Несмотря на требования МВФ, проблема непомерно дорогого российского газа будет решаться не за счет карманов простых украинцев, а благодаря разработке новых отечественных месторождений
Прошедшие на этой неделе переговоры между президентами Украины и России, к сожалению, не дали однозначный ответ на вопрос, будет ли в ближайшее время снижена цена на российский газ для нашей страны. Между тем международные финансовые организации упорно настаивают на повышении тарифов на газ для простых украинцев. Они считают неправильным, когда государство год за годом компенсирует народу слишком низкие цены на коммунальные услуги и энергоносители. Впрочем, правительство по-прежнему стойко держит обещание не повышать их стоимость. Как долго это еще продлится, мы попросили рассказать заместителя председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» Сергея Кацубу.
— Сергей Владимирович, накануне выборов много говорится, что цены на газ для населения вскоре поднимут. Мол, это условие Международного валютного фонда для предоставления кредита.
— Не скрою, мы находимся в непростом положении. Из-за контракта с Россией, заключенного при прежнем правительстве, НАК «Нефтегаз Украины» сейчас вынужден платить российскому «Газпрому» по миллиарду долларов в месяц! Фактически мы покупаем топливо по самой высокой цене в Европе. Эти деньги должны были бы идти на зарплаты и пенсии нашим бюджетникам, а не в бюджет «Газпрома». Вместе с тем для населения Украины тарифы на газ и тепло остаются на предельно низком (в нынешних экономических реалиях) уровне. А как может быть иначе? Ведь у нашего населения далеко не европейские зарплаты и пенсии, чтобы платить за газ и тепло, как немцы или поляки. И могу заверить ваших читателей, что как бы нам ни было трудно, мы и дальше будем придерживаться нынешних социальных приоритетов. Никакого повышения цены на газ в планах НАК «Нефтегаз Украины» нет и быть не может. Это касается и тарифов для тепловиков. Ни одна страна в мире в условиях экономического кризиса не повышала тарифы для своих граждан. Действительно, и Международный валютный фонд и Международное энергетическое агентство сейчас требуют повысить тарифы для населения до экономически обоснованного уровня. Но мы не можем пойти на такой шаг.
— Но бесконечно дотировать население тоже не выход из ситуации. Как же тогда решить проблему?
— Необходимо увеличивать нашу собственную добычу, вот в этом направлении мы сейчас и работаем. Отечественный газ обходится нам в два-три раза дешевле импортного. Кроме того, развивая свою добывающую отрасль, мы вкладываем средства в отечественную экономику, а покупая газ — в экономику нашего северного соседа.
— Насколько это реально?
— Пример США показывает, что при серьезном подходе к развитию добычи обеспечить страну собственными энергоносителями вполне реально. И я думаю, при взятых сейчас темпах мы максимум через семь-восемь лет полностью обеспечим Украину отечественным газом по доступной цене. Газовая «экономика» такова: чем больше добыча газа, тем ниже его цена. Уверен, что мы сможем сохранить для населения существующие цены на газ и тарифы.
— Последние несколько лет мы слышим о том, что НАК «Нефтегаз Украины» находится в сложном финансовом положении из-за необходимости покупать газ по очень высоким ценам, а продавать — по низким, и правительство вынуждено поддерживать компанию за счет средств госбюджета.
— А как можно обойтись без компенсации со стороны государства, когда «Нефтегаз Украины» покупает у России газ по 432 доллара за тысячу кубометров, а продает на внутреннем рынке для предприятий теплокоммунэнерго, ответственных за обогрев школ, больниц, детских садов, по 160 долларов! Разница и покрывается за счет бюджетных средств. Это тот груз ответственности перед населением, который правительство совместно с НАК «Нефтегаз Украины» берет на себя для сохранения нынешних тарифов на тепло и газ. Но для расчетов с «Газпромом» мы не взяли у государства ни копейки. Хотя, как я уже говорил, покупать приходится по баснословной цене. Вдумайтесь, газ для Украины стоит на 120 долларов (за тысячу кубометров. — Авт.) дороже, чем для Германии. Такой цены не выдержит ни одна европейская компания, не говоря уже об украинской.
— Раньше газификация населенных пунктов считалась достижением властей. Сейчас некоторые эксперты выступают против такой политики. Дескать, газ и так обходится стране слишком дорого, а мы сознательно увеличиваем его потребление! Как вы относитесь к продолжению реализации программы газификации населенных пунктов Украины?
