Бывшему главе Совета министров УССР, первому премьер-министру независимой Украины сегодня исполняется 80 лет
Несмотря на солидный возраст, глава Международного фонда гуманитарных и экономических связей Украины с Российской Федерацией Витольд Фокин выглядит собранным, бодрым и на покой, похоже, уходить не собирается. Пять лет назад ему поставили искусственные коленные суставы, но бывший премьер-министр продолжает выходить на теннисный корт, выигрывая партии у более молодых соперников. «Состояние покоя мне противопоказано. Раздражаясь и уставая от суеты, я, тем не менее, постоянно ее ищу», — признавался в одном из интервью «ФАКТАМ» Витольд Павлович.
Выпускник Днепропетровского горного института Витольд Фокин свыше 15 лет проработал на шахтах Луганщины. В 1971 году его пригласили на работу в аппарат Госплана УССР. «На Донбассе испокон веков заведено было участие руководителей всех рангов в спортивных играх. Тенниса, правда, не было, но был волейбол и футбол, — вспоминал Витольд Фокин. — Когда в
*На кортах спорткомплекса «Наука» в столице Витольд Фокин играет в теннис уже около 40 лет. Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
В 1972 году Витольд Фокин стал заместителем председателя Госплана. Когда в
«Дело было на шахте № 32бис в Луганской области, где я работал главным инженером, — рассказал Витольд Фокин. — Зимой 1957 года произошла крупная авария на обогатительной фабрике. Шахта остановилась, конвейерные ленты замерзли. Я трое суток не уходил с объекта, работал над ликвидацией аварии. Как вдруг заявляется начальник ОТК в пальто с бобровым воротником. Диспетчер Зубков ему говорит: «Что же ты пришел как на праздник! Шахта стоит, фабрика не работает. Ты же начальник!» А тот, стоя ко мне спиной, отвечает: «Пока есть такие дураки, как Фокин, я могу спокойно отдыхать в свой законный выходной». Я не сдержался и дал ему по морде. А когда осознал, что наделал, еще и головой в сугроб воткнул. Подумал: «Семь бед — один ответ!»
Выслушав рассказ, Владимир Щербицкий долго молчал, а затем задумчиво произнес: «На твоем месте я, наверное, поступил бы так же». И в 1987 году Витольда Фокина назначили председателем Госплана УССР. В ноябре
Будучи заядлым путешественником, Витольд Павлович обошел по периметру весь Советский Союз, сплавлялся на лодках почти по всем рекам Восточной Сибири, доводилось ему и отстреливаться от беглых зэков. «Санатории — не для меня, — признавался Витольд Фокин. — Я со товарищи плавал по притокам Лены, Яны, Индигирки, Колымы, Оби, Енисея... За свои 18 геологических экспедиций побывал практически везде — от Белого моря до Курильских островов... А о тайге скажу стихами:
Отпуск — это вопрос риторики.
Я в тайге — как на светлом празднике.
Целый год пребывал в наморднике,
Чтобы месяц побыть в накомарнике...»
«Путешествия, особенно северные, — рассказывал Витольд Павлович, — моя благородная, неизлечимая болезнь. На вертолете нас забрасывали в места, где, думаю, за всю историю мироздания не ступала нога человека. Зверь — непуганый, рыба — просто фантастических размеров. На резиновых лодках мы проносились над порогами, шиверами, перекатами. Первые два-три дня после сплава от физических нагрузок ужасно болят плечи, да и вытащить из воды
Самым счастливым днем в своей жизни Витольд Павлович считает 8 мая 1945 года, когда по радио объявили о безоговорочной капитуляции Германии и окончании Великой Отечественной войны. А самым непростым — день, когда принимал решение уйти с поста премьер-министра. «Знал ведь, понимал, что делаю ошибку... Тогда, осенью
Тем не менее Витольд Фокин не утратил оптимизма. «Я человек, который ни о чем не жалеет. Ни в прошлом, ни в настоящем. И впредь намерен руководствоваться принципом: делай, что должен — и пусть будет, что будет», — говорит он.
Присоединяясь к традиционным пожеланиям крепкого здоровья и долголетия, «ФАКТЫ» желают Витольду Павловичу неиссякаемой жизненной энергии, оптимизма, удачи и семейного благополучия.