, если суд изменит меру наказания до 15 лет заключения. Тогда, выйдя на свободу, он намерен отработать долги.
P.S. Имена и фамилии подсудимого и его брата изменены, поскольку приговор не вступил в законную силу.
Фото Медиа-порт