— Учитывая ту тарифную политику, которую проводит правительство, газ по-прежнему является, по сути, единственным доступным энергоносителем. Поэтому лишать наших сограждан возможности пользоваться газом для обогрева своих домов было бы, согласитесь, несправедливо. Почему одно село имеет право быть газифицированным, а другие — нет? К сожалению, до 2010 года программа газификации населенных пунктов Украины была практически заморожена. В
— Получается, «Нефтегаз Украины» делает все, чтобы увеличить потребление газа, хотя это бьет по бюджету страны?
— Вы неправильно меня поняли. Мы как национальная компания заинтересованы в увеличении количества домохозяйств, подключенных к газовым сетям, и хотим, чтобы как можно больше граждан могли пользоваться «благами цивилизации», а не топили дровами «грубку» по примеру своих дедов и прадедов. Однако увеличение числа абонентов не связано напрямую с увеличением расхода газа. Здесь, скорее, играют роль вопросы экономии, учета и контроля, которые стоят у нас на первом месте. Только за первое полугодие мы сэкономили более полумиллиарда кубов газа и рассчитываем, что к концу года выйдем на миллиард. В денежном выражении это четыре миллиарда гривен. А, как известно, сэкономленное — это заработанные деньги. Большой потенциал для экономии я вижу и в сфере ЖКХ. Страна теряет огромное количество тепла (для производства которого расходуется газ) по причине изношенности теплотрасс и низкого КПД устаревших котлов. И реформирование коммунального хозяйства, по моему мнению, должно начинаться именно с модернизации и замены агрегатов и теплоцентралей. Снижая потери на транспортировку тепла, утепляя дома, мы можем значительно сократить потребление газа без ущерба для конечного потребителя.
— А может, в ходе переговоров с «Газпромом» все-таки получится добиться снижения цены?
— Одно не исключает другого. Мы будем продолжать диалог с Россией, поскольку это наши давние партнеры и основной объем импортного газа идет к нам именно из Российской Федерации. Вопрос, готова ли российская сторона к диалогу. Идет поиск компромисса в экономической плоскости. Могу сказать, что специалистами НАК «Нефтегаз Украины» и «Газпрома» разработано несколько вариантов решения газовой проблемы, которые переданы руководителям обеих стран. К сожалению, вопрос пересмотра контрактов на поставку газа, на мой взгляд, довольно сильно политизирован и у нас, и в России. К примеру, недавно Владимир Путин потребовал от «Газпрома» согласовывать все изменения к контрактам с российским президентом. А это полностью перевело переговорный процесс на уровень глав государств.
Впрочем, мы в любом случае не намерены просто сидеть и ждать, чем закончатся переговоры. Чтобы не зависеть от настроений в соседних странах, Украина так или иначе должна стать энергонезависимой. Поэтому «Нефтегаз Украины» задействует все варианты увеличения собственной добычи газа. Как никогда активные работы развернулись на шельфе Черного моря, где наши газодобытчики уже вышли на исторический максимум добычи газа с морских глубин. А буквально на днях НАК запустила проект сейсмологических исследований трех перспективных площадей Днепровско-Донецкой впадины, которые считаются крупнейшими в Европе по запасам углеводородов. Планируется проведение сейсморазведки и на больших глубинах Черного моря, где также находятся крупные запасы нефти и газа.
— Вы сказали, что через семь-восемь лет Украина сможет полностью обеспечить себя собственным газом. Не слишком ли оптимистично?
— Знаете, прогнозы — дело неблагодарное, особенно в сфере добычи нефти и газа, где инвестиции всегда считались достаточно высокорисковыми. Однако мы активно разрабатываем лишь те месторождения, которые с высокой долей вероятности обладают достаточно большими запасами. Кроме того, в своих оценках мы полагаемся на выводы и анализ международных экспертов, представляющих авторитетные международные энергетические организации. Они дают весьма позитивные отзывы нашим действиям по развитию внутренней добычи газа. Что же касается конкретных сроков, то давайте посмотрим, какими темпами движется Украина к поставленной цели. В этом году мы снизили закупки российского газа на 15 процентов, в следующем снизим еще на 12 процентов. Между тем только черноморский шельф в ближайшие несколько лет даст нам дополнительные два миллиарда кубометров газа. Так что, даже если мой прогноз по поводу семи-восьми лет окажется слишком оптимистичным, доля российского газа в энергобалансе Украины к этому сроку в любом случае станет незначительной. А это позволит сохранить цены на газ для населения и снять тот груз, который лежит на нашей экономике.